“Никто не имеет права давить, люди имеют право выбирать”

Интервью с Булатом Абиловым

\"\"

Чем ближе 28 декабря – дата выборов в мажилис по трем избирательным округам республики, тем сильнее накал страстей. Особенно это заметно в Павлодаре и Караганде, где местные власти бесцеремонно оказывают давление на ход избирательной кампании, создавая препоны различного рода для Карлыгаш Жакияновой и Булата Абилова. О том, что происходит сегодня, к примеру, в Караганде рассказывает сопредседатель партии “Ак жол”, кандидат в депутаты мажилиса по Майкудукскому избирательному округу № 32 Карагандинской области Булат Абилов.


***


— Ситуация тяжелая, потому что местный аким, исполнительная власть беспрецедентно, просто нагло, я считаю, вмешиваются в выборный процесс. Прямые указания акима области Мухамеджанова следуют через заместителей, работников областного и районных акиматов о том, чтобы блокировать мою кандидатуру и призвать людей голосовать за кандидата от партии “Отан”, естественно, кандидата самого акима. Я считаю, что это недопустимо, что никто не имеет права вмешиваться, давить, люди имеют право сами выбирать. Везде нам чинят препятствия в организации встреч в школах и вузах, на предприятиях, в плане размещения печатных и других материалов. Компаниям запрещают под угрозой налоговых проверок, чуть ли не закрытия с нами сотрудничать.


А люди подтверждают факт прямых указаний акима области о запрете сотрудничать с вами?


Да, уже несколько человек (не один) к нам обратились, и все говорят о сильном давлении, о том, что факты прямых указаний акима области о создании препятствий для проведения моей избирательной кампании имеются. Кандидаты находятся в неравных условиях. Областной акимат тащит своего человека, на которого, кстати, возбуждались уголовные дела, он находился нынешним летом под арестом. Сейчас он, очередной раз подал на меня в суд из-за того, что наш штаб озвучил эту информацию, окружком ему отказал, областной суд отказал. А он снова подал иск в суд. Областной суд отказал в рассмотрении дела, перевел это в районный суд. Мы считаем, что общество должно знать, кто может стать депутатом мажилиса от партии власти, от акима области.


Булат, а почему именно сейчас Николай Усатов решил выдвинуть себя в депутаты мажилиса, ведь до этого он не предпринимал никаких попыток проявить себя на политическом поприще?


Я думаю, что преследования финансовой полиции и прокуратуры в отношении его деятельности, бизнеса, возбуждаемые уголовные дела и то, что он был под арестом летом, наверное, сыграли свою роль. Очевидно, он планирует получить депутатскую неприкосновенность и таким образом защитить себя, свой бизнес.


Может ли сложиться такая ситуация, что в Караганде состоится второй тур выборов по этому округу? Ведь помимо вас, Николая Усатова, по округу баллотируются еще бывший депутат Верховного Совета двух созывов Мухтар Тиникеев, судьи Зинаида Козик и Ермек Сисинбаев, все люди достаточно известные…


Конечно, все возможно. Когда областной акимат давит, особенно на избирательные комиссии, самих избирателей, возможны факты фальсификации, подброса бюллетеней в пользу акимовского кандидата, то второй тур, наверное, возможен. Но я считаю, что если выборы окажутся честными, то я пройду в первом туре.


А если фальсификация состоится и пройдет Усатов, то каковы ваши действия дальше?


Нет, Усатов не пройдет. Люди во многом поменялись, и сила действия равна силе противодействия, как говорит один из законов Ньютона. Люди изменились, и все, что давит, вызывает отторжение, и они как раз могут поступить наоборот и не голосовать за эту кандидатуру.


Булат, но ведь с именем Камалтина Мухамеджанова связывают те позитивные перемены, которые происходят сегодня в Караганде и области? Ведь это может стать решающим фактором…


Вы знаете, я бы не стал вообще оценивать местных акимов. Как мы говорили, к примеру, про правительство Токаева, что оно ничего не сделало для страны, а просто соприсутствовало при росте мировых цен на нефть, сырье, так то же самое на региональном уровне. Цена на наше сырье растет. В Караганде почти 90% бюджета – это Испаткармет и “Казахмыс”. От них растут поступления в бюджет области и от этого ситуация меняется в лучшую сторону. Построить школу или отремонтировать дорогу — никакой роли акима в этом нет. Деньги в бюджете есть, разместите заказ, и любая строительная компания вам это все сделает. Роль акима должна заключаться в другом: открытии новых предприятий и создании рабочих мест. Сегодня в Караганде безработица одна из самых высоких в Казахстане, а уровень жизни один из самых низких. Вот здесь должен работать аким, а этого как раз нет.


Булат, вы сейчас встречаетесь каждый день с избирателями. Какие настроения у людей?


У людей, честно говоря, пессимистические настроения. Люди потеряли веру в то, что можно что-то изменить. Они так и говорят: “Нас 10 лет обманывали и обманывают, никому и ничему мы не верим”. Нежелание многих приходить на выборы связано с этим, мол, все равно ничего не изменить. Акимат, власть выберут своего депутата, он будет выполнять их указания, “карманный депутат”. Мне многие заявляют: “Булат, вы бьетесь, бьетесь, но таких, как вы, мало, и поэтому аким своего протащит”.


Но если люди не придут на выборы, власть закидает в урну бюллетени за своего кандидата и все…


Вот об этом я и говорю на встречах с избирателями. Убеждаю в том, что за пять лет люди должны один раз выполнить свой гражданский долг, прийти и проголосовать так, как велит совесть, а не так, как этого желают аким и власти в целом. Я говорю о том, что только сами люди являются единственными выразителями воли народа, а поэтому призываю приходить на выборы. Тогда у акима будет меньше шансов подбросить бюллетеней и повлиять на ход выборов.


Будем надеяться, что все сложится нормально и вы вновь станете депутатом. С чего вы начнете, получив мандат?


Я думаю, это станет реализацией той программы и тех задач, которые ставит перед собой не только Булат Абилов, но и партия “Ак жол”. Это продвижение в парламенте тех законов, которые мы разработали: о выборах, о СМИ, о децентрализации органов государственной власти, о местном самоуправлении… Все это — законы, которые помогут двинуть процесс демократизации вперед, окажут содействие в снижении налогов для малого и среднего бизнеса, вообще для всех казахстанцев. Мы сегодня платим вообще очень высокие налоги. И с этого я начну.