Кто владеет Казахстаном? Часть 2. Узбекистанец П.Шодиев и кыргызстанец А.Машкевич – свои люди в коридорах власти

А вы говорите “экономика племянников”!.. Для нашей экономики пора, видимо, придумывать другой эпитет

Часть 1 можно прочитать здесь


О конкретном бизнесе “Евразийской группы” в Казахстане сказать что-либо новое затруднительно, поскольку о нем у нас в стране много пишется. В коридорах власти руководители этой группы очень уважаемые люди хотя бы потому, что ее налоги составляют львиную часть доходов бюджета правительства. Эта группа с 1997 года заняла в казахстанской экономике то место, которое принадлежало ранее \»ТрансУорлд Груп\». Речь идет о проектах, связанных с казахстанским хромом, никелем и другими ценными металлами. Нельзя сказать, что смена произошла безболезненно. Две группы наконец-то сумели договориться окончательно в 2000 году. \»ТрансУорлд Груп\» в обмен на значительную сумму “отступных” согласилась смириться с утратой своих прежде крепких позиций в Казахстане. И тогда группа П.Шодиева и А.Машкевича сделалась полноправным хозяином активов, принадлежавших прежде названной структуре, базирующейся в Лондоне и Женеве и контролируемой братьями Рубиными — Дэвидом и Саймоном. Кстати, некоторое время назад все они были партнерами по проектам в Казахстане. О их разбирательствах между собой из-за активов в Казахстане писали в свое время все крупнейшие экономические издания. Поговорим лучше о других, не менее примечательных сторонах их деятельности.


В одном из последних номеров московского журнала “Огонек”, со ссылкой на появившуюся на страницах влиятельной в Израиле газеты “Гаарец” информацию, было написано о том, что небезызвестный у нас А.Машкевич контролирует четверть казахстанской экономики. Популярная у нас в республике газета “Жас Алаш”, распространившая эти данные среди казахской читательской аудитории, делает на их основании такой вывод: “Теперь же Александр Антонович, если он пустит в ход свои ресурсы и возможности, может вполне взять на себя… обеспечение половины населения Казахстана” (№ 145, 05.12.02.). Спрашивается, почему же это старейшее издание обратилось к образу главы “Евразийской группы”? В поисках ответа на этот вопрос читатель обнаруживает, что сделано это затем, чтобы поставить отличающегося трогательной заботливостью по отношению к своему народу А.Машкевича в пример казахским богачам, которые, мол, явно не могут похвалиться такого же рода качеством по отношению к единокровным братьям-казахам. Далее, развивая эту тему, “Жас Алаш” пишет: “Нам не остается ничего другого, кроме как восхищаться любовью Машкевича, готового, если понадобится, пожертвовать даже жизнью ради блага казахстанских и даже евразийских евреев, ради своей нации. Когда один казах отказывается помогать другому казаху, он так поступает потому, что, боясь даже своей тени, переживает: “как бы не подумали, что я симпатизирую своим, помогаю казахам”. Такое поведение он демонстрирует у себя дома. А вот когда человек, находясь в другой стране, во главу угла ставит заботу о представителях своего родного народа, подобный поступок можно, видимо, рассматривать в некотором роде как подвиг”. В последней фразе имеется в виду, конечно же, А.Машкевич.


Одним словом, газета “Жас Алаш”, в значительной мере отражающая казахское общественное сознание в целом, выражает сожаление, что среди удачливых в бизнесе казахов нет таких, кто в любви и преданности своему народу мог бы быть хоть сколько-нибудь сравним с А.Машкевичем. Такое горькое признание резко диссонирует с теми патетическими заявлениями о том, что казахскому народу надо каждодневно благодарить свою судьбу и взмывать в небо от счастья, потому что он после веков пребывания под чужой властью живет наконец-то в своем родном независимом государстве, обширные и богатые земли которого некогда отстояли его предки с помощью “острого копья и мускульной силы рук” (“бiлектiн кушiмен, найзанын ушымен”). Такие заклинания каждодневно и в огромных количествах появляются на страницах газет, звучат по радио и телевидению. Но чем дальше страна проходит по пути государственной независимости, тем меньше остается доверия к здравомыслию такой постановки вопроса. Многие как бы по инерции продолжают повторять заклинания указанного содержания, а сами уже давно ни на йоту не сомневаются, что горько обманулись в лучших ожиданиях, которые были у них на заре независимости.


