Как не стать живым товаром

“Полтора года я жила где-то на окраине Турции. Ложилась под всех, на кого ткнёт пальцем мой хозяин. А ведь каждый клиент просто жирное чудовище и извращенец...”

Проблема рабства в наши дни отнюдь не стала достоянием далёкого прошлого. Уже не первый год молодые жительницы Казахстана \»экспортируются\» в качестве бесплатной рабочей силы в соседние азиатские страны, где подвергаются безжалостной сексуальной эксплуатации. И, пожалуй, главной причиной этого явления становится неудержимое желание молодых особ поселиться за границей.


Предисловие


Какая такая неведомая сила тянет людей за пределы страны — известно, наверное, одному Богу. Однако радужные перспективы, созревающие в головах у мечтателей, вполне очевидны. Конечно, в первую очередь — деньги, потом — богатые пассии, и напоследок — головокружительная карьера. А впрочем, делить на три составляющие ничего и не надо. Всё смешано в одном флаконе. Такая немудреная человеческая психология давно известна чуть ли не каждому. Однако есть личности, которым люди с подобными желаниями и запросами необходимы как средство заработка.


Такие мафиозные паутины распознать \»невооруженным\» глазом просто невозможно. Впрочем, если бы о них знали все, то их скорее всего не существовало бы вовсе. Эти люди — вербовщики, использующие человеческие души как живой товар. Их заманивание, на первый взгляд, совершенно безобидно, как любая приманка. Зачастую это частные объявления в газетах, типа: \»Работа за границей. Оплата высокая. Знание языка не обязательно. Карьера — в ваших руках\». Интересуются подобной рекламой почти 70% девушек. И порой звонок в одну из таких организаций становится роковым, а может, и последним.


В западне


Слышать и писать о траффике женщин мне, к сожалению, уже приходилось. Но понять всю сложность проблемы нереально, пока не столкнёшься с ней лично и не увидишь своими глазами последствия вербовки человека в рабство. Признаться, мне довелось. В числе потерпевших оказалась моя знакомая Лаура.


Около двух лет мы с ней не встречались. Ходили слухи, что родители отправили её на обучение в Канаду. Завидуя и радуясь одновременно, я и думать не смела, что Лаура все эти годы поневоле работала проституткой в закрытом клубе для VIP-персон.


Это была не Канада. Оплатить моё обучение там родители бы не смогли, — говорит девушка с бледным, как мел, лицом. — Полтора года я жила где-то на окраине Турции. Ложилась под всех, на кого ткнёт пальцем мой хозяин. А ведь каждый клиент просто жирное чудовище и извращенец…\». Лаура отворачивается, пряча полные слёз глаза.


Она никогда не думала, что её долгий роман с турком в Актобе станет на хрупкой шее петлёй, которую суженый затянет сам. 22-летний парень терпеливо выжидал своего часа, ухаживая за Лаурой. Вконец заморочив голову девушке, он сделал ей предложение, причем со всей помпезностью. Руку и сердце кавалер просил только в присутствии родителей, заявившись в гости с цветами, шоколадом и дорогим вином. Желая своей девочке только счастья, папа с мамой благословили дочь и дали разрешение выехать в Турцию. Отпускать насовсем Лауру они не хотели, лишь позволили познакомиться с родителями жениха и тут же вернуться обратно. За своё решение мать корит себя по сей день. Но кто знал, что капкан уже захлопнулся.


В дни отъезда радости девушки не было конца. Оно и понятно: принц на белом BMW да ещё с полными карманами денег — и вот это счастливое беззаботное будущее. Но захлестнувшая реальность стала такой суровой, что мечты улетучились как прах. Уже на перроне в Турции молодой жених стал нервничать и оглядываться по сторонам. А потом, оставив невесту возле газетного киоска, отлучился, чтобы забрать их небольшой багаж. С тех пор Лаура его не видела. Зато через некоторое время пред ней предстал мужчина в чёрном и сообщил, что её избранник ждёт в такси. Сев в затонированную машину, Лаура была связана и вывезена за город.


Новым жилищем девушки стал барак. По описаниям заложницы, сооружение выглядело, как вагончик на стройках, где хранится инвентарь. Внутри на полу лежал чистый матрац и рваная подушка, больше ничего в помещении не было. Дорожная сумка с вещами и документами остались у подлого жениха, а без них Лауре просто невозможно было вырваться из страны. Тем более что барак на ночь запирался какими-то охранниками, которые по-русски знали одно слово: \»Пошли!\» Таким призывом они выгоняли девушку из помещения и отводили к клиенту. Каждый раз — к новому!


От своих насильников она не получала первый месяц ни гроша. Работала, т.е. отрабатывала 5 тысяч долларов, за которые была продана своим избранником. Во всяком случае так ей сказал её хозяин по имени Хусейн. Ещё он ей объяснил, что очень скоро она станет \»благородной ночной бабочкой\», обслуживая только самых привилегированных господ, и получать 10% от той суммы, что ей заплатят. Так оно и вышло.


