О свободе передвижения казахстанцам придется забыть

Но осадок остался…


Информация об участии в теракте на Дубровке казахстанца Армана Менкеева оказалась очередной профанацией. Об этом сегодня сообщило ежедневное “Время”: “У нас Арман Менкеев не проходит, — заявил нашему столичному корреспонденту Умирбай Мусаев, заместитель начальника департамента миграционного ведомства. – Он не документирован. Мы проверили по нашей базе данных. Менкеев у нас документы не получал”. Аналогичный ответ был получен и от Вячеслава Ковалева, пресс-атташе посольства Казахстана в России. Министр внутренних дел Каирбек Сулейменов обнародовал следующую информацию: “Такой человек действительно уроженец Казахстана. Арман Менкеев родился в Атбасаре 1963 году. В 1981 году его призвали в ряды Вооруженных сил. Службу он проходил в России, где и остался на постоянное место жительства. О его дальнейшей судьбе нам ничего не известно”. В городской прокуратуре Москвы изданию дали следующие разъяснения: “На прошлой неделе действительно арестованы трое человек по подозрению в захвате заложников на Дубровке и взрыву у “Макдональдса”. Однако все они чеченцы. Вашего соотечественника там и близко нет. Это точно. Впрочем, человек по фамилии Менкеев может проходить по какому-либо другому делу. У нас их тысячи. Но не факт, что он казахстанец”. Вот так вот. Снова интересная и вполне узнаваемая ситуация: не казахстанец, а россиянин, и проходит совсем по другому делу, а может, и не проходит. Но с разоблачениями и уточнениями в российских СМИ что-то не спешат… Зато на обвинение в покушении на президента Туркмении Сапармурада Ниязова наверняка отреагируют более оперативно. Официальные источники сообщили, что “президентский кортеж был обстрелян из автоматического оружия. По крайней мере один человек ранен, сам С. Ниязов не пострадал. Он заявил, что за акцией стоит бывший вице-премьер Б. Шихмурадов, а также другие оппозиционные политики, находящиеся в эмиграции. Организатором назван бывший первый замминистра сельского хозяйства И. Ыклымов. Все они высказывались за смещение С. Ниязова. Официальная версия властей якобы подтверждается показаниями 16 арестованных злоумышленников, среди которых 4 – граждане Грузии. Начальник отдела международной информации аппарата президента С. Дурдыев заявил, что и в России есть политики, которые покровительствовали организаторам покушения” (“Новости недели”). Но политолог Н.Кузьмин считает, что действовали здесь непрофессионалы, об этом говорит использование стрелкового автоматического оружия против бронированных машин. “Говорить о “российском следе”, подразумевая спецслужбы России, также нет резона – все из-за того же непрофессионализма… Вообще, заявлять о заинтересованности иностранных государств в устранении Туркменбаши с президентского поста, по-моему, бессмысленно. При всей экстравагантности внутренней политики во внешних делах С. Ниязов вменяем и прагматичен”.


