Боязнь красного

При мне один из полицейских панически начал вызванивать по рации и требовать подкрепления, крича, что “здесь собирается слишком много демонстрантов, человек 25”…


21 марта у американского посольства в Казахстане (г. Алматы) состоялась акция протеста против агрессии в Ираке. Как обычно, жители города решили не уподобляться необразованным и малокультурным европейцам, которые сотнями тысяч вышли на городские улицы с призывами остановить войну, и выказали свое полное наплевательское отношение к возможному началу Третьей мировой. Однако несколько десятков горожан все же сочли своим долгом сказать “НЕТ!” спланированному геноциду иракского народа.


В этот же день американцы, для которых уже давно страх стал нормой жизни, закрыли свое посольство подальше от греха. Несмотря на это, около дипломатического представительства самой грозной державы планеты дежурила полиция, численно превосходящая довольно мирных демонстрантов. Подобие покоя нарушило появление десятка молодых людей в красных куртках и туниках с надписями, призывающими к миру. При мне один из полицейских панически начал вызванивать по рации и требовать подкрепления, крича, что “здесь собирается слишком много демонстрантов, человек 25” (в то время, например, как в Афинах проходила 200-тысячная демонстрация по тому же поводу). Одновременно с нашим служивым, засуетились сотрудники посольской секьюрити (граждане США), которые почему-то решили первым делом запретить съемку пикета и даже попытались отобрать у одного из журналистов фотоаппарат с отснятым материалом.


Передав представителю посольства США петицию, десяток молодых людей (инициативная группа движения “Молодая гвардия Казахстана”) двинулись в направлении посольства Великобритании, расположившимся на том же проспекте. На площадке перед посольством также дежурила полиция, правда, не в таком количестве, как перед USA Embassy. Но зато здесь, в отсутствие журналистов, полиция отказалась: А) приглашать кого-либо из сотрудников посольства; В) пропускать представителя делегации вовнутрь для передачи петиции; С) принять петицию самим, чтобы передать дальше. И более того. Полицейские начали выталкивать молодых людей на проезжую часть – прямо под колеса машин, видимо, желая спровоцировать как минимум переход улицы в неположенном месте, как максимум – неповиновение полиции при исполнении. И здесь у пикетчиков хватило осторожности, чтобы не связываться с растерянными и малограмотными, а значит, злыми и наглыми полисменами. Им удалось добраться до перекрестка со светофором и покинуть опасную территорию.


Однако в этот день произошли еще два события, продемонстрировавшие, что власть и ее представители боятся не только политической “красноты” индивидуума, но и красного цвета физически.


Вечером того же дня в “Рамсторе” проходила съемка очередной программы “Собственное мнение” с ведущим Булатом Абиловым, куда пригласили нескольких молодых людей из “Молодой гвардии”. Следом за ними отправился журналист из Бюро по правам человека (также приглашенный на передачу), которому и не повезло. Одет он был в красную куртку, что послужило сигналом для службы безопасности этой крупной продуктовой лавки. На подходе к съемочной площадке несколько человек в униформе попросили пройти его в служебное помещение, где им захотелось познакомиться с обладателем красной куртки “поближе”. То есть: записали данные из паспорта и служебного удостоверения, а также вывалили все содержимое сумки на стол. После чего извинились и сказали, что их тоже нужно понять, поступил, мол, сигнал — кто в красном, тот потенциально опасен для общества…


Последний случай, попавший в наш психо-патологический обзор властной краснофобии, не совсем вписывается в ряд, поводом которому послужила развернувшаяся агрессия против Ирака. По случайности в тот же день в Алматы проходило выступление известной российской рок-группы “Король и Шут”. Возле Дворца студентов, давшего временное пристанище рок-музыкантам, собралась почти тысячная пестрая толпа фанатов, нормально так подогретая спиртным и веселящими веществами. Небольшая группа полицейских и охранников вуза испуганно жалась к стенам, наблюдая, как веселые подростки бьют бутылки, переворачивают урны и пьют из горла вино-водочные изделия. Но стоило только нескольким группам развернуть красные флаги, как сотрудники безопасности, на которых красный цвет подействовал как красная тряпка на быка, превозмогая природную нерешительность и забыв о собственной безопасности, кинулись вырывать полотнища. После чего снова удалились в сторонку, наблюдая, как буйные, но аполитичные панки разбивают витрины и мочатся на стены.


Всего один день. Но зато насколько показательный. Если вспомнить, что в течение последних нескольких месяцев по всему Казахстану проходили гласные и негласные преследования сторонников Коммунистической партии, которая все же получила долгожданную регистрацию, становится очевидным: они боятся. И причем боятся тогда, когда за красным цветом стоят не пенсионеры, а молодые люди. В этом случае сразу же проявляется правило светофора: красный цвет – дороги нет.


Получено по электронной почте “grindelsonm@mail.ru”