Кыргызстан вступил в полосу кризиса

Выступая на правительственном совещании, киргизский президент подчеркнул, что США понимают важность киргизско-российских отношений, и не принуждают республику к их разрыву. Со своей стороны, размещение в Киргизии российской боевой авиации является давно запланированной акцией в рамках Договора о коллективной безопасности СНГ. Те, кто объясняет решение российских властей стремлением бросить вызов находящимся в республике американским войскам, по мнению Аскара Акаева, – лгуны. Киргизский президент подчеркнул, что намерен и дальше укреплять отношения и с той, и с другой страной.


ЦентрАН


После трагедии 11 сентября и размещения американских войск на территории Кыргызстана эта Центрально-Азиатская страна попала в поле зрения Международной группы по предотвращению кризисов (Брюссель). МГПК — частная международная организация, создана для укрепления способности международного сообщества прогнозировать, понимать и действовать в целях предотвращения и сдерживания конфликтов.


Недавно МГПК выдала отчет о Кыргызстане, в котором отмечается, что власти стали придерживаться все более авторитарного курса по отношению к оппозиции, возможно, полагая, что присутствие США позволяет им большую свободу действий. А ведь когда-то республика считалась островком демократии на постсоветском пространстве.


В отчете отмечается, что Кыргызстан вступает в период неопределенности в связи с завершением в 2005 году срока правления президента Аскара Акаева. По мере того как борьба за власть будет набирать темпы, вероятность возникновения будущих конфликтов, по мнению МГПК, во время переходного периода очень велика, и этому способствуют пять факторов.


Во–первых, это — политическая система и борьба за власть. Нарастающая концентрация власти вокруг Акаева, его семьи и близких соратников вызывает недовольство среди соперничающей элиты, которая стремится расширить свое участие как в политической области, так и в бизнесе. Узурпация всех ветвей власти правящей элитой привела к кризису легитимности руководства страны, судов и политической системы в целом. Чем больше власти концентрируется в руках этой небольшой группы, тем более авторитарными становятся попытки руководства республики защитить себя от возрастающей критики… Будет ли предстоящая борьба за власть мирной, зависит от того, насколько сама власть поймет необходимость фундаментальных изменений в политической системе и в избирательном процессе”.


Во-вторых, говорится о том, что радикальная оппозиция мало верит в существующую политическую систему и добивается отставки президента, используя возмущение народа. “Добровольная отставка Акаева вряд ли состоится, и, скорее всего, следствием такой стратегии станет увеличение конфронтации. Только искреннее желание власти пойти на компромисс, коренные изменения в политической системе, а также гарантия свободных выборов в 2005 году смогут до некоторой степени ослабить радикализм оппозиции”.


В-третьих, фактором возможной нестабильности названы правоохранительные органы, которые “могут играть либо нейтральную роль в поддержании существующего порядка, либо могут сами по себе стать политической силой. Недавние забастовки милиции на юге и растущее недовольство среди сотрудников правоохранительных органов указывают на наличие потенциальной угрозы стабильности в будущем. Необходима срочная реформа структуры органов охраны правопорядка и безопасности”.


В–четвертых, надо помнить о народном протесте, который вызван ростом авторитарности в управлении страной, в основе которого, однако, лежит глубокий социально–экономический кризис и недостаток политического представительства. Народный протест будет продолжаться, невзирая на соглашения между представителями политической элиты, до тех пор, пока внимание действительно не будет направлено на проблемы рядового населения. Это должно коснуться как политических моментов — важно восстановить веру народа в конституционные процессы, так и социально–экономических — нужно достичь реального роста уровня жизни.


В–пятых, растущая геополитическая конкуренция может также оказать дестабилизирующее влияние на ситуацию в регионе. Военное присутствие США, попытки России вернуть свое утраченное господство в регионе, опасения Узбекистана, Казахстана и Китая по поводу того, что любые волнения могут дестабилизировать регион, — все это будет влиять на внутреннюю ситуацию в Кыргызстане. Государства, имеющие свои интересы в Кыргызстане, могут либо использовать сложившуюся ситуацию для улучшения своих собственных позиций за счет других, либо могут сотрудничать, способствуя укреплению стабильности в республике.


Методология МГПК основана на проведении исследований на местах. Группы политических аналитиков, находящиеся в тех странах, где существует опасность кризиса, собирают информацию из широкого диапазона источников, оценивают местные условия и производят регулярные аналитические отчеты, содержащие практические рекомендации, адресованные международным деятелям и организациям, которые ответственны принимать ключевые решения.


Стоит отметить, что эти пять факторов в той или иной степени присущи всем странам Центральной Азии.