Обращаясь к Экклесиасту…

“Преодоление” Токаева


“Если мир будет бесконечно самоопределяться, то в самое ближайшее время существование ООН утратит всякий смысл. Такое мнение госсекретарь – министр иностранных дел РК Касымжомарт Токаев высказал в ходе презентации в Алматы своей книги “Преодоление. Дипломатические очерки”. При этом, по мнению Токаева, говорить о коренном реформировании ООН все же преждевременно” (“Время”). “Министр иностранных дел, госсекретарь РК Касымжомарт Токаев по примеру президента Нурсултана Назарбаева провел в минувшую пятницу презентацию своей новой книги “Преодоление”, на которую были приглашены представители казахстанского бомонда и иностранные послы”, сообщила “Комсомольская правда Казахстан” под заголовком “Токаев – дипломат с человеческим языком”. О том, что язык и впрямь человеческий, свидетельствуют цитаты из книги (жанр – мемуары), щедро разбросанные журналистом в своей статье-рецензии. В произведении “описываются отдельные вехи карьеры дипломата Токаева – от зачисления в МГИМО до его деятельности в качестве главы МИД РК… Обо всем этом автор рассказывает с предельной искренностью, несмотря на то, что завтра ему с большой частью упомянутых в книге людей (часто в весьма забавных ситуациях) придется встречаться и общаться”, — пишет издание. “Через все эти живые истории, через людей, определяющих судьбы мира, Токаев ведет повествование к библейскому изречению Экклесиаста: “Не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – бег, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но Время и Случай для всех них”. “Ассанди-Таймс” упомянуло о министре иностранных дел в связи с его выступлением по поводу резолюции Европарламента: “Говорят, что глава государства совершенно случайно (и не от руководителя МИДа) узнал о том, что Европарламент весьма негативно оценил положение с правами человека и свободой слова в нашей стране. И был этим весьма раздражен. По слухам, Нурсултан Абишевич топал ногами, использовал ненормативную лексику и сомневался, соответствует ли госсекретарь – министр иностранных дел занимаемой должности. Возможно, что именно этим объясняются неточности, которыми изобиловало выступление главы казахстанской дипломатии. Надо отметить, что это уже второй случай, когда Токаев по воле своего шефа ложится грудью на политическую амбразуру, но опять неудачно”.


Кстати, имя президента в последнем номере “АТ” упомянуто не раз. В статье “Весенний марафон, или Кого обманывает президент, объявляя Алматы столицей мира?” издание в очередной раз связывает нынешнюю ситуацию в СМИ напрямую с политикой президента. Материал “Построил зайчик избушку лубяную, а лиса – ледяную” повествует о том, как некий предприниматель Геннадий Масягин лишился всего своего имущества (небольшая турбаза в горах) из-за прихоти первого лица страны, которому якобы приглянулась поляна, на которой располагалась турбаза. Теперь там “три огромных дома, один из которых, говорят, принадлежит лично президенту”. Даже критика “Казахстанской правды” осуществлялась как критика “официоза”, проводящего “генеральную линию первого лица страны”.


Наши университеты…


“КП-Казахстан” сообщает о намерении руководства Евразийского университета им.Гумилева создать Литературный институт, который возглавит президент общественного объединения “Международный клуб Абая” Роллан Сейсенбаев. Вполне возможно, что скоро в Казахстане появятся свидетельства об окончании вуза, где в графе “специальность” будет стоять “поэт” или просто “литератор”. “И ладно бы институт был сугубо бюджетным, куда принимали только самородков – ан нет, будет обычная коммерческая система обучения: плати 500 долларов в год – и получай себе диплом поэта!” “Литературный институт начнет действовать уже в этом году: документы принимаются уже с апреля. В структуре института предусмотрено два факультета: творческий – для литераторов и технический, на котором будут готовить литературных переводчиков. Тоже, кстати, специальность весьма спорная. До сих пор самые удачные переводы делали, как правило, известные писатели и поэты, овладевшие иностранными языками в обычных “инязах”, либо самостоятельно. Ведь для качественного перевода нужен в первую очередь все тот же талант, которого, увы, в институтах не дают”, — заключает издание. Но, может быть, заряда хватит хотя бы на то, чтобы подготовить хороших специалистов, могущих правильно перевести, допустим, Конституцию страны с русского на казахский?


“Ассанди-Таймс” на первой полосе разместило материал о некоторых особенностях приватизации Казахского гуманитарно-юридического университета. “Всех очень удивляет, что Максут Нарикбаев не подтверждает и не опровергает опубликованные слухи о том, что более 75 % от дополнительно выпущенных акций университета принадлежат ему с супругой. Удивительно и то, что абсолютно не имеющее никакого отношения к преподавателям ВУЗа ТОО “Касиет” приобрело акций в несколько раз больше, чем все преподаватели вместе взятые”, пишет газета. Впрочем, чем дальше углубляешься в статью, тем больше поводов для удивлений. В общем, получается, что правительство “своими постановлениями сначала утвердило “заумный” порядок приватизации ВУЗов через создание преподавателями юридических лиц, а потом разработало индивидуальный проект приватизации Казахского гуманитарно-юридического университета, да таким образом, чтобы дать возможность Максуту Нарикбаеву с наименьшими затратами прибрать университет в частные руки”.


Частная собственность и субаренда несовместимы


19 марта в Мажилисе состоится пленарное заседание по рассмотрению проекта Земельного кодекса: “На последнем заседании рабочей группы в минувший четверг камнем преткновения стали вопросы субаренды. Председатель Агентства по управлению ресурсами Бахыт Оспанов выступил за ее запрет: Те, кто временно пользуется землей, относятся к ней потребительски. Никаких удобрений, никаких севооборотов – они выжимают из земли все, что могут, ничего в нее не вкладывая. Поэтому субаренда только вредит”. А представитель Федерации фермеров Казахстана Борис Косумов считает, что такое отношение к субаренде у сторонников частной собственности на землю сложилось потому, что “сегодня землю, сданную в субаренду, невозможно изъять у первичных землепользователей, потому что договоры, заключенные на 10, 15, 49 лет, защищены Гражданским кодексом от расторжения до окончания срока. Если субаренда останется, вопрос о частной собственности на землю и вся концепция законопроекта теряют смысл”.