Никогда не писал статьи на темы политики и общества. Сам люблю читать интересные публикации, острые статьи на злободневные темы. Но сегодня стало очень сложно разобраться в потоке информации, идущей от ангажированной официальной журналистики, и тем более от так называемых независимых от государства масс-медиа, но полностью зависимых от их хозяев. Поэтому возможности интернет—газеты, способной обеспечить непосредственную и быструю обратную связь от умных и критически настроенных читателей, а значит, априори объективную, воистину безграничны.
“Навигатор” хорош тем, что здесь можно найти весь спектр мнений нашего поляризованного общества, начиная интересными выдержками из официальной хроники до явно революционных призывов. Другие сайты — как “Номад”, “Куб”, “Евразия” — страдают однобокостью подачи материала и нетерпимостью к мнению выразителей других политических идей.
Анализируя выступления наших доморощенных политиков у меня, да и, наверное, у большинства читателей создается мнение, что у них нет картины будущего Казахстана, что будет со страной в ближайшие год-два и в отдаленной перспективе. И это не только из-за того, что “страшно далеки они от народа”, а из-за того, что у одних не хватает академических знаний, у других элементарного кругозора и жизненного опыта, у третьих непомерные личные амбиции, граничащие с манией величия. При этом все твердят, что владеют панацеей от сегодняшних бед и что их партия или движение является надеждой на светлое будущее.
Но, к сожалению, ни одна не может претендовать на роль выразителя надежд и чаяний народа. В короткий 12-летний отрезок времени вместилось столько событий, обществом проделан такой эволюционный путь, что наши политики не успевают за ростом общественного сознания. Коммунистическая партия, как и Движение пенсионеров Савостиной, существуют за счет людей старшего поколения, которые уйдут с политической арены как только появится поколение, не жившее в прошлой общественной формации. Народный Конгресс, ПНЕК, Социалистическая, Либеральная уже ушли в историю, так и ничего и не добившись. Сегодняшние Аграрная, Гражданская, Патриотов, Отан являются карманными партиями, для создания неоднородного политического имиджа. Но фактически их и нельзя считать партиями, потому что они, хотя и имеют свои фракции в Мажилисе, не ставят перед собой задачу законными путями взять власть в свои руки и сформировать правительство.
Из партий, которые не скрывают своих претензий на власть, можно назвать РНПК, ДВК и “Ак жол” (в порядке возникновения). К сожалению, правила политической игры в Казахстане на сегодняшний день такие, что де-юре партией является только “Ак жол”, который прошел регистрацию в Минюсте, а значит, может участвовать в парламентских выборах. Можно только похвалить сопредседателей за умело налаженную организационную работу, чего так не хватает другим партиям. Другие оппозиционные партии могут возразить, что у “Ак жола” были другие условия. Возможно, но кто сказал, что политика простая вещь? Это как игра в шахматы, в которой нужно просчитывать на несколько ходов вперед, взвешивать все за и против, отслеживать политическую ситуацию не только по газетам, а заниматься серьезным социологическим анализом. Не оголтело критиковать, а аргументированно выступать и завоевывать общественное мнение.
“Ак жол” сделал первые шаги, которые показали, что партия может стать серьезной политической силой в стране. И серьезной силой по отношению к действующим институтам власти. Можно стать на голову выше других оппозиционных движений, но остаться дилетантом по сравнению с мощным существующим госаппаратом. Для того чтобы не повторять ошибки других партий, нужно всерьез отнестись к дальнейшему партстроительству.
В развитых демократических странах оппозиционные партии критикуют и контролируют деятельность правительства и его учреждений, выявляют и разрабатывают альтернативы его политической линии, требуют отставки правительства через механизм вотума недоверия, инициируют кризисы парламента и правительства и, как следствие, новые выборы. В идеале — через выборы — завоевание большинства в Мажилисе и формирование правительства.
Н а сегодня “Ак жол” работает в этом направлении и занимается конструктивной критикой власти, направляет предложения в правительство, пытаясь создать механизмы реализации планов оппозиции на уровне исполнительной власти.
