Любовь к президенту

Акулам обломают перья?


В очередной раз поднимается ажиотаж вокруг свободы слова и закона “О СМИ”. Причем если в России толчком послужил теракт в Москве и его освещение в прессе, на телевидении и т. д., то в Казахстане такого повода не было, считают “Новости недели”. Тем не менее законопроект “О свободе слова, получения и распространения информации” был инициирован, “первая попытка рассмотреть его на заседании комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса закончилась небольшим скандалом. В. Землянов публично признал, что не готов отвечать на вопросы коллег по поводу законопроекта, и тут же был обвинен председателем комитета С. Жалыбиным в непрофессионализме”. В проекте “предлагается упростить порядок регистрации СМИ и обязать их ежегодно публиковать сведения о своих собственниках и изменениях в их составе. Документ разрешает физическому или юридическому лицу владеть только одним республиканским и одним региональным электронным СМИ” и так далее. Но сейчас, как сообщает издание, готовится еще три альтернативных законопроекта: правительственный, Министерства культуры, информации и общественного согласия и Международного фонда защиты свободы слова “Адил Соз”. Многострадальный закон, регламентирующий действия масс-медиа, не раз подвергался изменениям, но “нет предела совершенству” (“НН”). В общем, редакция сделала вывод, что депутатами при инициации законопроекта “двигала вовсе не забота о свободе слова, а собственные, сугубо политические интересы”. Но такой вывод, мягко говоря, поверхностен. Здесь следовало бы вспомнить события прошлой осени, оживление политической жизни, преследования журналистов, закрытие телеканалов и другие инциденты с участием СМИ, вследствие чего и возникли разговоры о законопроекте. А в итоге, как всегда, “каждое новое изменение законодательства в области СМИ бьет в первую очередь по самой пресловутой свободе слова и журналистам”.


Тегеран недоволен


“Иран намерен отозвать своего посла в Москве и спецпредставителя президента по Каспию. Недовольство Ирана вызвало соглашение о разделе Каспийского моря, которое Россия подписала с Азербайджаном. Тегеран надеялся получить 20% дна Каспия, однако теперь может рассчитывать только на 15. Во всех грехах обвинили иранского посла в Москве, который якобы не смог защитить интересы своей страны. Недоволен Иран и замораживанием строительства атомной электростанции в Бушере. Россия пошла на этот шаг под давлением США”. Впрочем, этому шагу предшествовали антироссийские заявления в иранских СМИ по поводу недавнего теракта в Москве. По мнению россиян, реакцию руководства Тегерана на действия чеченских боевиков можно считать молчаливым одобрением. И если Иран сделал свой выбор (ему маленькая исламская страна дороже стратегического партнера), заявил российский автор, то и мы вправе сделать свой – в пользу США, которые показали себя с наилучшей стороны… и так далее. Вот и сделали. В антироссийских настроениях, кстати, упрекали и Турцию. На страницах “Известий” было опубликовано письмо посла России в Анкаре, адресованное турецким СМИ.


Сегодня газета поместила на своих страницах статью бывшего премьер-министра РФ и министра иностранных дел, профессионального арабиста Евгения Примакова: “Война с исламом может расколоть Россию”, в которой автор заявляет, что “корни терроризма не в Коране”. И самое страшное, что, по его мнению, может произойти, – это “раздел мира на две цивилизации”, противопоставление исламскому миру так называемой “здоровой части” мирового сообщества. А это может привести к стиранию “грани между исламским фундаментализмом и исламским экстремизмом”.


Датский корреспондент Поль Хансен, один из участников чеченского конгресса, считает, что “беда в том, что условия жизни в Чечне диктуют далеко не интеллектуалы. Молодые люди, которые захватили театр, — это те, кто вырос на войне и в школу не ходил” (“Новости недели”). Отсюда вывод – чеченцам нужно давать образование, и не открывать филиалы в Грозном, а дать им доступ в лучшие вузы страны. Пока что все делается с точностью до наоборот: “в зимнюю сессию, по неофициальной информации, московские вузы может охватить неожиданный всплеск академической неуспеваемости среди чеченцев – с оргвыводами в виде исключения. Во всяком случае, сами студенты к этому готовятся”. И это еще не самое страшное, зачистки в столице свидетельствуют: теракт на Дубровке в первую очередь сдетонировал по московским чеченцам.


Президентское сердце…


Не так давно Россию захлестнула настоящая волна любви к президенту, в его честь сочинялись стихи, песни, появились футболки с его изображением и лаконичным слоганом “Все путем!”. Как выясняется, проявления президентофилии и нам не чужды. Во время Всемирного курултая казахов делегаты смогли посмотреть спектакль, который называется “Сердце президента”. “Написала и поставила пьесу режиссер Туркестанского театра Сая Касымбек. Главных героев в произведении два – президент и его сердце. Помимо неугомонного органа, который дает свои советы, в пьесе Нурсултана Абишевича сопровождают два образа-видения: Ана (мать) и хан Кене. Вместе они поддерживают главу молодого государства в принятии решений. Сая Касымбек определила для себя и зрителей четыре главных решения президента Назарбаева: отказ от ядерного оружия, введение тенге, придание государственного статуса казахскому языку и перенос столицы в Астану”. Отрицательные герои пьесы – это “друг, который оказывается подлым врагом, и пять иностранцев. Вместе они олицетворяют недружелюбное мировое сообщество, которое не всегда справедливо к маленьким и слабым”. О том, есть ли в пьесе “народ”, “Время” не сообщило. Впрочем, если и есть, то он, скорее всего, по своему обыкновению, безмолвствует (присутствует незримо). Ну, кто подразумевается под другом-предателем, понятно без слов. А насчет иностранных супостатов – это режиссер погорячилась. Не все они на одно лицо. Вот на днях Международный Союз архитекторов наградил главу нашего государства Знаком Почета. Такого отличия удостаиваются “деятели из разных стран мира в исключительных случаях, вносящие значительный вклад в развитие архитектуры. Президенту Казахстана Н. Назарбаеву высокая награда была присуждена, сказал он, за особое внимание и поддержку, оказываемые им архитектурному развитию Казахстана, и особенно в связи со строительством новой столицы – Астаны”. (“Казахстанская правда”).