Перемен на властном Олимпе не будет

Вообще, список лиц, которых можно рассматривать в качестве возможных преемников президента страны, на самом деле мал…

Итак, мы дождались ответа на вопрос, заданный Ерланом Сагындыковым “Грядут перемены на властном Олимпе Казахстана?!”. После Послания президента народу Казахстана стало понятно, что перемен не ожидается. Это подтвердил и в своем интервью газете “Время” советник главы государства по политическим вопросам Ермухан Ертысбаев. По его словам, после того как Нурсултан Назарбаев выступил с очередным посланием перед депутатами, стало ясно, кто будет президентом следующий срок.


“Казахгейта” не будет?..


Собственно говоря, иллюзий по этому поводу у аналитиков не было. Все так или иначе сходились во мнении, что нынешний глава государства никому не отдаст пальму первенства и в следующем десятилетии. Да и очевидных предпосылок для передачи власти или сдачи полномочий не существует. Утверждения ряда оппозиционных политиков о том, что на Западе раскручивается “Казахгейт” и это будет иметь последствия для казахстанского лидера, кажутся беспочвенными по многим причинам. И прежде всего потому, что в цивилизованных странах демократические принципы незыблемо соблюдаются до тех пор, пока это не затрагивает экономические интересы власть имущих. На сегодня Нурсултан Назарбаев для западных государств (читай – США) является фигурой, наиболее удобной для сохранения баланса в Центральной Азии. Во-первых, один из самых уважаемых и авторитетных политиков среди президентов этого региона. Во-вторых, сумел наладить прочные отношения с деловыми кругами тех же США. В-третьих, инвестиционный климат достаточно благоприятен для иностранных компаний. А самое главное: Нурсултан Назарбаев предсказуем. Очевидно, западные аналитики давно уже просчитали все плюсы и минусы пребывания у власти этого “центрально-азиатского царька”, как иногда называют в отдельных изданиях казахстанского лидера. И судя по всему, на сегодня президент Назарбаев устраивает Запад.


Естественно, раскручивание “Казахгейта” будет иметь какие-то последствия для казахстанского президента, но отнюдь не в таком масштабе, на который рассчитывают некоторые казахстанские идеологи оппозиции. Слишком со многими стал он повязанным за годы правления огромнейшей страной Центрально-Азиатского региона. Слишком для многих опасен судебный процесс вокруг получения взяток казахстанскими чиновниками от руководителей американских нефтяных компаний. И потому можно сделать предположение, что арест Джеймса Гиффена и дальнейшие события вокруг него для казахстанского лидера последствий иметь не будут.


Кстати, поведение президента в последние дни явственно свидетельствует о том, что бури, если они и были, обошли стороной. В общем-то, видимых проколов у главы государства сейчас нет. Оправившись после ноября 2001 года, он продемонстрировал завидную форму в конце прошлого — начале этого года, совершив несколько зарубежных поездок, в том числе и в Давос, куда, по утверждениям ряда оппозиционеров, ему нет хода. После Давоса последовало открытие Года Казахстана в России. Следом были рабочие поездки по областям, а затем в апреле президент страны выступил с ежегодным Посланием народу Казахстана. В отличие от предыдущих лет текст нынешнего Послания был более конкретен, детализирован и социально ориентирован, по словам того же советника главы государства Ермухана Ертысбаева. Правда, сейчас в парламенте развернулись дебаты по поводу предстоящего повышения пенсий. Депутаты протестуют против того, чтобы минимальная пенсия оказалась выше, чем минимальная зарплата, как это предлагает правительство. Но это уже детали, главное – президент однозначно сказал, что пенсии станут повышать (во сколько раз вырастут тарифы на коммунальные услуги и цены на продукты, никто не говорит), а следовательно, пенсии наши старики будут получать на 500, скажем, тенге больше.


Об экономической сфере говорить не станем, об этом чуть ли не каждый день твердят со страниц газет и в телеэфире председатель Национального банка Григорий Марченко, члены правительства Мажит Есенбаев, Кайрат Келимбетов и Зейнулла Какимжанов. Дела у нас, по их словам, хороши; “в области балета” мы лучше всех.