Для более эффективной и скоординированной работы партии “Ак жол” необходимо создать “теневой кабинет министров”. Это усовершенствует организационную структуру партии, исключит дублирование функций внутри партии, позволит отслеживать изменения в целом, а значит, оперативнее реагировать на события и определять приоритеты. В Великобритании, например, теневое правительство присутствует на всех заседаниях действующего правительства и дискутирует по всем вопросам напрямую. Поэтому теневые министры имеют вес в обществе не меньший, а иногда и больший, чем министры реальные. Поэтому смена правительств в этих странах проходит намного безболезненней для общества. В некоторых странах (например, Италия, Япония) правительства меняются настолько часто, что без механизма теневого кабинета страны погружались бы в перманентный кризис. В США существуют даже три кабинета. Один действующий, другой теневой, а третий — запасной – дублер действующего (введен после событий 11 сентября).
В Казахстане ситуация с профессиональными государственными чиновниками сложилась просто критическая. Президент понимает, что эволюционный путь развития экономики и общества требует притока “свежей крови”, но “скамейка запасных” неприлично мала. Ему приходится ставить на министерские посты людей, которые лояльны, но непрофессиональны, не имеют соответствующего образования и опыта работы. И в этом слабость нынешнего кабинета, деятельность которого должны профессионально и конструктивно критиковать теневые министры. И приглашение на работу в правительство Ораза Жандосова является знаковым. Президент показал всем, что он не удовлетворен уровнем профессионализма нынешнего правительства. Для многих это просто второе пришествие чиновника во власть. Но необходимо помнить, что он ушел из правительства Токаева по своей воле, успешно занимался партстроительством, а не играл в гольф в дальнем зарубежье, просто выжидая удобное время для возврата, и, что самое главное, не отказался от поста сопредседателя партии, а значит, открыто подтвердил свои оппозиционные взгляды. А действующий советник, в отличие от других советников, которые просто ждут наступления почетной пенсии, может играть серьезную роль. Во-первых, президент поручил ему экономический блок вопросов. Но политика — это и есть концентрированная экономика, особенно в условиях Казахстана. Во-вторых, он подчиняется напрямую президенту, а не главе правительства, которое сегодня обслуживает интересы олигархов и транснациональных корпораций. В-третьих, он может представлять теневое правительство в действующем и информировать остальных теневых министров и, более того, инициировать запросы в правительство и парламент как советник президента.
Исходя из вышеизложенного, а также факта, что Джандосов в свое время был первым вице-премьером, а в отсутствии премьера был возможно И.О., можно предположить, что роль премьер-министра теневого кабинета должен играть У.Джандосов.
Что касается Алихана Байменова, то, по-моему, президент больше всего жалел о его уходе. Он был действительно новым политиком, не ангажированным, открытым и трудолюбивым. Идеальная кандидатура для преемника президента. В теневом кабинете он должен курировать вопросы, связанные с социальными проблемами, тем более все это ему знакомо (Министерство труда и соцзащиты). В связи с тем что он является прекрасным организатором и администратором (Агентство по делам госслужбы), он должен взять на себя вопросы дальнейшего партстроительства. Являясь прекрасным примером двуязычного политика, он также должен заниматься проблемами языка и культуры казахов, требующими принятия срочных мер. Этим “Ак жол” привлечет на свою сторону сельскую молодежь и людей старшего возраста.
Булат Абилов должен использовать свой потенциал как человек, близкий к отечественному бизнесу, у которого (бизнеса) появились ресурсы для инвестиций (успешно вкладуемых в экономику России, Киргизии и т.д.) и который справедливо ждет передела сфер влияния в стране. Кроме того, как молодой человек, несомненно обладающий харизмой, он должен заниматься вопросами молодежной политики. Если “Ак жол” усилит влияние среди молодежи на фоне грызущихся между собой бывших комсомольцев, то избрание в следующий парламент ему обеспечено. Но эта обширная тема достойна целой статьи.
Для других министерских портфелей в Казахстане есть достойные люди, с прекрасным образованием и патриотическими взглядами. Задача партии “Ак жол”: не потерять набранный темп, определить приоритеты в политике и создать профессиональный теневой кабинет, который укажет на ошибки нынешнего, и будет готов встать у руля экономики в будущем.
Заканчивая статью, я бы хотел узнать ваше мнение, уважаемые читатели, на поднятые мной вопросы. Это приглашение к конструктивному разговору людей, которым не безразлична собственная судьба, а значит, судьба Казахстана.