Общение “в розницу” порождает соблазн коррупции

Вчера демократическая оппозиция выступила с предложением Президенту, Правительству, Парламенту РК…

Вчера демократическая оппозиция выступила с предложением Президенту, Правительству, Парламенту РК подготовиться к совместному участию в следующем заседании Европарламента, которое состоится 3 июля этого года. Для этого организаторы пресс-конференции считают необходимым, прежде всего, наладить “диалог с оппозицией о путях и способах преодоления существующего конфликта”. Обращение неслучайно было направлено именно в те органы власти, которые обладают правом инициировать поправки в высший закон страны – Конституцию.


Перед журналистами выступили Асылбек Кожахметов, Нурбулат Масанов, Гульжан Ергалиева и Петр Своик. Они заявили, что необходимость изменения Конституции сегодня понимают все, но начинать надо не с прописания текста закона, а с широкого обсуждения в обществе, то есть опять же – с диалога.


Петр Своик заявил, что, прежде всего, надо бы прописать юридические конструкции взаимоотношений государственного органа как юридического лица с негосударственным органом как юридическим лицом. Допустим, в Конституции есть пункт, который запрещает незаконную поддержку неправительственных организаций, но каковы в таком случае законные методы?


Или другой пример: местное самоуправление. А что это такое? В Конституции написано, что МСУ учреждается в местах компактного проживания населения, и под свою ответственность решает местные вопросы. Все это, по мнению лидера оппозиции, замечательные слова. Но что такое МСУ как юридическое лицо, и, соответственно, какие полномочия у этого юридического лица возникают, какие ресурсные источники у него есть и каким образом на основании этих полномочий и своих собственных ресурсных источников ему на принципах гражданского кодекса, то есть гражданского партнерства и договорного партнерства, взаимодействовать с органами власти? Вот этого совершенно нет в Казахстане.


По словам П.Своика, у нас власть пока общается с населением “россыпью”. Причем, сама власть, по словам Петра Владимировича, тоже на самом деле отсутствует. Когда у нас говорят: “власть”, она всегда персонифицирована, есть государство в лице Нурсултана Назарбаева, но есть какие-то отдельные чиновники, которых он назначает, которые зависят только от его волеизъявления, а вовсе не от волеизъявления высшего, единственного источника власти, как написано в Конституции — народа. Так вот любой чиновник общается, как правило, с отдельными людьми, то есть отдельному пенсионеру начисляет пенсию или не начисляет, решает проблемы с трудоустройством отдельного члена профсоюза или не решает. Каждый налоговый инспектор, как государственный чиновник, общается с отдельным предпринимателем. И в результате прямого, неопосредованного соприкосновения “чиновник – гражданин” и возникает соблазн коррупции. А необходимо выстроить систему взаимоотношений: юридическое лицо против юридического лица. И тогда любая пенсионерка получила бы возможность пойти в свою собственную общественную организацию, чтобы уже эта общественная организация ее консолидированно представляла в органах власти. Это не лишает ее права и самостоятельно себя представлять, но лучше в составе организации, которая легитимна во взаимоотношениях с властями.


Одним из самых ярких примеров, отражающих правоотношения НПО с властями, оппозиционный лидер считает довольно странное положение движения “Поколение”. Политически “Поколение” Савостиной легитимизировано, весь Казахстан знает, что такое движение “Поколение”. А каковы отношения движения с властью? С городским акиматом, с Министерством труда и соцзащиты, с премьер-министром, с президентом РК? “В юридическом смысле абсолютное белое пятно, вообще ничего неизвестно, — заявил политик. — Вот президент знает, кто такая Ирина Алексеевна, а каким образом он должен с Ириной Алексеевной общаться, в законодательстве Казахстана ничего не написано. Надо заполнить этот правовой вакуум, тогда, между прочим, и с политическими проблемами станет гораздо проще, если юридическую основу правильно прописать”.


Впрочем, не лучше ситуация и с самим “Демвыбором”. На вопрос, как он оценивает запрос депутата Мажилиса Ерасыла Абылкасымова (народный избранник выразил недоумение, почему движение, не прошедшее перерегистрацию в Минюсте, продолжает существовать), Петр Своик отвечал, что для него это “не столько политический, сколько медицинский случай”. Хотя, по его словам, если пресс-служба парламента рассылает такие заявления таких мажилисменов, значит, это кому-нибудь нужно.


То, о чем велась речь на пресс-конференции, в принципе, далеко не новые мотивы. Пожалуй, больше занимает вопрос, как и когда все эти реформы начнут реализовываться на практике. И в этом, как считает г-н Своик, никто нам не поможет, кроме нас самих. По его словам, наш колониальный статус, от которого мы все так стараемся избавиться, а в результате из-под московского диктата попали под диктат, с одной стороны, г-на Машкевича, а с другой – “Шеврона”, так вот наш колониальный статус – это то неизбывное, что сидит внутри нас и на ментальном, и на юридическом, и на политическом уровне. Это заложено в саму конструкцию нашего общества и нашего государства, мы все равно будем чьей-нибудь колонией. Это наша внутренняя проблема, и решать ее мы можем только сами. Практически перед всеми государствами и нациями в какие-то исторические периоды стояла задача самоопределения, то есть задача изживания вторичности и колониализма внутри самих себя, такая задача сейчас остро стоит и перед Казахстаном, и поэтому когда мы говорим о проектировании новой Конституции, это вообще только лишь кирпичики, которые мы должны бросать в болото колониализма, чтобы по этим кирпичикам потихоньку выбираться на твердую почву, считает политик. И говорить, что можно демократизировать Казахстан и выстроить правовое государство, не разгребая юридических, организационных и ментальных завалов в каждом отдельном доме, не приходится.