Совсем не новогодние сны
СМИ продолжают подводить итоги года. У каждого издания они свои, так, например, “Эпоха” выделила тринадцать номинаций: “ребенком года” ею был назван тот самый “мальчик, который чистил обувь при входе в алматинский “Рамстор”. Не поднимая головы, он бросил президенту страны: “Проходи, дядя, не мешай работать!” Повышение пенсий на 12 процентов (в среднем на 300 тенге) признано “прибавкой года”, а одновременное подорожание коммунальных услуг на тысячу тенге, видимо, главный подарок года в нагрузку к “прибавке”.
Редактор газеты “Доживем до понедельника” самого себя поздравил с наступающим праздником от имени читателей (другие издания почему-то поступили наоборот): “Нуршину желаю: будь таким, как есть, Независимость газеты – это твоя честь”. Вообще, в большинстве СМИ чувствовалась некоторая усталость, желание поскорее добить последний номер, и лишь для “Доживем до понедельника” все еще тянутся нелегкие трудовые будни. Год у Эрика Нуршина получился в основном в лицах, под грязноватыми плашками газетных полос он умудрился выставить не только противников режима, но и безногого инвалида Петра Деева, который долгое время судился с коммунальными монополистами. А поместив в номинации “Насильник года” имя Сергея Дуванова, редактор тем самым нарушил презумпцию невиновности, помнится, есть такая норма в УПК. Хотя не нам, не юристам и не правозащитникам, об этом судить. Однако Нуршин не забыл и себе, любимому, навалять по первое число – главной физиономией 2002 года, без сомнения, стал слегка потрепанный в боях за правду, чуть безумный образ известного правозащитника и адвоката. И хотя его известность ни у кого не вызывает сомнений, Эрик Хайдарович привел статистику посещений его сайта. Под заголовком “Нас знает не только Буш, но и шейхи” говорится о том, сколько посещений за день набирает “ddp”: “Казахстан – 37, Китай – 5, Франция – 2, США – 2, Россия – 1, ОАЭ – 1, Южная Корея – 1, Бельгия – 1”. Интересно, кто, кроме Буша, читает в Штатах “Доживем…”, или американский президент, желая еще раз перечитать друга Эрика, использует и служебный компьютер? Ну, посещение из России – естественно, Путин, а в Китае публикациями “ДДП” увлекается, очевидно, костяк Государственного совета…
А еще один, вернее, одна труженица отечественного медиа-пространства, — Аврора Крейсер, рассказала читателям о том, что ей снится в преддверии праздников. Нет, не подарки, не новогодняя елка и не принц на белом коне виделись ей в туманных девичьих грезах, а недавние события политической жизни. Далее (на первой полосе) размещается материал, который дает основания подозревать, что либо нуршиномания заразительна, либо уважаемый Эрик Хайдарович, кроме юридической деятельности, дает еще спецкурсы журналистского мастерства. В общем, сказки о Мухтаре Оплязове и Жан-Жаке Жанжакиянове явно родились под его снисходительным, но одобряющим потуги молодой поросли руководством. Впрочем, можете судить сами: “Видела в кино Мухтара Оплязова. То есть видела сон, будто сижу в кинотеатре и смотрю фильм. А в главной роли – он. Называется кино – “Властелин решеток”. Жанр – политический триллер…” Сон второй: “Видела во сне Жан-Жака Жанжакиянова… В моем ряду второй справа собственной персоной Жи-Жу. Одет бедно, но броско: в пиджаке явно с чужого плеча, из-под рукавов сиротливо выглядывают худые запястья…”. И так далее в том же духе.
“Планетарные тревоги” казахстанских чиновников
А “Известия-Казахстан” поместили под рубрикой “Личность” большое, но, к сожалению, малосодержательное интервью с министром иностранных дел, государственным секретарем Касымжомартом Токаевым. Высказавшись по основным вопросам внешней политики, дав оценку визиту Нурсултана Назарбаева в Китай и еще раз подчеркнув, что Казахстан не собирается уходить от политики многовекторности, Токаев изложил свое мнение и по поводу “планетарных тревог”, или, выражаясь профессиональным языком чиновников, окинул взглядом всю эту “мировую деревню”: “Дело в том, что в современном мире происходит резкая поляризация: одна шестая часть населения планеты постоянно голодает и не имеет доступа к элементарным источникам социального обеспечения. Разрыв между богатыми и бедными неуклонно увеличивается. С другой стороны, налицо огромный прогресс в технологиях. Уже сейчас десять процентов жителей земного шара пользуются интернет-услугами. Через пятьдесят лет ожидается ввод в действие космического лифта, который заменит собой ракетоносители. Человечество стоит на пороге внедрения в повседневную жизнь искусственного интеллекта. В этих условиях политики просто обязаны предугадывать события в мире и предпринимать меры по его благополучному обустройству. Надо стремиться, чтобы разрыв между бедными и богатыми постепенно сокращался, чтобы достижения цивилизации были доступны всему населению земного шара. В противном случае неминуемо глобальное столкновение или межцивилизационный конфликт”, считает министр.
Приговор к Новому году?
Процесс над Сергеем Дувановым проходит в предновогодние дни в Карасайском райсуде. “Как стало известно, на судебный процесс допущены представители зарубежных организаций: Центра ОБСЕ, посольств США, Нидерландов, Европейского Союза… По неизвестной причине не был допущен член делегации Европейской комиссии Европейского союза Алессандро Лиаминэ, хотя его фамилия включалась в заявку. Журналистов на судебный процесс не допустили, так как суд закрытый: слушается дело по изнасилованию несовершеннолетней девочки… Следующее судебное заседание должно состояться 27 декабря 2002 года. Суд продлится, скорее всего, несколько дней” (“Начнем с понедельника”). “Первое слушание было отмечено несколькими курьезами, впрочем, типичными для отечественных силовиков. Во-первых, в суде усиленно работали неизвестные люди в штатском. Вооружившись видеокамерами, они вели наблюдение за многочисленной группой поддержки обвиняемого. Одному из сотрудников спецслужб даже удалось прикинуться журналистом и на этом основании подобраться поближе к “опекаемым” оппозиционерам. Вскоре он был разоблачен. Подъезды к зданию суда были перекрыты полицейскими. Однако это не помешало многим рядовым жителям Каскелена присоединиться к представителям демократической общественности” (“Эпоха”).