С тех пор прошло 11 лет. Увы, дело строительства самостоятельного государства, которое, как теперь выясняется, в свое время никто и не собирался сколько-нибудь серьезно строить, благополучно, можно сказать, провалилось. Это с каждым днем становится все более и более очевидным. Об этом как нельзя лучше свидетельствует вышеназванная публикация в “Жас Алаше”, которая, кстати, появилась 5 декабря, в день, который раньше, в течение многих лет, отмечался как День конституции. То есть казахские журналисты из этого издания, опубликовав такой материал в рамках редакторской колонки, как бы признали в День старой конституции то, что при новом государстве с ее новой Конституцией жизнь не задалась такой, какой ее надеялись увидеть вначале. Это выглядит, надо признать, очень символично.


Государственная независимость явилась как неожиданный подарок судьбы. Но, как известно, бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке. Справедливость этой многократно подтвержденной самой жизнью мудрости недавно получила лишнее доказательство из уст участников событий декабря 1986 года, когда они, при отмечании 16-летия этой скорбной даты, делились своими впечатлениями о прошедшем с тех пор периоде времени. Своя, обретшая всю полноту полномочий вместе с независимостью казахская власть, которая и породила тот национальный имущий класс, ничего хорошего, по признанию “Жас Алаша”, не делающий для своих сородичей и отворачивающийся от них, оказалась, вопреки формальной логике, ловушкой для огромного большинства казахского населения страны. Именно ловушкой, ибо вроде как жаловаться не на кого и не на что. Казахская поговорка гласит: “Если уж просить, то верблюдицу, так как, по меньшей мере, дадут кобылицу”. В данном же случае получилось совсем наоборот. У казахских “декабристов” просьба была скромная, чтобы на пост первого руководителя республики в составе державы поставили представителя коренного населения. С некоторым опозданием появившийся конкретный ответ державного центра оказался выше всяких ожиданий, идите с Богом и делайте что хотите. И пошли. И стали делать все то, что подсказывала буйная фантазия номада, который уже достаточно развращен благами цивилизации, но при этом все еще весьма смутно представляет себе, как и из чего они получаются. А получилось то, что теперь, по прошествии считанного количества лет, 90-95 процентов казахов со слезами на глазах вспоминают, как хорошо жили они тогда, когда считали, что державная власть слишком зажимает их республику. Руководители нашей республики неоднократно, выступая накануне распада СССР на съезде народных депутатов, с цифрами в руках доказывали, по какой маленькой цене центр берет казахстанскую нефть, цветные металлы и прочую ценную экспортную продукцию и по какой внушительной цене продает на международном рынке. Будучи посвящены в тонкости такой политики двойных цен, мы тут себе думали и надеялись, все пойдет по-другому, когда мы станем сами распоряжаться нашими природными богатствами. И пришла идефикс: нужна государственная независимость, и тогда мы все будем иметь гораздо больше нынешнего. Еще бы: оказывается, от продажи нашей продукции можно выручать куда больше того, что до сих пор центр соизволяет нам отдавать…


Теперь, читая публикации типа вышеназванной “жасалашевской”, пенять можно только на себя, на свою тогдашнюю наивную веру в то, что казахи, получив полную свободу действий, смогут устроить свою жизнь куда лучше, чем прежде. Или же уж во всяком случае никак не хуже, чем тогда. Но формальная логика вступила в конфликт с реальностью жизни. Казахская элита, по поводу безразличия которой к миллионам своих сородичей сокрушается “Жас Алаш”, сходу отрешилась от казахских проблем и задач и сняла с себя ответственность за судьбу простых казахов. И, решив устроить себе красивую жизнь, стала искать по всему свету тех, кто мог бы поспособствовать ей в этом. Что из этого получилось -покажет история.


На настоящий же момент ясно уже другое. Сейчас абсолютно все более или менее значимые вопросы как внутренней жизни Казахстана, так и его внешних сношений, определяются исключительно взаимоотношениями казахской элиты и ее новоприобретенных партнеров. По сути, этот joint venture и есть реальный – правомочный и дееспособный – Казахстан. У кого деньги, говорят, тот и заказывает музыку. Если уроженец Кыргызстана А.Машкевич действительно, как пишет “Огонек” со ссылкой на “Гаарец”, контролирует четверть экономики Казахстана, надо ли сомневаться в том, что его реальный вес и возможности в нашей стране адекватны его экономическим возможностям?!


