На юге Таджикистана горят живые факелы

В уходящем году в Таджикистане наблюдалось увеличение числа женщин, которые решились покончить с жизнью, пойдя на самосожжение

С начала 2002 года в 10 районах юга Таджикистана произошло больше самосожжений молодых женщин и девушек, чем за все 5 предыдущих лет, вместе взятых – более 30.


Один из последних случаев произошел в небольшом населенном пункте Гульшан Фархорского района на юге Таджикистана 9 сентября нынешнего года, в день торжественного празднования Дня Конституции страны.


Она стала седьмой, с начала 2002 года, женщиной в районе, покончившей счеты с жизнью подобным жестоким образом.


Прокуратура, в очередной раз проведшая следствие по этому делу, мотивов “доведения до самоубийства” не нашла.


Суицидальные причины в каждом случае индивидуальны. Но когда самосожжение принимает чуть ли не повальный характер – как единственно верный выход из сложной ситуации – рушится само предназначение семьи как таковой. В Таджикистане это особенно страшно выглядит сейчас, когда заботы о семье, воспитании полностью легли на плечи женщин, – до 40% мужчин страны отбыли на заработки в города Российской Федерации. И после ухода из жизни матери дети остаются беспризорными.


Додарбек Сайдалиев, координатор программ неправительственной организации (NGO) “Шахрванд” (Гражданин) системы Counterpart Consortium Таджикистана, считает виной ранние браки девушек в стране. Хотя в стране установлен брачный возраст для девушек в 17 лет, родители стараются выпроводить их из своего дома (каждый лишний едок — проблема для семьи, особенно для сельской) и в 14, и в 15 лет, лишь бы нашелся жених.


Хотя это и оборачивается в 50% случаев нежелательным бумерангом – молодая неприспособленная к семейной жизни, к ее тяготам и проблемам женщина-девочка быстро возвращается с ребенком — еще одной обузой для семьи, или заканчивает жизнь самосожжением, не находя другого выхода из ситуации. Об этой оборотной стороне никто не задумывается.


По справке Кулябского ЗАГСа, за последние 3 года из 500 браков распались почти половина. На днях, когда в нескольких населенных пунктах общины Зираки Кулябского района число суицида путем самосожжения дошло до 10, НПО “Шахрванд” совместно с общественностью этой общины провели на местной студии телевидения \»круглый стол\» “Негативные последствия ранних и кровосмесительных браков”. Решено в комитетах 4 общин создать подкомитеты по вопросам ранних браков.


“А что мне делать? — так ответил на вопрос контрибьютера IWPR житель города Куляба Рустам О.- У меня их, девчушек, своих 5, да еще от старшего брата после его смерти 2 остались, самой младшей 25 лет. Жалел их в юности, многие сватались, отказал, теперь – хоть сам вешайся!”


Из-за неподъемной для многих жителей Таджикистана дороговизны свадебных расходов в последнее время все чаще стали повседневным явлением кровосмесительные браки, вплоть до соединения кузенов. И именно здесь очень высок процент суицида путем самосожжения.


Заведующий Кулябским региональным бюро судебной экспертизы Гурез Абдуллоев уверен, что такой уход из жизни — не что иное, как протест девушки-женщины против принудительного сожительства с нелюбимым мужчиной, которое семейной жизнью назвать никак нельзя. Подростка-девочку бросают в жизнь, свекрови помыкают ими, муж не считает за человека, издевается, а то, бросая одну на несколько лет, уезжает неизвестно куда. Вот она и ломается: вернуться к родителям – позор, на месте – поддержки никакой.


Гурез Абдуллоев, по долгу работы имеющий дела с подобными случаями, привел слова 17-летней женщины, умершей от ожогов после самосожжения. Она прокляла всех своих близких, отдавших ее замуж, сказав, что “лучше уйти к Богу, чем мучиться на земле”.


Автору этих строк, который занимался проблемами суицида путем самосожжения в Туркмении и Таджикистане, ближе к истине кажется другая версия. Речь идет о генетической памяти женщин Азии. Был период, когда люди, населяющие территорию нынешней Центральной Азии, являлись огнепоклонниками и все грехопадения смывали огнем. Был даже специально разработанный ритуал — “очищение огнем”.


