Душанбе и Ашгабат формируют новый альянс, призванный противостоять влиянию Узбекистана в регионе.
Таджикистанская пресса пишет о Великом Сердаре Ниязове или хорошо, или ничего, а в Душанбе зреют планы нового стратегического альянса с соседом Население Таджикистана мало что знает о неудавшемся покушении на жизнь туркменского лидера, предпринятом в ноябре, и тем более о последовавших за ним массовых арестах, обвинениях и нарушениях прав туркменских граждан.
По мнению обозревателей, Душанбе таким образом “заигрывает” с Ниязовым, надеясь на союзничество с ним перед лицом все возрастающего влияния Узбекистана в регионе. Как сообщил в беседе с контрибьютором IWPR таджикистанский политолог Рашид Абдулло, Ташкент в последнее время постоянно ставит препоны развитию взаимной торговли между Таджикистаном и Туркменистаном. По его словам, это привело к тому, что Душанбе стал рассматривать Ашгабат в качестве альтернативы Ташкенту.
Узбекистан довлеет в экономическом отношении над всеми бывшими республиками Центральной Азии. Цена отпускаемого Узбекистаном Таджикистану природного газа составляет 48 долларов за тыс. кубометров, тогда как Туркменистан предлагает свой газ по 35 долл. за тыс. куб. м.
Душанбе не отказался бы от туркменского газа, но газопровод из Туркменистана проходит по узбекистанской территории и к тому же нуждается в увеличении пропускной способности, а Ташкент категорически отказывается содействовать этому.
Отношения между Ашгабатом и Душанбе в последнее время крайне осложнились. Туркменбаши обвинил соседа в пособничестве лидеру оппозиции, якобы организовавшему в ноябре покушение на жизнь туркменского лидера. Независимый политолог Алишер Курбонов полагает, что Ашгабат также недоволен сближением Ташкента с Вашингтоном после событий 11 сентября 2001 года.
Странная, по мнению многих, политика Туркменбаши привела к изоляции Туркменистана от соседей, и ему сейчас остро необходим союзник. Поскольку, в отличие от соседних государств, отношения между Душанбе и Ашгабатом не омрачены пограничными спорами, Абдулло полагает, что настало время двум странам перевести свои взаимоотношения на качественно новый уровень. Не удивительно поэтому, что таджикские СМИ столь лояльно настроены по отношению к лидеру соседнего государства. Как сообщил один таджикистанский журналист, не пожелавший назваться, редакторы всех изданий, даже независимой газеты “Азия плюс”, — практикуют самоцензуру во всем, что касается Туркменистана.
Начало этой тенденции было положено еще прошлой весной, когда в таджикской прессе вышел целый ряд критических материалов о Туркменбаши и созданном им культе личности. Посольство Туркменистана в Душанбе тогда даже направило письмо протеста по поводу статьи в газете “Азия плюс”.
Главный редактор этой газеты был вызван в МИД Таджикистана, а туркменский посол опубликовал статью, в которой призвал власти провести расследование и выяснить причину появления в прессе статей, направленных против Туркменистана. После этого позиция СМИ по Туркменистану коренным образом изменилась. К примеру, в последнем номере “Азии
плюс” посол Таджикистана в Душанбе Тоджиддин Мардонов дает свою версию последних событий в стране. “Покушение на жизнь президента глубоко шокировало его верных подданных”, — пишет он, в частности.“Туркменистан — стабильная, спокойная страна, имеет хорошие показатели экономического роста по сравнению с другими государствами бывшего СССР. Именно поэтому население было так шокировано (покушением на жизнь главы государства)”, — пишет посол.
Для населения Таджикистана замалчивание и обеление туркменского режима в прессе означает лишь одно — правду придется узнавать из российских или оппозиционных туркменских источников.
Зафар Абдуллаев, независимый журналист из Душанбе