Россию опять поймали на крючок. На крепкий финансовый крючок. И соскочить с него будет очень сложно. Даже невозможно. Правда, очевидно, чтобы России одной не было скучно, помимо нее в оборот взяли Францию и Германию.
Вся эта “ловля” связана с заявлением министра обороны США Пола Вулфовица, в котором он предложил трем странам-пацифистам, раз уж они так любят Ирак и его народ, списать часть внешнего долга этого государства. А лучше всего, и весь долг.
В принципе, все к этому и шло. Не последней причиной, почему Россия не хотела, чтобы Саддама свергали, была экономическая. Совокупность контрактов на будущую разработку нефтяных месторождений, подписанных с правительством Хусейна, соглашения на поставку продукции машиностроения и, конечно же, долг Ирака перед Россией, достигающий по разным оценкам 8-12 млрд. долл. (у Франции и Германии поменьше – примерно по 2 млрд.). Саддам постоянно оттягивал выплату долга, большая часть которого была сформирована в период СССР, потому что диктатор понимал (да и Россия тоже), падет он, новое правительство откажется оплачивать обязательства предыдущего режима. И долг был последним рычагом давления на Москву: поддержите – вернем часть (может быть). Не поддержите – пеняйте на себя, неизвестно, с кем придется иметь дело.
И вот у рычага появился новый хозяин (а фактически им оказались США) и давить он будет немного в другом направлении и с другой целью. Америка хочет наказать оказавшие хоть и безрезультатное, но все же достойное сопротивление страны. И наказание это может быть двояким: либо унижением, либо деньгами.
Если отщепенцы-кредиторы откажутся долг списывать или даже уменьшать, то их тут же объявят врагами иракского народа. Мол, мы сделали все возможное, чтобы, кроме демократии, принести в страну еще и освобождение от долгов, а вот эти вот… даже слово подобрать сложно… лицемеры сначала радели о местном населении, которое мы тихо-мирно бомбили, а теперь обрекают его на голодную смерть. Позор!
Если же европейская троица все-таки согласится не отнимать у иракских детей последний кусок хлеба без масла, то и Франция, и Германия, и Россия окажутся в большом экономическом проигрыше. Пока есть долг или хотя бы угроза его близкой выплаты они могут воздействовать на новое иракское правительство (читай на США) при распределении контрактов на восстановление страны. Не можете вернуть деньги? Подайте тогда подряд на расконсервирование нефтяных скважин, ну, или хотя бы на жилищное строительство. Однако Америка себе такого позволить не может (тем более что все контракты давно уже распределены), поэтому и возник вопрос о списании.
По всем международным правилам и соглашениям Парижского и Лондонского клубов отказ от долга допускается только в отношении слаборазвитых стран. Ирак же, хоть и подвергся бомбежкам, к таковым государствам не относится.
Если создастся прецедент списания долга, то от этого пострадают в первую очередь сами США, которым в этом мире должны, по-моему, все. И именно поэтому Францию, Германию и Россию призвал к “гуманизьму” не кто-то из министерства финансов или администрации президента, а заместитель министра обороны, что, на первый взгляд, удивительно. Вроде как это не руководство к действию, а предложение сделать жест доброй воли.
Вследствие последнего обстоятельства наказание, скорее всего, будет двойным. То есть прецедент списания Америка создать не даст, но частичного списания и долговременной отсрочки оставшейся суммы добьется. И в то же время, не отказываясь от своих слов, США, сделав кислую мину и сконструировав такую же на лице нового иракского руководства, скажут: “Могли бы и все простить, жмоты”.
Официальные лица всех трех стран уже негативно отреагировали на инициативу американского оборонного ведомства. Впрочем, практически все их заявления сводились к тому, что проблему надо решать путем переговоров. И тем не менее наш сосед оказался в самом сложном положении. Во-первых, из-за суммы долга. А во-вторых, Россия сама должна огромные суммы, и если она заартачится, то кредиторы вполне могут ужесточить свои требования. И выбраться без потерь из такой ситуации невозможно.