Кто будет президентом в январе?

О “лозунгах года” и речевках-однодневках…


“Во вторник поклонникам телеканала НТВ (по кабельному телевидению) так и не удалось досмотреть до конца рейтинговую передачу “Преступление и наказание”. За пять минут до ее конца сигнал из эфира ушел, и глазам зрителей предстал серый мутный экран. Причина этому проста – в основу сюжетной линии программы были положены реальные события, происходящие в Казахстане на протяжении периода обретения республикой суверенитета. Коррупция, наркотики, репрессии против оппозиции, коррупционный скандал “Казахгейт” – такой увидели российские журналисты казахстанскую власть. Для кого-то “сверху” эта программа, видимо, оказалась большим испытанием. Иначе зачем было отключать эфир?” — считает “Assandi-times”. Данное издание и газета “СолДАТ” на первой полосе последнего в этом году номера подняли одну и ту же тему. Материал “Назарбаев уходит в отставку?” представляет собой интервью с Акежаном Кажегельдиным, его обоснование положения, вынесенного в заголовок, строится на том, что “диктаторские режимы больше не гарантируют стабильность”, а Запад не хочет, “чтобы Центральная Азия была источником какой-либо опасности в мире”. И, следовательно, он будет помогать всем тем силам, которые “способны провести страну через транзитный период”, причем, по мнению Кажегельдина, совершенно неважно, к какой партии будут принадлежать эти силы. “Время диалога упущено. Мы сейчас говорим не о диалоге, а о переговорах. Мы намерены предложить господину Назарбаеву серьезный план транзитного периода для того, чтобы начать серьезные политические реформы. По сообщению, опубликованному российским журналистом Аркадием Дубновым в газете “Время новостей”, уже существует план такого транзитного периода, предусматривающий уход нынешнего президента страны в отставку и передачу им полномочий переходному правительству”. Конечно, все эти прогнозы можно отнести к разряду “желаемое за действительное”, создается впечатление, что оппозиционные СМИ перед Новым годом решили высказать Деду Морозу самые смелые свои пожелания: “Самым популярным слоганом единодушно признан призыв “Казахстан без Назарбаева”, выдвинутый Республиканской Народной партией. С большим отрывом позади него идет лозунг “Ак жол, Казахстан!” Ну, а известная речевка “Нурсултан, Казахстан!” признана бесплодным сотрясением воздуха” (“СолДАТ”).


“Assandi-times” в материале “ТАС станет президентом уже в январе?” размышляет на тему, кого глава государства готовит себе в преемники. “Возможно, уже в конце января – начале февраля правительство будет отправлено в отставку, а премьер-министр плавно переместится в кресло председателя Сената Парламента, по Конституции, второе по значению в государственной иерархии страны. Если уж Нурсултан Назарбаев доверил Имангали Тасмагамбетову раскрыть народу тайну спрятанного от него миллиарда долларов, то он может доверить ему и свое кресло, а вместе с ним и право помилования любого преступника, совершившего любое преступление”, — считает издание. Вообще, заголовков, хоронящих казахстанский режим, в предновогодних номерах “СолДАТА” и “Ассанди-таймс” предостаточно: “Прощай, власть?!” (причем “шапка”, под которой вышел номер, звучит, как “Гуд бай, год ужасов!”), “В Казахстане может смениться власть”, “Как нам обустроить Казахстан?” (здесь не так явно, не “в лоб”, но подтекст ясен) и так далее…


Репортаж вне стен суда…


Андрей Свиридов подготовил в “СолДАТе” целый разворот на тему процесса над Дувановым. Причем освещать его журналисту пришлось вне стен здания суда, внутрь его не пустили по ходатайству адвоката и правозащитника Эрика Нуршина, который представлял на процессе “защиту потерпевшей”. Он “не постеснялся опротестовать оглашенное на суде ходатайство правления Общественного фонда “Журналисты в беде”, одним из членов-основателей которого является Сергей Дуванов. Ходатайствовали о допуске на закрытый процесс по его делу наблюдателем члена правления фонда Андрея Свиридова (автора этого репортажа). В виде контраргумента Нуршин указал на “многочисленные публикации Свиридова по данному делу в газете “СолДАТ”. Верно, публикации были”, — продолжает журналист. Но “что не позволено наблюдателю, по определению безгласному на процессе, видимо, позволено пафосно-говорливому “адвокату обвинения”, очередной раз получившему возможность заняться любимым делом – поиграть в прокурора Вышинского, всласть потоптавшись на костях еще одного подсудимого оппозиционера”. Понятно, что имеет в виду Андрей Свиридов. Ведь не далее, как в минувшую пятницу издание, редактором которого является адвокат Нуршин, презрев презумпцию невиновности, назвало Сергея Дуванова (причем уже без всяких искажений имени и фамилии) “насильником года”. Это если не вспоминать потока словоблудия на ту же тему, но с заменой фамилии Дуванов на “Диванов” или “Дубанов”. В общем, сначала “правозащитник” осторожничал, но в последнем номере года, видимо, не удержался подвести свои итоги, свои, потому что никто уже не сомневается, что в деле обвинения Дуванова в изнасиловании огромная заслуга принадлежит лично Эрику Хайдаровичу.


Аблязов все еще в ШИЗО


“Тревожные новости доносятся из колонии общего режима в поселке Гранитный Акмолинской области, где содержится один из двух осужденных лидеров ДВК Мухтар Аблязов. В понедельник он должен был выйти из штрафного изолятора, куда его посадила на пятнадцать суток администрация после тщательно спланированной провокации. Должен был, но не вышел. И даже адвокат по-прежнему лишен возможности лично переговорить со своим подзащитным” (“Ассанди-таймс”). Условия в изоляторе хуже некуда, и, по словам издания, Аблязову предложено два варианта: либо прошение о помиловании, либо полная изоляция.