Л.Миттал, которым у нас в стране официальные инстанции не могут нахвалиться как самым крупным иностранным инвестором внеэнергетической отрасли Казахстана, получает предложение стать почетным консулом нашего государства в Великобритании не вообще, а именно тогда, когда там его имиджу наносится наибольший урон. Следовательно, для наших властей он уже, что называется, в доску свой человек. По его собственному же признанию, прежде ситуация обстояла иначе, и он нуждался в том, чтобы его компанию вводили в Казахстан с помощью посредничества хорошо знающих эту страну людей. Таковыми оказались П.Шодиев, А.Ибрагимов и А.Машкевич, за которыми в западной прессе закрепилось прозвище \»трио\». В конце июля в Великобритании разразился скандал в связи с обнародованием корпорацией Би-Би-Си информации о том, что фирма стального воротилы Лакшми Миттала заплатила комиссионное вознаграждение в размере 100 млн. долларов, или же 64 млн. фунтов стерлингов, группе П.Шодиева как посреднику с тем, чтобы получить металлургический комбинат в Казахстане. Сам г-н Л.Миттал в той же телепрограмме прокомментировал этот случай так: “Они представили нас этой стране, они показали нам различные возможности в ней”. В его офисе утверждают, что организация Шодиева вознаграждена только за металлургический комбинат с рудой.


Энергетическая компания “Трактебель” допрашивается властями Бельгии по поводу комиссионных в размере 55 млн. долларов все той же группе П.Шодиева за посреднические услуги в Казахстане. Вовлеченные в эту сделку люди, выступая на Би-Би-Си в популярной во всем деловом мире программе “Деньги”, утверждали, что фактически выплаченные комиссионные являлись взятками, хотя “Трактебель” это отрицает. По сообщению британских журналистов, три ведущих члена группы также обвинялись в отмывании денег в Бельгии. Итак, казахская газета “Жас Алаш” в восторге от деловых и человеческих качеств А.Машкевича. А вот британские тележурналисты и бельгийские правоохранительные органы, похоже, не разделяют такой восторженной оценки из той страны, которая является основным местом деятельности названного “трио”.


Не разделяет ее, судя по его интервью все той же программе “Деньги”, известный казахстанский бизнесмен, в прошлом депутат мажилиса и ныне один из лидеров партии “Ак жол” Булат Абилов. Он говорит так: “Бельгийская компания “Трактебель” купила в Алматы энергетическую сеть с обротом в 100 млн. долларов. За это они заплатили взятку в размере 50 млн. долларов. Компания г-на Миттала имеет оборот, превышающий 1 млрд. долларов, так что вы сами можете судить о том, как много сверху ему надо было дать”. Б.Абилова понять в этой ситуации можно.


Он по отношению к Карагандинскому металлургическому комбинату, перешедшему, как утверждают на Западе, в ведение г-на Миттала при посредничестве группы Шодиева, и вообще к Карагандинской области — отнюдь не посторонний человек. Даже шахта имени Костенко, где он отработал шахтером в течение ряда лет, сейчас входит в состав “Испат-Кармета” в качестве одного из подразделений угольного департамента. Здесь, наверное, уместно будет напомнить и том, что его группа “Бутя” в свое время тоже предлагала свой проект по приватизации “Карметкомбината”. В одно время даже казалось, что он перейдет ей и ее зарубежным партнерам. Но вскоре уже Б.Абилов жаловался на вице-премьера В.Метте за то, что тот обошелся весьма пренебрежительно с проектом его группы. Остается только строить догадки о том, что же изменилось в 1994-95 г.г. за считанные месяцы в вопросе приватизационных предпочтений в отношении этого производства.


В любом случае ясно одно: в период повальной приватизации бывшей госсобственности в Казахстане узбекистанец П.Шодиев и кыргызстанец А.Машкевич в коридорах власти оказались куда более “своими людьми”, чем наиболее известный в народе отечественный бизнесмен Б.Абилов. А вы говорите “экономика племянников”!.. Для нашей экономики пора, видимо, придумывать другой эпитет.