Депутаты под угрозой

Большая ошибка — вносить в рейтинг в качестве политиков членов правительства.


Так считает известный политолог Дос Кошим, о чем он заявил в своем интервью газете “Жас алаш”. Журналист Жолдасбек Ашимжан спрашивает:


— Такое ощущение, что политическая элита у нас в стране способна лишь заседать на \»круглых столах\», а по поводу политически значимых событий, происходящих в стране, предпочитает отмалчиваться. Да и политическая активность правительства несколько снизилась…


Нельзя считать, что молчание политической элиты означает ее недееспособность, — отвечает Дос Кошим. — Если говорить об оппозиции, то после внеочередных выборов в трех областях, она “залечивает свои раны”, чтобы собраться с силами к следующим выборам. Кроме того, оппозиция пытается протолкнуть свое мнение по ряду вопросов на заседаниях Постоянного совета. А правительство у нас, как известно, имеет привычку смотреть в рот Президенту… Здесь мне хотелось бы остановиться на некоторых так называемых рейтингах, проводимых различными политическими исследовательскими, аналитическими центрами и в ряде СМИ. Так вот, многих, кого обычно включают в этот самый рейтинг, даже близко нельзя назвать политиками. Большинство из них – известные правительственные чиновники, исполнительные специалисты. Возможно, они обидятся, но все же скажу, что в Казахстане представители исполнительных органов не могут вмешиваться в политику. (Не секрет, что некоторые из них обычно идут в политику обиженные и оскорбленные, после ухода со своего поста). И в этом смысле включать их в рейтинг политиков — само по себе большая ошибка. Если завтра власть перейдет в руки других, то многие из нынешних представителей исполнительной власти (если они прекрасные специалисты) останутся на своих местах, в составе нового правительства. Именно поэтому нельзя их считать политической элитой, имеющей личную гражданскую позицию и политическую цель и готовую работать в этом направлении. С другой стороны, “тишина” в политике – это не политическая стабильность, состоящая из разных противоречивых мнений, имеющихся в обществе. Скорее всего, это показатель либо аполитичности населения, либо чрезмерной власти верхушки.


— …Угрожает ли сегодня что-либо нашей независимости?


Иракский вопрос оказался критическим для внешней политики многих суверенных государств. Всем известно, что казавшаяся единой во все времена коалиция США, Англии, Франции и Германии дала трещину. Слава Богу, руководство нашей страны не стало поддерживать, как Узбекистан, агрессора, не примкнула к США… Примечательно, что многие сегодня ставят нам в пример страны Европы, которые “проживают под одним зонтиком”. Казахстан и Россия – это не Австрия и Германия. Нельзя забывать, что страны Европы состоялись как национальные государства в течение нескольких столетий. Народы Европы имеют, каждый, свой язык, свою культуры, на которую никто не претендует. Государство может подняться на уровень объединения только после того, как пройдет все закономерные этапы развития. Возможно, через 50-60 лет мы тоже могли бы создать “Союз стран Турана” или “Конфедерацию стран Центральной Азии”. Ну а сегодня говорить о какой-либо форме объединения, тем более с Россией, на мой взгляд, преждевременно. Одним словом, “алтын” звучит красиво, но понятие “независимость” намного выше.


— Ваше отношение к правительству Тасмагамбетова.


Ни одно правительство не имеет своей позиции. Или, если выразиться яснее, позиция любого правительства — это позиция Президента. Президент требует: “найди работу народу, подними социальный уровень”, и Правительство Тасмагамбетова держит курс на решение социальных проблем населения. Между тем в решении социальных проблем страны есть только два пути. Первое — поднять экономику страны, запустить производство и создать рабочие места для людей, после чего поднять им зарплату. Похоже, для этого в стране до сих пор не хватает мощи. Конечно, ситуация меняется, по сравнению с тем, что было 5-6 лет назад. Народ уже не митингует по поводу и без повода. Но это не победа правительства… Вторая обязанность правительства в решении социальных проблем населения — это обеспечение полноценной социальной защиты. Сюда входит: материальная помощь для многодетных матерей, пособия для инвалидов, пенсия и другие виды материальной поддержки. Необходимо отметить, что при оценке бытовых условий населения нужно учитывать состояние людей, не пригодных к работе. В этом отношении правительство тоже не отличилось особенными победами…


— Ваше мнение относительно деятельности ПДС. Вообще, стоит ли ждать от него чего-то стоящего?


