Северная Осетия чтит \»языческого\» Святого Георгия

Отдавая дань самому важному религиозному празднику, жители Северной Осетии свободно соединяют в одно имена Святого Георгия и языческого божества Уастырджи - однако не уважают свободы в употреблении водки на застольях, посвященных этому празднику

\»Уастырджи, дай нам своей благодати\», — произносит слова древней молитвы хистар (старший стола), и все мужчины, сидящие за праздничным столом в одном из домов осетинского села Хаталдон, встают. За Бога не пристало пить сидя.


\»И немедленно выключите мобильные телефоны, чтобы они не отвлекали нас от застолья\», — добавляет старший.


Этот праздник, известный как Джиоргуыба, длится в Северной Осетии всю третью неделю ноября и представляет собой смесь древнего и современного, языческого и христианского.


Празднества посвящены Святому Георгию — осетины, как и грузины, отмечают не день смерти почитаемого святого, а день его колесования.


В имени Святого Георгия лингвист, составитель историко-этимологического словаря осетинского языка Василий Абаев находит общий корень с \»Уастырджи\» — именем языческого божества осетин.


Никто не отрицает тот факт, что за христианским названием праздника Джиоргуыба, который известен здесь уже около тысячи лет, с тех пор как аланы — предки осетин, в конце IХ века приняли христианство, стоит древний языческий ритуал.


В результате Святой Георгий оказывается седобородым старцем, а не 30-летним воином, как это описано в сюжетах агиографической литературы. И то, что великомученик Георгий Победоносец погиб за веру Христову, как раз отвергая язычество, никого в Осетии не смущает.


Эта картина как нельзя лучше представляет ту странную смесь язычества и православного христианства, которую уже несколько веков совершенно органично исповедуют жители Северной Осетии, не ощущая никаких внутренних противоречий и даже не замечая, где начинается одно и заканчивается другое. Уастырджи считается одним из главных покровителей посвященных древним языческим богам святилищ.


\»По имени и по известным наружным обычаям и обрядам осетины отчасти магометане, в преобладающем числе христиане. Но в действительности, как в их правах, так и в религиозных проявлениях продолжают господствовать древние языческие обряды, указывающие на прежний элементарный культ\», — писал в конце ХIХ века немецкий ученый Ганс Мерцбахер.


За сто следующих лет в верованиях осетин мало что изменилось. Современные меценаты с одинаковым усердием жертвуют как на православные монастыри, так и на придорожные святилища в честь тех или иных языческих божеств, святых, духов — дзуары.


Поэтому и удивительное событие зимой 1992 года — явление школьникам из небольшого города Дигоры Святого Георгия во всей своей языческой красе, не помешало местным журналистам назвать этот день \»точкой отсчета ренессанса христианства в Северной Осетии\».


Происшествие и впрямь было неординарным. Дети играли в хоккей на замерзшей речке, когда на крышу дома неподалеку прямо с небес опустился огромного роста всадник в белом одеянии на трехногом коне. Небожитель, по словам очевидцев, произнес две фразы: \»Вы перестали молиться Богу\» и \»Берегите свою молодежь\».


Четкие отпечатки распростертых крыльев до полутора метров в каждую сторону и углублений от копыт коня были различимы на крыше дома еще две недели. На них не ложился снег, они не таяли на солнце. В память о явлении Уастырджи в Дигоре была построена церковь.


Бог един — верят осетины. А иначе, говорят местные жители, почему стихийные бедствия последних лет щадили равно христианские святыни и языческие места поклонения? Так, летнее наводнение затопило все дома в селении Верхний Фиагдон, но обошло стороной церковь Святой Троицы. А последний ком грязи ледяной лавины, уничтожившей этой осенью Кармадонское ущелье, упал у дзуара Уастырджи.


\»Я не вижу в этом случайности\», — говорит доктор исторических наук Михаил Гиоев. — Уастырджи — любимое божество осетин, покровитель мужчин, путников и воинов, но главное, что Уастырджи — посредник между Богом и людьми, их союзник, который всегда готов помочь людям\».


Праздник Джиоргуыба исстари начинается в третье воскресенье последнего осеннего месяца и обычно бывает отмечен особыми знаками. В 2001 году строящемуся во Владикавказе кафедральному собору Святого Георгия была пожертвована звонница. В этом году 24 ноября, в день колесования Святого великомученика Георгия, в собор из Ивановской области России прибыли две чудотворные иконы — Святого Георгия Победоносца и Святого Николая Угодника.


В этот раз в храме впервые при большом стечении народа состоялось торжественное богослужение, на котором присутствовали президент Республики Северная Осетия-Алания Александр Дзасохов, председатель правительства Михаил Шаталов. Перед началом литургии протоирей Павел Самойленко передал народу Осетии поздравление от патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго.


\»Я по-настоящему счастлив сегодня. Джиоргуыба — для каждого осетина особенный праздник. Опять же есть законный повод выпить. А если серьезно, Уастырджи считается покровителем мужчин и путников. А что есть наша жизнь — дорога, все мы идем по ней с верой в сердце, под правым крылом Святого Георгия\», — взволнованно говорил IWPR один из прихожан, юрист Алан Магкаев.


Слившиеся воедино христианские и языческие корни этого праздника выражаются и в его полном соответствии времени года — в конце ноября урожай уже убран и можно позволить себе воспользоваться его плодами. Характерен и соответствующий ритуал этого осетинского застолья, испытанный веками: первый тост- молитва к Хуцауты Хуцау (Богу Богов), второй — обращение к Святому Георгию.


В каждом осетинском доме к 23 ноября готовят три пирога с сыром — традиционное блюдо, символизирующее триединство неба, солнца и земли. В старину специально к празднику варили пиво. Теперь вполне обходятся баночным, а еще чаще на столах появляется водка. К явному неудовольствию блюстителей традиций.


\»Мысли за столом на Джиоргуыба, — считает Маирбек Гостиев, — должны быть ясными и незамутненными алкоголем. В противном случае полный духовного смысла ритуал превращается в обычную пьянку\».


С именем Святого Георгия связана в Осетии и священная роща Хетага, где по преданию Уастырджи явился принявшему христианство аланскому княжичу. На день святого Хетага (второй после Джиоргуыба народный праздник с государственным статусом) во второе воскресенье июля к роще стекаются тысячи паломников.


Древний обычай запрещает громко разговаривать, а тем более браниться, ссориться в роще. В июле 1993 года группа молодых людей затеяла в роще перестрелку. Старожилы не помнят урагана такой силы, что разразился над Владикавказом день спустя.


\»Мы несем коллективную ответственность перед Богом за все, что происходит на нашей земле\», — считает археолог Михаил Мамиев. — И когда кто-то рядом грешит, не думайте, что вас это не касается. И не удивляйтесь, когда коснется\».


Эти заповеди постепенно приобретают значение основы основ государственной религии Северной Осетии. И со слов \»Уастырджи, дай нам своей благодати\» теперь начинается не только ритуальная застольная молитва, но и государственный гимн республики.


Ксения Гокоева — генеральный директор Независимой информационной компании, Владикавказ