Что касается сферы политической, здесь ситуация несколько иная и охарактеризовать ее можно известной поговоркой: “Сколько не говори халва, во рту слаще не станет”. После того, как по уголовным делам были брошены за решетку лидеры оппозиции Галымжан Жакиянов и Мухтар Аблязов, сфабриковано дело в отношении независимого журналиста Сергея Дуванова, прекращено вещание независимого телеканала “ТАН”, находившегося под патронажем Мухтара Аблязова, казалось бы, власть может праздновать победу. Действительно, власти сейчас в республике играют на опережение и идут на шаг вперед оппозиции. В качестве позитива можно назвать сосуществование ряда оппозиционных изданий и провластных, создание ПДС и т.д. Однако нерешенных проблем по-прежнему достаточно. Скажем, для Запада трое оппозиционеров стали политическими заключенными, таковыми их признают международные правозащитные организации. Вряд ли подобное утверждение может устраивать власти. К тому же брожение внутри элиты, вырвавшееся наружу организацией в ноябре 2001 года “Демократического выбора Казахстана”, не утихло, а ушло вовнутрь. Тем не менее это брожение существует, о чем свидетельствуют кадровые перестановки в среднем звене государственной власти. Очевидно, вскоре президенту придется делать некий выбор: идти в сторону больших демократических подвижек или закручивать гайки. С одной стороны, в соседней России идет усиление пропрезидентской вертикали и “ставится на место” непокорная пресса (российские политологи говорят о том, что в качества примера для подражания зачастую берется казахстанский опыт). А с другой – Запад непрестанно указывает на нарушение прав человека, давление на СМИ. В общем, есть над чем работать.


Появление публикации Ерлана Сагындыкова, в которой речь шла о предполагаемых подвижках на самом верху властного Олимпа в Казахстане, еще одно свидетельство того, что наверху идет самая ожесточенная борьба между различными группировками. Другое дело, что после Послания о переменах такого рода говорить не приходится. И все же попробуем рассмотреть, а есть ли у нас замена главе государства. Разумеется, предлагаемая версия носит гипотетический характер. Просто любопытно, а есть ли у нас человек, который может заменить главу государства.


Претенденты?


Вторым лицом в государстве, согласно Конституции, считается спикер сената. Именно ему доверено заменить президента страны в экстренных случаях. Характерно, что об Оралбае Абдыкаримове, как о претенденте или возможном преемнике на пост главы государства, никто не упоминает. Это и понятно, человек он скромный, не рвущийся вверх. Стать председателем сената его, скорее всего, уговорили, чтобы помочь главе государства, которому необходим был для руководства верхней палатой проверенный надежный человек. Оралбай Абдыкаримов именно таким и является.


Вообще, список лиц, которых можно рассматривать в качестве возможных преемников президента страны, на самом деле мал. Ерлан Сагындыков упоминает об Алтынбеке Сарсенбаеве. Для чего это сделано? Если брать за исходное, что большинство слухов у нас рождается из недр власти, то становится понятным: кому-то очень хотелось снять бывшего министра информации с дистанции раньше времени. А вовремя пущенная дезинформация часто приносит свои плоды – видимо, этим руководствовались те, кто “слил” автору публикации такие данные. На деле же, если Алтынбек Сарсенбаев и рассматривался в качестве преемника главы государства, то, скорее всего, в далекой перспективе.


Гораздо больше шансов имеют иные персонажи из элиты. Некоторые западные, да и отечественные политологи утверждают, что подбор кадров в Казахстане происходит по жузо-клановому принципу. Пресловутый трайбализм, заявляют они, проник повсюду. Что ж, если это так, то лица из Среднего жуза вообще не имеют никаких шансов на то, чтобы когда-нибудь стать во главе Казахстана. А потому их можно не рассматривать в качестве вероятных претендентов ближайшие четыре-восемь лет.


Остаются только выходцы из Старшего и Младшего жузов. Из Старшего жуза родом у нас сам президент страны, а Младшему — карты в руки в связи с нефтяными запасами территорий, являющихся исконными землями адайцев, черкешей, бершей и других родов Младшего жуза. О смычке этих двух жузов сказано немало. Насколько это верно? Ответ на этот вопрос даст, наверное, только время.


