Есть такая не то поговорка, не то присказка: “С такими друзьями и врагов не надо”. Про авторов казахстанских акций по борьбе с вредными привычками, СПИДом и прочей нечистью лучше и не скажешь. Их бы рвение да фантазию в другое русло направить, может, дворы стали бы чище или мусор с окрестных помоек стали бы вывозить регулярнее.
Пока же их кипучая активность чаще всего выглядит несколько курьезно. Вот билборд в центре города. С него смотрит новоявленный меценат и благотворительный деятель, в недавнем прошлом известный парашютист, студент-международник и полузвезда казахстанской эстрады Рахат Турлыханов и подпись: “Жизнь без СПИДа – мой выбор”. Плакат не то для придурков, не то просто для отсталых: можно подумать, что кто-то, будучи в здравом уме, выберет жизнь со СПИДом!
Или вот осенью организация “Выбор молодых” решила помочь проституткам в их нелегкой, а главное, опасной для здоровья работе. И за дело: вышли на всем известную улицу и стали попадавшимся под руку людям раздавать презервативы. А заодно и вразумлять. Так сказать, ставить на путь истинный. И ничего, что в цепкие лапы “Молодых” попадались просто прохожие и даже пенсионеры: им тоже перепало по “ценному подарку”. Не найдя же своей истинной целевой аудитории (что, в принципе, немудрено – “Молодые” вышли на тропу войны днем), ребятки стали развешивать презервативы, зачастую и в нетоварном виде (очевидно, для пущей наглядности), прямо на ветках деревьев. Проезжавшие потом по Саина водители были сильно удивлены, а некоторые даже напуганы.
Не менее ценный вклад в борьбу со СПИДом внесло алматинское ГУНО (для тех, кто не знает: Городское управление народного образования). В этом году лозунгом наглядной агитации в школах выбрана следующая цитата (говорят, из Библии, не знаю – не читал): “Живи и дай жить другим”. С таким призывом хорошо проводить кампании по повышению рождаемости где-нибудь в районах дальнего Севера. Но лозунг уже размножен и развешен.
Больше, чем со СПИДом, в Алматы борются только с наркоманией. Концерты и демонстрации типа “Рок (рэп, рейв, поп – выберите на свой вкус) против наркотиков”, стали в Алматы настолько обыденным делом, что, кажется, город действительно находится в состоянии самой настоящей войны не на жизнь, а на смерть с этой не самой приятной из вредных привычек. Причем совершенно нормальным на таких акциях является быть в сиську пьяным и обкуриваться травой, которая у нас за наркотик уже принципиально не считается.
На прошлой же неделе организаторы “бескомпромиссной и беспощадной борьбы” переплюнули сами себя. 31 января во Дворце студентов прошел фестиваль (правда, непонятно, как фестиваль может уместиться в один вечер) “День независимости от наркотиков”. Идею выдвинули и осуществили местный филиал “Нашего радио” и акимат города Алматы. Главное действующее лицо акции – группа “Ленинград”.
К Сергею Шнурову и его команде можно относиться по-разному. Кто-то Шнура ненавидит, запрещает слушать его своим детям и пишет грозные письма в разные инстанции. В Москве группа давно уже персона нон грата, в чьи выступления не раз вмешивалась милиция. Кто-то же напротив, что называется, тащится и от текстов, и от музыки “Ленинграда”, всерьез считая себя фанатами группы и изо дня в день знакомя соседей с изысками русского мата. Автор этих строк тоже непротив под настроение послушать “Ленинград”, особенно в дни творческого кризиса, тем более что играют ребята действительно классно. Я бы сам с удовольствием сходил на их концерт (присутствовавшие рассказывали, что было довольно весело), но именно на концерт, а не на очередное проявление фарисейства.
Давно известно, что чиновники – не те люди, которые хорошо разбираются в искусстве, даже если оно – массовое. Как бы там ни было, но тот, кто поставил свою резолюцию под разрешением выступать “Ленинграду” “при поддержке акимата города Алматы”, дискредитировал местные власти дважды. Во-первых, уже упоминавшимся употреблением в произведениях группы самого что ни на есть отборнейшего русского мата. То есть, получается, наш акимат поощряет этот самый мат? Нет, понятно, наши чиновники давно уже разучились грамотно разговаривать, а зачастую и просто правильно связывать слова в предложениях. Приглашение “Ленинграда” — это, очевидно, новый шаг в лингвистическом развитии чиновников акимата. Хотя в культуре мы уже медленно, но верно приближаемся к “лучшим мировым стандартам”. Например, в одном из последних спектаклей театра имени Лермонтова, “Королевские игры”, со сцены совершенно спокойно и даже с достоинством произносятся слова “педераст”, “мудозвон” и более безобидные “сука”, “говно” и “жопа” (печатаю без купюр, так как в театре на них купюр тоже не делали).
Во второй раз акимат дискредитировал себя уже самим названием фестиваля. Как бы это сказать… В общем, пригласить “Ленинград” принять участие в акции против наркотиков – это примерно то же самое, что ангажировать Майка Тайсона на прочтение лекции по теме “Пацифизм – основа мира” или выдвинуть Бен Ладена на Нобелевскую премию мира. Из рок-музыкантов наркотиками баловались практически все. Единственными, кто всегда отрицал свою хоть какую-то причастность к наркоте, были Led Zeppelin. Джимми Пейдж говорил, что пили они, конечно, “по-черному”, но не более (хотя судьба Джона Бонэма показывает, что и этого достаточно). “Ленинград” тоже, в принципе, по текстам, в основном пьющая группа (“Я лично бухаю, а кто-то колется”). Значит, получается, что по логике организаторов фестиваля – уж лучше бухать, чем потреблять наркоту? Но и это не все. Не знаю, насколько хорошо устроители акции были знакомы с творчеством “Ленинграда” (теперь, очевидно, гораздо лучше), но вот только несколько цитат:
“Игла, падла, скачет – найти бы дорогу…”
“Шприцы мы ломали об вены и слезы…”
“Клей \»Момент\» купил за рубль и к нему пакет купил…”
“Нет папирос – забивай сигареты!”
“Полные карманы марихуаны”
Как видите – полный джентльменский набор наркомана. Безусловно, можно сказать, что это только творчество, а на самом деле ребята только водку пьют. Примерно в том же ключе высказался и один из организаторов концерта, Сабит Сулейменов, сказав, что это только сценический имидж, а так “ленинградцы” — вполне нормальные, интеллигентные ребята. Может, конечно, оно и так. Но со зрителями ведь группа общалась не в кафе “Молочная кухня”, а на концертной площадке, находясь на которой, они ассоциируются понятно с кем.
А вообще, непонятно, почему “Ленинград” использовали по такой минимальной программе? Можно было бы организовать выступление в клубе любителей русского языка и литературы, устроить выезды в школы, ну и, наконец, отыграть концертик в обществе борьбы за трезвость. Бороться – так бороться!

