Узбекистан: растет недовольство местных жителей авиабазой в Ханабаде

Соседство с авиабазой антитеррористической коалиции обернулось для местных жителей большими потерями: их ограничили в свободе передвижения и лишили земельных участков

В поселке Ханабад южной Кашкадарьинской области Узбекистана, где уже более года размещается авиабаза сил антитеррористической коалиции во главе с США, зреет народное недовольство. Ханабадцы готовы выйти на улицы с протестом против тех ограничений, которые появились в их жизни с прибытием в Ханабад американцев.


Благодаря стараниям американских и узбекских служб безопасности, за прошедший год поселок Ханабад, на территории которого находится одноименная авиабаза, превратился в неприступную крепость.


Колючая проволока, многочисленные блокпосты и недавно сооруженная вокруг поселка высокая бетонная стена сильно осложнили связь более чем пяти тысяч ханабадцев с внешним миром.


С одной стороны, местные жители благодарны военнослужащим США, так как с их прибытием молодежь в Ханабаде, да и в округе, смогла найти хорошо оплачиваемую — по местным меркам — работу.


Как сообщил контрибьюторам IWPR один узбекский пилот, в настоящее время на авиабазе занято примерно 700 человек из числа местных жителей, которые в основном работают на строительстве, занимаются уборкой территории, туалетов и душевых, вывозом мусора, стиркой одежды и белья.


С другой стороны, многочисленные блокпосты вокруг Ханабада являются источником постоянных трений и конфликтов. Местные жители жалуются на вымогательства и другие нарушения со стороны узбекских военнослужащих, охраняющих въезды в поселок.


Стратегическое партнерство с США началось более года назад — после событий 11 сентября 2001 года — когда антитеррористическая коалиция объявила войну режиму талибов в Афганистане.


Пребывание американских солдат на узбекской авиабазе исключительно выгодно как антитеррористической коалиции, так и самому Узбекистану, но не вполне устраивает пятитысячное население Ханабада.


Недавно ханабадцев потрясла выходка военнослужащих одного из блокпостов, не пропустивших в поселок идущих со сбора хлопка 15-летних девушек, у которых не оказалось паспортов. При этом всем известно, что в Узбекистане паспорта выдаются с 16 лет.


Этот случай вывел ханабадцев из себя. В беседе с контрибьюторами IWPR они сообщили, что женщины поселка готовы организовать митинг протеста против надоевших всем жестких ограничений на въезд и выезд из Ханабада.


Наш поселок уже год, как превратился в режимный объект. Все ханабадцы обязаны ходить с паспортами, при каждом выходе и входе в Ханабад нужно предъявлять документы солдатам, а если решишь пригласить гостей, то надо заранее предоставить их список на блокпост. Нам это все уже надоело”, — говорит житель поселка Хикматулла Ишонбоев.


Более всего ситуация осложняется, по словам местных жителей, когда случаются такие непредвиденные события, как болезнь или смерть, когда нет времени и возможности заниматься подготовкой документов для приезда родных. Уже не раз бывало, что похороны и поминки проходили без близких родственников, так как их просто не пропускали в поселок.


Но в то же время, по словам ханабадцев, все проблемы можно решить, если предложить стоящему на дежурстве солдату немного денег, сигареты или водку.


Получать деньги или подарки от приезжающих в Ханабад людей, позабывших документы или просто желающих навестить родных и знакомых, стало привычным делом для узбекских военнослужащих. Освоившись на прибыльном месте, по словам местных жителей, солдаты начали требовать деньги и у самих ханабадцев.


Я строю дом, купил несколько мешков цемента, но не мог их ввезти в Ханабад, — рассказывает местный житель Ахмед. — Солдаты очень долго рассматривали эти мешки, а затем просто попросили дать им немного денег или купить сигареты. Почему каждый раз за вход в собственный дом я должен платить?


Местные крестьяне жалуются также на то, что американцы помимо 300 гектаров земли, которые были им выделены первоначально, заняли еще дополнительно 33 гектара, и при этом вместе с новым участком к ним перешел главный оросительный канал, обеспечивавший поливной водой жителей Ханабада.


Мы лишились нашего водного канала, который американцы уже засыпали землей, — говорит председатель махаллинского комитета Отаулла Зиятов. — Нам обещали выплатить компенсацию, но пока этого не сделано. Если срочно не принять меры, могут пострадать озимые и другие культуры”.


Кроме того, по словам жителей поселка, американцам отошли участки, на которых четыре фермерских хозяйства посеяли хлопок. Фермерам заплатили компенсацию, но, по их словам, она покрыла лишь часть расходов.


Я почти год бегал по разным инстанциям, — рассказывает фермер Хидирали Эргашев, — чтобы оформить этот участок под фермерское хозяйство, вложил огромную сумму. У меня были большие планы, и вот спустя 2 года у меня эту землю отняли, оплатив лишь половину затраченного мною”.


В ходе своего недавнего визита в Ташкент главнокомандующий ВС США Томми Фрэнкс пообещал, что территория ханабадской авиабазы больше не будет расширяться в ущерб местным жителям.


Руководитель кашкадарьинского Общества по правам человека Узбекистана (ОПЧУ) Ядгар Турлибеков отмечает, что власти мало что сделали, чтобы защитить местное население в районе авиабазы.


Это — массовое ущемление прав людей, которое не может быть оправдано никакими военно-политическими целями”, — сказал Турлибеков.


Вопрос о положении ханабадцев Турлибеков поднял в начале ноября в ходе встречи местных правозащитников с помощником Госсекретаря США по демократии и правам человека Лорном Крейнером, и тот обещал во всем разобраться.


Улугбек Хайдаров и Камол Халмурадов — независимые журналисты из Узбекистана