Нет нужды спорить о необходимости Постоянного совета. Только в открытой дискуссии, в совместной работе определяется, кто есть кто. Тем более что они обсуждают вопросы демократических преобразований в стране. Лично меня возмущает только одно – состав и правила участия в самом демократическом форуме страны. Одну политическую организацию представляют несколько человек. Кроме того, я до сих пор не могу понять, кого представляет некий Г. Беляков, так называемый “лидер” не существующей партии “Соотечественники”. Удивительный факт, при всем, при том, что в ПДС нашлось место бывшему руководителю казаков Семиречья, но не нашлось места представителю движения “Азат”. Или заслуги Хасена Кожа-Ахмета, который в период тоталитаризма был дважды судим, ратуя за свою нацию, оказались ниже, чем у атамана так называемых семиреченских казаков?.. На мой взгляд, Постоянный совет должен состоять из представителей политических партий, движений, объединений. Не спорю, все депутаты, участвующие в его заседаниях, весьма активны и деятельны. Но что будет, если в ПДС захотят участвовать и другие депутаты? Поэтому должны быть определенные правила для вступления в Совет…”.


Между тем газета “Жас алаш” намерена провести свой социологический опрос среди своей восьмидесятитысячной аудитории читателей, но не для выявления рейтинга политиков. Газета недовольна результатом опроса “Комкон-2 Евразия” по вопросу присоединения Казахстана к России. Напомним, что данное агентство недавно сообщило, что 84 процента населения Казахстана желают присоединиться к России. По мнению журналистов газеты, данный опрос ущемляет и унижает независимость республики. Газета подчеркивает, что 84 процента – это не весь Казахстан, а всего лишь часть принявших участие в опросе респондентов.


Медиа-форум прошел… А дискуссии были до его проведения


Широкоформатный “Туркестан” провел дискуссию среди казахских журналистов о втором Евразийском медиа-форуме до его проведения. Мнение респондентов собирали Есенгуль Капкызы и Гульбигаш Омарова.


Журналист, поэт Нурлан Маукенулы:


— Не знаю, как прошел медиа-форум в прошлом году, но, похоже, в этом году в форуме будут участвовать только удобные журналисты и удобная пресса. Во всяком случае, об этом свидетельствует информация, которая публикуется во всех СМИ. А неудобные оппозиционные представители наверняка не смогут туда попасть. Кроме того, это будет осуществляться жестким методом контроля и проверок через мониторы, списки.


Если говорить о казахской прессе, то я даже затрудняюсь сказать, что ей может дать медиа-форум. Думаю, на форуме будут обсуждаться вопросы терроризма, глобализации, интеграции на мировом уровне. Таким образом, процессы, происходящие в стране, снова останутся вне поля зрения простого народа. Мне кажется, это делается специально.


По мнению декана факультета журналистики КазНУ Бауржана Жакыпа, “во-первых, Евразийский медиа-форум положительно влияет на развитие казахстанской журналистики; во-вторых, у наших журналистов есть возможность приблизиться к опыту мировой журналистики; в-третьих, иностранные журналисты имеют возможность поближе познакомиться с казахстанскими коллегами, а значит, больше узнать о Казахстане”.


Поэт-журналист Кайрат Алимбек считает, что “казахи не могут оставаться вне рамок процесса глобализации”, а значит, “учитывая, что форум проходит в нашей стране, необходимо получить от него максимальную выгоду для себя”.


“Ох уж этот смешной Ертысбаев…”


Политикам на уровне Ермухана Ертысбаева стоит осторожнее произносить каждое слово перед публикой, считает обозреватель “Ана тiлi” Мырзан Кенжебай. Ведь политика — суровая вещь, и не всегда благоволит тому, кто безответственно к ней относится…


“Не знаю, кто и когда придумал, откуда такая информация появилась, но в последнее время, ряд СМИ, особенно русскоязычные газеты, неустанно твердят о больших взятках, якобы полученных высокопоставленными людьми республики в период передачи казахстанской нефти для работы иностранным компаниям. Недавно известный политик Е. Ертысбаев дал интервью радио “Свобода” по этой теме. Вообще, если Ерекен начнет говорить о чем-то, то за ним остается след, как дым от реактивного самолета. Помнится, на одной из своих встреч с иностранными коллегами он назвал Казахстан “европеизированной” страной. Помнится, даже об этом долго не стихали разговоры в обществе. И вот, в интервью журналисту радио “Свобода” на вопрос о “Казахгейте” он ответил, что иностранные газеты пишут что попало, публикуют бредовую информацию, потому что там есть свобода слова. Может, и так, может, и газеты там пишут что попало, может, и информация у них бредовая, но на что русскоязычный Ерекен намекает, когда говорит “о свободе слова у них”. Ведь эти слова не оставят равнодушными ни друга, ни врага. Или он хочет сказать, что наши информационные средства не могут говорить открыто?..” — возмущается Мырзан Кенжебай


Кто правит Казахстаном?


Жители поселка Глубокое больше не верят правительству. Они уверены, что Республикой Казахстан правят руководители различных иностранных фирм, холдингов и компаний…” — пишет журналист газеты “Ак жол — Казахстан” Айжан Кошкенова.