Де-юре и де-факто


Тем временем в Дании все активнее обсуждают проблему Чечни. Здесь должна состояться встреча, “организаторами которой стали Социалистическая народная партия Дании, “Комитет в поддержку Чечни” и “Международный комитет защиты Закаева”. Если предыдущий чеченский форум проходил в пятизвездочном отеле Radisson SAS, то на этот раз общение участников конференции проходило в стенах не менее респектабельных – национальном парламенте” (“Новости недели”). И это, по мнению российской стороны, выглядит как неприкрытая провокация. Официальное представительство РФ по-прежнему настаивает на том, что “проблему Чечни Россия решит сама” (“АиФ-Казахстан”). Но это невозможно уже хотя бы потому, что существует еще и проблема чеченских беженцев. “По оценкам представительства Верховного комиссара ООН по делам беженцев, на сегодняшний день в Казахстане насчитывается около 19500 человек, ищущих убежища. Из них всего 630 человек официально зарегистрированы и получили статус беженца. Эти люди имеют специальное удостоверение беженца сроком на полгода или год с возможным продлением этого срока”. При этом “самую большую категорию беженцев в Казахстане представляют чеченцы. По официальным данным, их в республике около 12500 человек. Однако специалисты управления по миграции и демографии считают, что эта цифра сильно занижена”. И ни один из них не получил в Казахстане официального статуса беженца. Как сообщил “Новостям недели” глава миссии Управления Верховного комиссариата по делам беженцев Юсаку Ханью, “в связи с ситуацией в Чечне Казахстану трудно признать людей из этой местности беженцами. Они имеют статус иностранцев – граждан России. Но ведь все отлично понимают, что эти люди бежали от войны. Поэтому у нас с местными властями существовало соглашение о том, что чеченцев не признают беженцами де-юре, но считают таковыми де-факто. Это устраивало всех. Но Казахстан почему-то нарушил этот негласный договор. В последнее время на севере республики участились случаи выдворения чеченских беженцев с наложением на них административного штрафа в 16 тыс. тенге и повального отказа в регистрации. Это нарушает статью 33 Конвенции по правам беженцев, участником которой является Казахстан”. Более того, на сегодняшний день все больше случаев отказа “в регистрации чеченским беженцам в различных регионах республики, имеются также факты их выдворения за пределы страны”. Позиция казахстанского руководства вызывает недоумение: например, министр иностранных дел Касымжомарт Токаев внезапно “забывает” о том, что “еще в январе 1999 года Казахстан присоединился к Женевской конвенции о статусе беженца” (АиФ-Казахстан”). А сейчас “Казахстан ждет решения о своем вступлении в международную организацию по миграции, а это означает, что в скором будущем республике за соблюдение прав человека” придется держать ответ уже перед всем миром. Касымжомарту Кемелевичу следовало бы записывать, куда и когда вступает Казахстан, если запомнить сложно.


Хотя, может быть, и не в памяти дело. Ведь даже коренных казахстанцев подвергают “документальной дискриминации”, что уж тут говорить о беженцах. “Известия” сообщают, что, согласно новым правилам регистрации и выдачи удостоверений, наши соотечественники будут отныне вынуждены “менять удостоверение личности и паспорт при каждой смене местожительства, даже если переезд осуществляется в границах одного и того же населенного пункта”. Причина проста: в новые образцы введено новшество – строка, где указан адрес, по которому проживает гражданин. То есть теперь, даже если вы переехали в новую квартиру на соседней улице, то должны будете поменять документы. Самое интересное, в ГУВД Алматы сообщили, что “адреса в новые удостоверения личности введены, “по многочисленным просьбам казахстанцев”, правда, пожелавших сделать это инкогнито. Судя по всему, эти самые казахстанцы жить не могут без очередей в паспортных столах на обмен документов”. Получить бы еще ответ на вопрос, почему в наших официальных ведомствах игнорируют обращения от вполне реальных и уважаемых персон, но так быстро реагируют на странные желания таинственных незнакомцев?


А сколько сломано перьев…


“Экспресс К” сообщил о том, что ответ на вопрос о том, “кто же избил Артура Платонова 16 августа этого года, найден. Вчера в Медеуском районном суде Алматы огласили приговор”. И хотя пенсионеры МВД так до конца и не признали свою вину, изучив все материалы, суд все же решил, что “вина подсудимых полностью доказана. Принимая во внимание положительные личные характеристики подсудимых, пенсионный возраст, отсутствие судимости, заслуги перед государством, суд приговорил Аяпова, Уткелова и Ибраимханова признать виновными в совершении преступления и назначить каждому в качестве меры наказания один год условно”.


Обращение “гражданцев”


Одна из провластных партий обратилась через масс-медиа (газету “Экспресс К”) к своим оппонентам со следующим заявлением:


“Независимо от участия или неучастия в данном процессе наших оппонентов Гражданская партия намерена инициировать обсуждение ключевых вопросов взаимодействия общества и власти в целях их реорганизации в более открытую и более прозрачную систему. Мы призываем будущих партнеров по совещанию не размениваться на обсуждение частных вопросов или личных взаимоотношений, способных выхолостить содержание дискуссии. Возможно, именно такой результат устраивал бы сторонних наблюдателей, но он недопустим для сильного и демократического Казахстана”. Далее перечислив те темы, которые можно поднимать на предстоящем 2 декабря первом заседании, ГП вновь призывает “всех коллег и оппонентов сделать работу совещания рациональной и максимально продуктивной”, то есть диалог будет возможен лишь в “конструктивной форме” и без сюрпризов. Снова власть указывает, где, когда, кто и о чем будет говорить на Рабочем совещании. Но тогда диалог ли это?