На остатки такой памяти в мозгу женщин указывает и такой пример: случай, произошедший в этом году в одном из населенных пунктов (Сангпар) Кулябского района. Парень встречался с девушкой, и даже были интимные отношения. Обещал жениться, даже день назначил. Но в назначенное время женился… на другой. Оскорбленная не пошла выцарапывать глаза неожиданной сопернице, а решила очиститься огнем от грехопадения. И облила те свои девичьи прелести, что отдала искусителю, то есть сожгла те места, через которые, как она считала, в нее навсегда вошел смертный грех.


Девушка осталась жива, но она настолько изуродована, что выйти замуж, иметь детей уже не сможет. Обычно прокуратура не находит мотивов преступления в таких делах, узнавая о трагедиях, когда самоубийцы попадают в больницу. Но в данном случае отец девушки буквально завалил письмами всю страну, вплоть до Генеральной прокуратуры, и парень был осужден на 4 года. По сведениям прокуратуры Хатлонской области, за последние 5 лет – это первый случай осуждения “за доведение до попытки самоубийства путем самосожжения”


Суицид, в том числе и такая страшная мера, как самосожжение, противоречит канонам Ислама. Таких самоубийц нельзя отпевать, хоронить на кладбищах. Это заставляет родителей отмалчиваться, скрывать правду от духовных лиц при ритуале погребения. Некоторые священнослужители категорически отказываются совершать над самоубийцами ритуал “джаноза” (мусульманское погребение), другие же, и их больше, закрывают на все глаза и делают вид, что верят родственникам.


Настоятель одной из мечетей Кулябского района мулло Ахмад отметил, что “служители религии не имеют полномочий вести расследования. Да и много времени это займет, а человека (по канонам Ислама) нужно предать земле до заката солнца. Вот и приходится принимать на веру версию родственников умершей – неосторожное обращение с огнем, газом, горючим материалом, падение в чагдон (специальная наземная печь для выпечки хлеба)”


Врач Каххор Муродов, работающий в Кулябской областной больнице, последние три года пытается спасти тех, кто сразу не сгорел. Он сказал IWPR, что пытаться вернуть к жизни таких людей – практически невозможная задача. Многие погибают не от интоксикации ядов, попавших в кровь при разложении ткани, а от болевого шока, и потому, что мозг таких людей уже запрограммирован на смерть. Они уже не хотят жить. И никакие усилия врачей мозг не воспринимает. Эти женщины создают все условия для смерти – скрытно, вдали от людского глаза, чтобы не заметили, чтобы не могли оказать оперативной помощи.


…Мехри металась по двору, взывая о помощи, но родственники мужа боялись приблизиться к живому факелу. Через 18 часов в страшных муках она умерла в районной больнице. В 16 лет ее привезли из столицы в один из населенных пунктов на юге Таджикистана. Через полгода, оставив молодую жену беременной, муж отбыл на заработки в Россию. Домой приехал, когда сыну было около 9 месяцев. Заразил ее несколькими венерическими заболеваниями. Узнав об этом, свекровь буквально запихнула ее в какой-то чулан, использовала только на черной работе, к ребенку не допускала. И Мехри решилась на отчаянный шаг. Ее тетка, заменившая Мехри мать, горько плача, сказала IWPR: “Если бы я знала, что так случится, никогда не отдала бы ее в эту семью. Будь прокляты эти люди! Моя бедная девочка очень мучилась. Как только она решилась на это! Никому не пожелаю такой мучительной смерти”.


Тем не менее многие женские НПО на местах пытаются оказать психологическую помощь потенциальным самоубийцам. В крупных городах южной Хатлонской области — Курган-Тюбе, Кулябе, Шаартузе, есть своеобразные кабинеты психологической помощи и убежища для женщин, которые уходят от мужей. Но, по словам сотрудницы одного из убежищ, “за три года к нам заходили несколько десятков женщин, но только поговорить, посоветоваться, попросить денег на дорогу домой. В убежище никто из них не оставался”.


Дело в том, что женщина, переночевавшая вне дома, не у родственников, автоматически считается гулящей. И ей закрыта дорога не только обратно в семью, к мужу, но и к родителям. Получается, что вокруг есть НПО, занимающиеся женскими вопросами, правительственные комитеты по делам женщин, а помочь, уберечь от самоубийства этих молодых женщин некому. Вот и мечутся эти несчастные и, не найдя для себя выхода, превращаются в живые факелы.