Дуванов будет освобожден! Размышления после приговора

“Почему-то на сей раз мне верится в искренность поступка Дариги Назарбаевой”

Карасайская глава в деле известного журналиста и правозащитника Сергея Дуванова завершена. “Насильник” Дуванов приговорен к трем с половиной годам. Теперь его дальнейшая судьба будет зависеть от вышестоящих судебных инстанций. Если быть ближе к казахстанским реалиям, то участь Сергея теперь зависит от воли Астаны. Дело-то политическое, и все обвинения, предъявленные Сергею Владимировичу, понятны каждому здравомыслящему.


Мировое сообщество восприняло данное решение суда как приговор всем независимым журналистам Казахстана. Стоит ли повторять: в обществе, где напрочь размыты моральные нормы, а развязанные, жаждущие денег и карьерного роста судьи становятся хозяевами наших судеб, не стоило ожидать другого решения.


Откуда бы ни взялось дело Дуванова – сама ли Генеральная прокуратура его заварила, подхалимы Назарбаева ли “подстроили”, — на нем ясно видна печать временщика. Ни деятельный Ертысбаев, ни тайный советник Тажин не стали бы устраивать из своей страны и президента такого всесветного позорища, если бы рассчитывали последствия на сколько-нибудь далекую перспективу. Так что, похоже, что и затеяли, и раскручивали дувановское дело мелкие людишки, у которых всего одна задача: прогнуться перед президентом, создать видимость деятельной работы, ещё неделю, ещё месяц, ещё полгода продержаться во власти, чтобы “нагрести” побольше денег. А там – хоть трава не расти.


Однако коварные действия этой мрази вливаются в общую, медленно, но неуклонно вращающуюся круговерть, что тянет страну назад, к феодализму, к межнациональной вражде и распаду Казахстана на удельные ханства.


И дело Дуванова – это как раз тот случай, когда власть, в интересах общества, должна сказать свое веское слово. Она же четко видит явное игнорирование судом действующего законодательства, процессуальные нарушения в ходе судебного разбирательства. Иначе Астана окончательно дискредитирует себя, свою страну, и государство может стать соучастником преступления против ещё одного представителя демократической общественности Казахстана.


Спрашивается, где же солидарность и сочувствие коллег по журналистскому цеху? Почему же они думают, что подобная провокация может быть организована лишь против Дуванова, Намовира, Своика, Бапи, Ергалиевой, Доспанова, Абеновой, Бондаренко, Куттыкадама, Косанова и других, кто открыто борется с нурсултановским режимом?


Невольно я вспоминаю сентябрь 1998 года, когда неизвестные подожгли мой офис – редакцию газеты “ХХI век”. Печально признавать, но это факт: мало кто из коллег тогда проявил сочувствие к беде моей газеты, почти ни один телеканал не осмелился рассказать об этом инциденте. Лишь Татьяна Дельцова нашла в себе смелость прибыть на пепелище и сделать репортаж для “31 канала”.


Через четыре года поджоги редакции газет, расстрелы фидеров, избиения сенаторов и журналистов и даже их убийства в Казахстане стали обыденным явлением.


Оказалось, что нашему журналистскому братству этих четырех-пяти лет не хватило для того, чтобы понять простую истину: наша сила в единстве.


Тенденция продолжается.


Налицо абсолютная моральная глухота и молчание со стороны журналистских организаций (кроме Фонда защиты свободы слова “Адил соз” Тамары Калеевой и Общественного фонда “Журналисты в беде” Розланы Таукиной), которые по праву обязаны защищать своих коллег. Никак не выражают своего отношения к делу Дуванова ни Министерство культуры, информации и общественного согласия (М.Кул-Мухаммед), ни Союз журналистов Казахстана (С.Матаев), ни Конгресс журналистов, ни Союз телерадиовещателей (А.Жумабаев), ни Евразийский медиа-форум. Молчит в этой ситуации и авторитетный наш педагог, ученый Сагымбай Козыбаев, неужели его “контора” годится только для того, чтобы раз в году торжественно, в специальных пошитых смокингах, при большом скоплении бомонда, раздавать на сцене бронзовые статуэтки всяким свежеиспеченным байтасовым?


А чем же занят в это время сам гарант Конституции, обещавший защищать свободу слова?!


Теперь же, когда настала пора сказать свое веское слово, молчит гарант.


Лишь одна Дарига Назарбаева, дочь президента, как представитель фонда “Общественная защита” неожиданно написала заявление с просьбой пересмотреть дело Дуванова из-за процессуальных нарушении.


Что это может быть? Решение семейного совета? Влияние международных правозащитных организаций? Собственная инициатива, выгодная для раскрутки своего имиджа перед предстоящими выборами? Или все-таки совесть заиграла?


Если её заявление, опубликованное в “Караване”, не игра в благородство и справедливость, то это весьма эффектный и благоразумный шаг со стороны Дариги Нурсултановны. Я бы даже сказал, знаковый.


Учитывая бесхребетность казахстанских судов и их лакейское отношение к власти, особенно к Семье, заявление дочери Назарбаева в защиту Дуванова, не останется без внимания.


Смотришь, там, за Дувановым, выйдут из тюрем и другие жертвы режима – лидеры оппозиции Г.Жакиянов и М.Аблязов, вернется в страну экс-премьер А.Кажегельдин, а за ним потянутся сотни гонимых казахстанских журналистов и бизнесменов.


Неужели изменяет интуиция?


Почему-то на сей раз мне верится в искренность поступка Дариги Назарбаевой.