Кыргызстан в пятый раз объявил войну коррупции

Общественность сомневается в том, что борьба с коррупцией  в Кыргызстане будет успешной. 


В апреле этого года Кыргызстан признан  в специальном отчете МВФ и других финансовых доноров самой коррумпированной страной  СНГ, несмотря на неоднократные попытки руководства республики  “покончить раз и навсегда с этим злом”.


Только из-за контрабанды товаров, которая, как правило, совершается путем подкупа высокопоставленных чиновников, бюджет государства ежегодно недополучает, по меньшей мере, до 800 миллионов сомов (около 18 миллионов долларов США при бюджете государства в 250 млн. долларов). Этот факт был обнародован 31 марта на заседании Совета безопасности страны, рассматривавшем вопрос о борьбе с коррупцией.


На данном Совете безопасности президент Кыргызстана признал, что  коррупция процветает во всех сферах, нанося ощутимый урон экономике и нравственному климату общества. Он объявил о том, что необходимы конкретные меры борьбы с этим злом.


Уже 8 апреля Акаев своим указом создает Национальный совет по добросовестному управлению, куда вошли представители президентской администрации, правительства, парламента, НПО и бизнеса.


На борьбу с искоренением коррупции мобилизованы и СМИ. Весь апрель шли разоблачения, как представителей правоохранительных органов, попадающихся на мелких взятках, так и чиновников средней руки, имеющих преуспевающие фирмы, но уклоняющихся от уплаты налогов.


В то же время, как заявил спикер законодательной палаты парламента Абдыганы Эркебаев, “именно в высших эшелонах власти находится  немало чиновников,  замешанных в коррупции”.


Однако, по мнению известного журналиста оппозиционной газеты “Моя столица-новости” Рины Приживойт, только ФБР США в состоянии разоблачать главных коррупционеров в Кыргызстане, как это произошло в соседнем Казахстане.


“О том, что у высшего руководства Кыргызстана есть валютные банковские счета в швейцарских банках, уже открыто говорят чиновники из президентского окружения”, — сказала  Приживойт.


Лидер кыргызской оппозиции Феликс Кулов, недавно переведенный из СИЗО СНБ в колонию-поселение №19, назвал новую кампанию борьбы с коррупцией показушным мероприятием, необходимым властям для получения новых кредитов от МВФ.


По его мнению, если бы власти всерьез хотели бороться с эти злом, то на Совете безопасности, где принималось решение о новой антикоррупционной политике, прозвучали бы конкретные фамилии высокопоставленных чиновников, прикрывающих криминальный бизнес в стране.


“Тот факт, что в Национальный совет по добросовестному управлению не вошел ни один представитель оппозиции, уже говорит о многом”, — сказал Кулов в своем интервью газете “Моя столица”.


Оппозиционные депутаты  также полагают, что очередная антикоррупционная кампания обречена на провал.


По словам депутата Абсамата Масалиева,  закон о коррупции был принят давно, но  он не работает из-за отсутствия механизма контроля за его исполнением.


“Парламент еще в 2001 году принял закон, который дал бы шанс депутатам контролировать исполнение закона о коррупции, но президент наложил на него вето”, — сказал Масалиев в своем интервью IWPR.


Депутат Дооронбек Садырбаев считает, что нынешняя антикоррупционная кампания вызвана, прежде всего, начавшимся новым переделом собственности в стране.


“Коррупционеры, которые сидят на высоких постах в администрации президента и правительства, задумали это мероприятия для подавления своих конкурентов”, — сказал Садырбаев IWPR.


Следует отметить, что война против коррупции в Кыргызстане объявляется уже в пятый раз.


Впервые президент Акаев объявил войну коррупции в 1992 году. Тогда глава государства поставил перед правоохранительными органами страны задачу — вести беспощадную борьбу против массового растаскивания общественного скота, а также злоупотреблений в банковских учреждениях.


В 1993 году Акаев выступил с обращением к органам прокуратуры, в котором выразил обеспокоенность по поводу расширения масштабов экономических преступлений, коррумпированности государственных чиновников, их сомнительных связей с мафиозными структурами.


Следующая антикоррупционная кампания объявлена уже на Совете безопасности Кыргызстана в 1996 году. Тогда впервые президент Акаев признался в том, что коррупция дошла уже до седьмого этажа Белого дома, где работают самые высокопоставленные чиновники страны.


Очередное наступление на коррупцию было предпринято в 1998 году. Тогда ряд высокопоставленных чиновников министерства финансов, экологии и внешней торговли попали за решетку. Но через некоторое время почти все арестованные вышли на свободу.


По мнению местных обозревателей, все эти кампании видимого успеха не принесли. Более того, ситуация сейчас даже ухудшилась.


Так, в конце апреля АКИпресс опубликовал  совместный отчет МВФ, Всемирного Банка, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Азиатского Банка Развития (АБР), в котором по итогам 2002 года уровень коррупции в Кыргызстане оказался самым высоким среди семи наиболее бедных стран СНГ (Армения, Азербайджан, Грузия, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан).


По словам эксперта Всемирного банка в Кыргызстане Динары Джолдошевой, опрос, в котором участвовали простые граждане, представители бизнеса и государственные чиновники, принес весьма шокирующие результаты.


“56 процентов населения страны считают, что взяточничество стало нормой жизни, а самыми коррумпированными являются органы правопорядка. Это опасный симптом”, — подчеркнула Джолдошева в своей беседе с контрибъютором IWPR.


Между тем руководители и члены новой антикоррупционной структуры уверяют, что на этот раз им удастся, если уж не искоренить, то хотя бы существенно ослабить это явление.


Как отметил в своей беседе с контрибъютором IWPR заместитель председателя Национального совета по добросовестному управлению, вице-премьер-министр Джоомарт Оторбаев, речь сейчас идет о предотвращении коррупционных явлений путем административной реформы.


В качестве примера Оторбаев привел патентную систему, которую правительство собирается ввести в ближайшее время.


“Согласно этой системе все экономические субъекты лишь один раз в году будут отчислять фиксированную сумму в виде налога, это даст возможность избежать вмешательства многочисленных контролирующих и проверяющих органов”, — сказал Оторбаев.


Руководитель отдела по делам обороны и правопорядка Болот Жанузаков отметил, что нынешняя кампания направлена на борьбу с причинами, которые порождают коррупцию в обществе.


“До этого мы боролись с последствиями коррупции, применяя, главным образом, карательные меры против коррумпированных чиновников, однако такой метод оказался малоэффективным”, — констатировал он.


По мнению Жанузакова, только созданием коалиции правительства, СМИ и общества можно расшатать устои коррупции.


Известный кыргызский журналист Шайлобек Дуйшеев  весьма скептически относится к борьбе с коррупцией.


“Народ уже не видит различий между нынешней кампанией и предыдущими, но отлично понимает, что коррупция процветает там, где имеются власть и деньги”, — заключил Дуйшеев.