В то время, когда Лауру переселили в достаточно благоустроенную комнату и приказали работать в закрытом клубе, у неё теплилась надежда, что всё же удастся выбраться из этого ада. Обессиленная девушка надеялась, что и родители уже давно бьют тревогу, обращаясь во все возможные инстанции. Она не ошиблась.


Не только мать и отец, но и вся Лаурина родня днём и ночью размышляла, как найти пропавшую девочку. Она не оставила никаких координат, и вот уже год не давала о себе знать. В местной полиции на слезные жалобы матери отвечали, что она сама виновата, отпустив дочь за границу. В турецком посольстве говорили, что это случай не единичный, но следы девушек постоянно теряются… Да и искать их просто некому. И только через год после отъезда Лауры на глаза отца попался буклет с телефонами Международной Организации по Миграции (МОМ). Именно здесь опустившим руки родителям согласились помочь. К тому же неделю спустя Лаура позвонила сама, каким-то чудом добравшись до телефона.


Из трясины девушку вытаскивали чуть меньше полугода. Но это удалось лишь благодаря слаженным действиям нескольких организаций — партнёров МОМ.


Теперь Лаура дома. Но в её психическом состоянии мало что изменилось. Она по-прежнему часто громко рыдает, иногда запирается в комнате, боится неожиданных гостей и… ненавидит мужчин. Ей противен любой, даже самый безобидный, телесный контакт. Исключая, конечно, объятия отца. И ещё: Лауру мучают кошмары и беспрерывные воспоминания. Но, пожалуй, самое главное — девушка не может иметь детей, так как её уже не вылечит даже самый лучший врач.


Свет в конце тоннеля


Описанная история является шаблоном других, происходивших с иными героинями. Сюжет не меняется. Разнообразны лишь страны, куда увозят рабынь. Но это сути не меняет. Ведь только в прошлом году в азиатские государства из Казахстана было вывезено 53 девушки. А помощи попросили только несколько человек.


Отслеживает и контролирует такое положение в нашей стране именно МОМ, поддерживающая кампанию против траффика женщин и несовершеннолетних. Главный руководитель и координатор программы Катерина Бадикова объяснила, что Казахстан стал своеобразной транзитной территорией для соседних стран. Тем более что за последний год нововведением вербовщиков стал траффик внутри республики. К нам привозят девушек и женщин из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Их судьбу уже решают казахстанские мафиозные группировки. Правда, по слухам, заложниц содержат во вполне приличных условиях и даже очень неплохо оплачивают их подневольный труд.


Поставляют девушек и из одного казахстанского города в другой. Например, несколько человек были завербованы осенью 2002 года в Усть-Каменогорске и отвезены в Астану. Такое положение дел, думается, очень странно по сути. Преступники перевозят женщин на не слишком большое расстояние, совершенно не переживая за собственную шкуру. Один из таких сутенёров уже поплатился за непредвиденный промах, чем спас жизнь и здоровье нескольких столичных девушек.


Что же касается провинциальных городов то по статистике, оттуда увозят не много людей. Но организация, отслеживающая торговцев живым товаром, не может знать, сколько молодых людей ежедневно уходит из дома, потому что родителям они попросту не нужны. Правда, что это явление не носит массового характера. И слава всем святым! Однако желающих прокатиться за границу с каждым днём становится всё больше. Об этом рассказала в актюбинском центре \»Умiт\» психолог Ляззат Надиршина. По её словам, основная цель, которую преследует центр, — помочь и поддержать женщин города. Однако звонки сюда поступают не только от тех, кого избивают и насилуют мужья, но и от желающих найти работу за рубежом. Многие не понимают элементарной вещи: акции, проводимые кризисным центром, проводятся лишь для того, чтобы предостеречь молодёжь от возможного траффика. Ведь, по сути, проблема сексуального рабства в нашей республике интересна только тем, кто её создал, и тем, кто с ней борется. А вот, например, правоохранительные органы и вовсе не верят, что такое вообще может быть. По словам Катерины Бадиковой, большинство девушек, сумевших бежать из лап тиранов, в первую очередь обращаются в полицию. Но реакция в таких случаях всегда очень неоднозначная: сначала долгая минута молчания, затем возглас: \»Шляетесь, где не надо! Вот и попадаете в различные переделки\». Дальше таким “добрым” дядям жаловаться ни на что не хочется.


Ну и напоследок, самое интересное во всей этой истории. Международной Организации по Миграции стали известны факты, когда под траффики попадает сильная половина человечества. Мужчины, конечно, не так горят желанием жить за границей, а вот поработать там и накопить пачку долларов они не прочь. Потому молодые люди падки на предложения работать в нефтяных компаниях Норвегии и Испании. Однако нефтяниками они так и не становятся. А вот на роль геев они вполне подходят. Можно себе представить, как себя чувствуют мужчины в этой шкуре.