Из всех, кто сейчас ближе всех находится к главе государства, шансы имеют несколько человек. Первый из них – ближайший друг, соратник Нуртай Абыкаев. В настоящее время он возглавляет администрацию президента страны. Нуртай Абыкаев, пожалуй, наиболее преданный главе государства человек, которого аналитики давно окрестили “серым кардиналом”. Однако вряд ли Нуртай Абыкаев согласится на первые роли. Этот человек привык держаться сзади. Но при этом он обладает таким влиянием, что об этом помнят каждую секунду те, кто находятся рядом. И все же трудно представить себе, что Нуртай Абыкаев согласится стать первым лицом в государстве, исходя из своих личных интересов. Следовательно, эта фигура может не рассматриваться нами в качестве преемника.


Среди тех, кто может стать возможным преемником, есть еще два чиновника из Старшего жуза. Один из них – вице-премьер Ахметжан Есимов. С новым появлением этого фигуранта на политической арене особое внимание стало уделяться селу. Предстоящее трехлетие объявлено “трехлеткой села”, на развитие села из бюджета отпущены достаточно большие деньги, правда, дойдут ли они до села, остается вопросом. Резко активизировались политические партии – Аграрная и “Ауыл”. Представляя Ахметжана Есимова в качестве вице-премьера, глава государства отметил, что он специально посылал его послом в Бельгию, чтобы он усвоил опыт европейских стран в сельском хозяйстве. В качестве положительного президент сказал, что г-н Есимов овладел английским языком, видимо, последнее обстоятельство крайне необходимо для изъяснения с фермерами, чабанами и механизаторами в нашей республике. Можно еще сказать, что Ахметжан Есимов неплохо играет в гольф и футбол, является остроумным собеседником. Вообще, как видим, положительных качеств у него хватает. Достаточно ли этого для руководства страной, является вопросом.


Остается еще один персонаж из Старшего жуза – госсекретарь, министр иностранных дел Касымжомарт Токаев. Надо признать, Касымжомарт Кемелович – один из самых образованных государственных деятелей в нашей стране, за плечами которого учеба в наиболее престижном вузе бывшего СССР — МГИМО. Карьерная лестница для него складывалась весьма удачно. И впечатление до известной поры Касымжомарт Кемелович производил самое благоприятное. Однако остается непонятным, как карьерный дипломат допускает порой выражения, несовместимые с дипломатическим протоколом. Скажем, в ноябре 2001 года, зачитывая текст заявления, тогда еще премьер-министр Токаев допустил ряд крепких выражений в адрес инициаторов нового общественного объединения “Демократический выбор Казахстана”. А не так давно, выступая перед депутатами в парламенте по поводу резолюции Европарламента, госсекретарь упомянул о заказном характере резолюции. Еще больше заставляет недоумевать отрывок из новой книги министра иностранных дел. Книга называется “Преодоление”, что заставляет думать о наличии препятствий, которые ежедневно приходится преодолевать госсекретарю. Отрывок, о котором идет речь, рассказывает об одном из инициаторов и лидере ДВК Мухтаре Аблязове. Время действия связано с пребыванием Мухтара Аблязова на посту министра энергетики. Касымжомарт Токаев рассказывает о переговорах казахстанской и российской делегаций в области энергетики. Можно было бы, наверное, согласиться со всем, что рассказывает госсекретарь, если бы не два “но”. Почему тогда Касымжомарт Кемелович промолчал и поведал миру о тех событиях только сегодня, хотя уже тогда предполагал наличие наполеоновских амбиций у Мухтара Аблязова? И этично ли карьерному дипломату бросать камень в человека, находящегося в местах лишения свободы?..


И, наконец, остается еще один человек, которого молва давно называет преемником главы государства. Это нынешний премьер-министр Имангали Тасмагамбетов. Он как раз родом из Младшего жуза. О бывшем вожаке комсомола республики столько уже рассказано, что вряд ли нужно повторяться и что-то говорить. Желающие и так могут проанализировать деятельность правительства, возглавляемого им, и сделать выводы, насколько эффективно управляет он экономикой республики и как это сказывается на уровне жизни каждого из нас.


Вместо послесловия


Желающим строить прогнозы можно посоветовать обратиться к опыту России. Помнится, Борис Ельцин неоднократно называл то одного, то второго своим преемником. В преемниках у него побывали и Борис Немцов, и Сергей Кириенко. И где они сейчас? Средней руки политики, так отзываются о них в сегодняшней России. Оказалось, что кроме дефолтов и громких речей на трибунах ничего предложить не могут, даже Союз правых сил до ума довести не могут. Но речь не о том. А о том, что неизвестно откуда выплыл В.Путин и все стало на свои места.