“Руководство “Казахмыс” не выполняет решения Правительства. А те, кто попытались препятствовать их бесчинствам, могут быть привлечены к уголовной ответственности. Это стало известно из разговора области с депутатом Парламента РК Зауреш Батталовой о ситуации в поселке Глубокое в Восточно-Казахстанской области.


Власть там, где “Казахмыс”…


Как сообщалось ранее, жители поселка Глубокое, общей сложностью 4,5 тысячи человек, организовали митинг в знак протеста против закрытия медеплавильного завода. Они даже требовали отставки областного акима Виталия Метте. Потому что при полном закрытии завода половина жителей села оказались бы безработными. Известно, что ситуация в поселке Глубокое обсуждались на уровне Мажилиса и Правительства, после чего аким области вынужден был оставить свой пост. Однако ситуация осталось на том же уровне. Государственные органы даже не обратили внимания на различные заявления и жалобы местных жителей, как не заметили и постановление правительства РК, решение заседания правительства по данному вопросу. Между тем любое заявление “Казахмыса” было воспринято с воодушевлением и по ним было вынесено решение, даже если оно противоречило законодательству РК.


“Такого рода решения вызывают протест простых жителей, поскольку в данном случае налицо нарушение конституционных норм относительно равенства всех граждан перед законом”, — говорит госпожа Батталова


Тем временем полномочные органы, “не заметив” незаконные действия “Казахмыса”, арестовали простых граждан, которые хотели лишь воспользоваться своими конституционными правами.


Как Глубокое утеряло свое доверие правительству?


15 января 2003 года на заседании Правительства было принято решение о запрете на расформирование завода до принятия программы о замещении производств. В конце марта текущего года рабочие завода, вооруженные постановлением Правительства, снова вышли на митинг. И в этот момент против участников митинга Ивана Булгакова, Дербянина, Бесенева было возбуждено уголовное дело, где их обвиняли в препятствовании расформированию установок завода и организации несанкционированного митинга. Тогда же были арестованы около 15 рабочих.


По мнению сенатора Батталовой, это было сделано, чтобы напугать остальных.


“Однако все арестованные — 15 человек, написали в своих показаниях, что собрались на митинг самостоятельно, когда увидели, что с завода вывозят оборудование”, — говорит она.


Отметим, что данный вопрос был поднят Батталовой в Парламенте, она сделала запрос на имя Генерального прокурора Рашида Тусупбекова. В Мажилисе была создана специальная комиссия. Таким образом, судебное заседание по делу “зачинщиков” было отложено с 8-го апреля на недельный срок, и в конечном итоге, во вторник, суд вынужден был освободить их в связи “с отсутствием состава преступления”. Конечно, в этот момент хотелось бы сказать о торжестве справедливости. Однако кто в ответе за утраченные надежды жителей Глубокого, кто в ответе за их унижения и оскорбления? Об этом все просто молчат”, — пишет журналистка.


Кто-то хотел отравить парламентариев?


Как пишет журналист газеты “Ак жол — Казахстан” Е. Куатайулы, две недели назад в парламентской столовой чуть не отравились народные избранники…


“Как стало известно из надежных источников в Парламенте, в начале недели (позапрошлой — ред.) в столовой Парламента депутатам приготовили обед из протухшего мяса. Говорят, что от мяса так несло, что народные избранники не смогли даже притронуться к еде. Известно, что наши депутаты будут молчать, даже если их убивают, и в этом случае они так же промолчали. Один только Жазбек Абдиев промолвил, что от мяса “шел неприятный запах”. Похоже, что и этот инцидент останется никем не замеченным. Во всяком случае, никто по этому случаю не стал бить тревогу.


Что самое интересное, если верить депутатам, такое уже не раз случалось в парламентском доме. В середине ноября прошлого года Серикболсын Абдильдин чуть не умер от отравления. Говорят, у него неожиданно поднялось давление и ему стало совсем худо. Похоже, кто-то добавил яд в напиток, который пьет обычно Секе. Тогда корреспонденту нашей газеты главный коммунист прокомментировал тот случай следующим образом: “Это было организовано специально, чтобы препятствовать проведению съезда коммунистов, запланированного на завтра”.


Эта история, как говорится, осталась уже в прошлом, но виновные так и не были найдены.


“Здесь возникает резонный вопрос, как в Парламенте оказалось протухшее мясо, если учесть, что посторонним в здание парламента вход строго воспрещается? Неужели работники столовой не почувствовали неприятный запах мяса? В голову лезут всякие мысли: может быть, подобным образом депутатов хотели заставить одобрить Земельный кодекс? Как бы там ни было, не к добру это. Депутат, это все-таки не кто-нибудь, а народный избранник.


Кому было нужно отравлять самый высший законодательный орган республики протухшим мясом?” — задается вопросом журналист газеты “Ак жол — Казахстан” и не находит ответа.