Президент Акаев воюет с собственным народом

Полицейские с автоматами против делегатов третьего курултая

Въезд в столицу Кыргызстана со стороны казахстанской границы нынче плотно заблокирован. Всем, кто решается пересечь Кордайский перевал, на подступах к столице соседней республики, некогда называемой братской, путь преграждают кордоны различных служб. Здесь и пограничники, и просто дорожная полиция, и таможенники, и даже экологический пост. По правде говоря, парни в камуфляже не слишком строги и придирчивы. Их больше интересуют не наши документы или наличие запрещенных грузов, а “зелененькие” или наши тенге. Такса за въезд и беспрепятственный пропуск не слишком велика: в Кыргызстане, где минимальная зарплата составляет 100 сомов (эквивалент $2), рады и нашим 30 тенгушкам. Одолев бесчисленные кордоны и передав в руки кыргызстанским блюстителям порядка энную сумму тенге, казахстанская делегация из числа членов НПО “Ар-Рух-Хак” и журналистов наконец попадает в Бишкек. Однако на площадь, где расположены резиденция президента Акаева и Жогару Кенеш, нашу машину не пускают. Везде выставлены кордоны полицейских. Так власти республики готовились к Третьему курултаю народа Кыргызстана. Оставив машину, идем пешком к парламенту. По дороге нас останавливают полицейские, но узнав, что мы из Казахстана и направляемся на пресс-конференцию в Жогару Кенеш, пропускают. По дороге мы насчитываем 8 автобусов и 12 “газелей”, где сидят в полной готовности полицейские. Позже узнаем, что на площади перед резиденцией и Домом парламента, было выставлено около 1000 полицейских. Это почти по полтора полицейских на каждого из делегатов курултая.


Возле Жогару Кенеш толпа людей, которыми руководит женщина в затемненных очках. Сюда же подъезжают машины, из которых высаживаются новые люди, присоединяющиеся к толпе. Журналистское любопытство толкает вперед, и я, включив диктофон, пристраиваюсь рядом. И словно не было преодоленного расстояния по заснеженному Кордаю; те же речи, что и у нас. Убеленные сединой аксакалы, пожилая русская женщина, совсем юная девушка – все они, как один, говорят заученное: “Нет альтернативы Акаеву!”. Правда, в отличие от казахстанских провластных митингов образ врага здесь найден: ими объявлены часть депутатов Жогару Кенеш, требующих от президента Акаева выполнения взятых обязательств, привлечения к судебной ответственности виновных в расстреле мирных демонстрантов в марте 2002 в селе Аксы. Казахстанские апологеты власти обычно громят всех подряд, не останавливаясь на персоналиях. Как потом выяснилось, митинг в защиту Аскара Акаева организовала глава Первомайского района Бишкека Токон Шалиева. Ей нет нужды прибегать к вышестоящим инстанциям: она сама себе выписывает разрешение на проведение митингов, пикетов и других акций. И, конечно же, подобное разрешение получает.


Пока сторонники главы государства вырывали мегафон из рук друг друга в надежде, что их запомнят и оповестят о том Аскара Акаева, в Жогару Кенеш заканчивалась пресс-конференция членов оргкомитета по организации 3-го народного курултая. К сожалению, на нее мы не успели, пока оформляли документы. Пресс-конференцию пытались сорвать активисты, подготовленные Токон Шалиевой. Однако членам оргкомитета удалось разъяснить журналистам, что 3-й курултай не сорван, а перенесен из-за того, что власти отказались предоставить помещение для его проведения.


Лидер Компартии Кыргызстана Абсамат Масалиев, являющийся депутатом Жогару Кенеш, рассказал нам, какие шаги буду предприниматься для того, чтобы заставить власти пойти на диалог с оппозицией и выполнить Кара-кульский меморандум. Этот меморандум был подписан 15 сентября этого года рядом депутатов Жогару Кенеш, представителями общественности села Аксы. А со стороны власти его подписали Торага Жогару Кенеш А. Борубаев, первый заместитель премьер-министра К.Осмонов, вице-премьер Б.Мамбетов, министр внутренних дел Субанбеков, заместитель Генерального прокурора К. Абдиев.


По словам А. Масалиева, власти не выполнили положения меморандума, включавшие в себя ряд требований. А именно: привлечение к ответственности виновных в кровопролитии в Аксы, освобождение из заключения бывшего вице-президента страны Феликса Кулова, восстановление прав кандидата в депутаты Жогару Кенеш Усена Садыкова. Именно поэтому было решено собрать 3-й курултай народа Кыргызстана, куда пригласили Аскара Акаева и других должностных лиц. Однако власти отказались предоставить помещение, и оргкомитет был вынужден перенести курултай. Пока новая дата курултая неизвестна, однако, как подчеркнул Абсамат Масалиев, будет сделано все, чтобы не допустить нового кровопролития. Между тем в штабе партии “Ар-Намыс”, которую возглавляет Феликс Кулов, нам сообщили, что полиция арестовала несколько сотен человек, выступивших маршем на Бишкек для проведения акции протеста. Сами ар-намысовцы недосчитали 90 делегатов курултая от своей партии из 110. Официально власти признали арест 109 человек, однако, по сообщениям общественных объединений и политических партий, неизвестно, где находятся 300 человек, избранных делегатами курултая.


На курултае предполагалось принять обращение с внесением изменений в Конституцию. В Кыргызстане сейчас готовятся к проведению конституционной реформы. Как заявляет Абсамат Масалиев, президент Акаев вынужден сделать часть уступок и вернуть некоторые полномочия парламенту. Экономическое и социальное положение Кыргызстана, некогда слывшего “островком демократии” на постсоветском пространстве, весьма плачевно. Республика, имевшая в былые времена поголовье овец в 10 млн., сейчас влачит жалкое существование. Минимальная потребительская корзина составляет 1450 сомов, а зарплата в среднем доходит до 100 сомов, и то в лучшем случае. Внешний долг страны равен $2 млрд., что может быть сопоставимо с бюджетом Кыргызстана на 10 лет. Около 1 млн. жителей республики работают вне ее пределов, в основном в России, Казахстане и Узбекистане, выполняя за гроши самую тяжелую работу. Для страны, насчитывающей всего около 4 млн. жителей, такая потеря рабочих рук сказывается во всех сферах. Простаивают предприятия, село находится в упадке. Как отмечает лидер коммунистов, виной столь вопиющего положения в экономике и социальной сфере является бездумно проведенная приватизация объектов промышленности, особенно энергетического комплекса. И сегодня у власти нет ничего, что могло бы остановить народный гнев, кроме полицейских с автоматами.


… Мы уезжали из Бишкека вечером. Ноябрьские сумерки спускаются на землю рано. По словам директора НПО ДВК “Ар-Рух-Хак” Бахытжан Торегожиной, организовавшей поездку, цель была достигнута: мы своими глазами увидели, как власти Кыргызстана борются с собственным народом. Приемы те же, что и у казахстанских властей. Видимо, ничего нового власти посттоталитарных стран придумать не в состоянии. Свою бездарность в управлении государством и непомерную жажду власти они прикрывают высокими словами о демократии и о вхождении в мировую цивилизацию. А на деле мы видим полицию и автоматы, направленные против граждан своей страны.