Визит Президента Путина в Душанбе, начавшийся 26 апреля, был вполне предсказуемым и логически исходил из складывающейся ситуации в регионе после иракской кампании США.
Таджикистан в реестре потенциальных сателлитов России считается наименее надежным, и требующим постоянного внимания. Соседство с Ираном, экспортером не только нефти, но исламской революции, наличие сильной оппозиции в стране в лице ИПВТ, наркобаронов и полевых командиров, заставляет Рахмонова все время искать опору на стороне. Таковым проявлением явился визит главы РТ в США, который, мягко говоря, не удался ввиду пророссийской ориентации последнего. В этом же контексте необходимо рассматривать криминальную обстановку в стране, причастность таджикской политической элиты к наркобизнесу, отсутствие намека на соблюдение прав человека в этой стране.
Россия, не имеющая большого выбора союзников в регионе, все время пытается удерживать Таджикистан в орбите своих интересов, в том числе и путем предоставления хоть какой-то экономической помощи. Перед лицом развернувшейся американской экспансии, приверженность демократическим принципам Россией вынужденно забывается и ей приходится заключать союзы с откровенно диктаторскими или криминальными режимами типа Туркменбаши Ниязова, а теперь и Рахмонова.
Реальность же такова, что долго держать в своих объятиях Таджикистан Путину, возможно, не удастся, так как Рахмонов занимает двойственную позицию в отношении Москвы и Вашингтона. В апреле Э.Рахмонов, озираясь на Россию, принял президента американской компании “GМ Investment Ltd” Н.Ротшильда.
Эти факторы вынуждают Президента РФ форсировать создание 4-й военной базы на основе 201-й МСД, тем самым увеличить военное присутствие в Таджикистане.
Между тем, ситуация в Таджикистане, несмотря на все усилия Э.Рахмонова, в том числе и принимаемые меры по физическому устранению руководителей среднего звена бывшей ОТО, остается сложной и непредсказуемой. Исламизация страны идет полным ходом. В настоящее время в стране действуют уже более 250 Джоме — мечетей. Только в Исфаринском районе функционирует 121 мечеть, а около 90 его жителей нелегально выехали в Иран, Пакистан и Саудовскую Аравию для обучения в теологических центрах.
По данным источников в правоохранительных органах РТ, глава МЧС Мирза Джага наладил производство фальшивых долларов США, в чем ему оказали помощь чеченские криминальные лидеры, проживающие в Казахстане, предоставив ему новейшее оборудование.
Родственники высокопоставленных чиновников, главным образом, выходцев из Куляба, заняли практически все ключевые должности в различных отраслях, а то, что осталось, контролируется представителями ПИВТ. Коррупция в стране достигла огромных масштабов и фактически оказалась неуправляемой. Недавние проверки деятельности национальной авиакомпании и диагностического центра при Министерстве здравоохранения стали возможными только потому, что они не контролируются кулябцами, так как представители этого клана, вероятно, ничего не смыслят в самолетах и здравоохранении.
Соглашения между участниками ЕврАзЭС об упрощении процедур перемещения товаров и капиталов в этом пространстве могут привести и к наводнению территорий Казахстана, Узбекистана, а также России наркотиками, которые в Таджикистан из Афганистана поступают практически беспрепятственно, несмотря на заслон российских пограничников.
В то время, когда Россия пытается сделать из Организации Договора о коллективной безопасности внутри СНГ своего рода ядро — группу наиболее “сплоченных” государств-союзников в качестве противовеса американцам, готовых придерживаться общей политической линии в важнейших вопросах, Таджикистан, наряду с Кыргызстаном, в ней являются наиболее слабым звеном, что, впрочем, российскими официальными кругами признается и учитывается. Эти условия не оградили СНГ от экономических потрясений и гражданских войн на Кавказе и в Таджикистане. Указанные выше факторы не позволят создаваемым новым структурам — ЕврАзЭС и ОДКБ наполниться реальным содержанием сотрудничества и интеграции.
Получено по эл. почте mananenkov@yandex.ru