Кому это выгодно?

“На войне как на войне”, безусловно, является сливом информации

Странное чувство возникает после прочтения публикации в “Навигаторе” “На войне как на войне. В контексте недавнего признания советника главы государства о том, что информационное поле будет все больше сужаться, появление настоящей публикации наводит на мысль, что подковерная борьба в “датском королевстве” обостряется донельзя. Очевидно, противоборствующие группировки уже не заботятся о мало-мальском декоре и выдают информацию на-гора. Разумеется, предоставленную публикацию нельзя считать за собственно документ, вышедший из-под пера какого-то клерка в администрации главы государства, но тем не менее подобного рода инструкции, конечно же, имеются.


“На войне как на войне”, безусловно, является сливом информации. Если учесть, что эту информацию одновременно получили почти все независимые СМИ, то можно представить, что выброс информации сделан намеренно. А вот для чего? Этот вопрос может показаться риторическим, если бы не несколько обстоятельств. Одно из них – обсуждение земельной реформы и законопроектов, связанных с ней. Сегодня известно о намерении правительства обратиться в Конституционный совет за разъяснением по поводу вынесения вотума недоверия. Вполне реально, что после получения ответа из Конституционного совета премьер-министр может на самом деле поставить вопрос о доверии кабинета, возглавляемого им, перед парламентом. Вот здесь и начинается самое интересное.


Пресс-конференция, проведенная на днях руководителем Центрально-Азиатского агентства политических исследований Ерланом Кариным, достаточно подробно дала ответ, в каких случаях правительство может выносить вопрос о вотуме недоверия ему на повестку дня в парламент. Если это произойдет, то, скорее, за голосованием в высшем законодательном органе власти последует отставка правительства.


Очевидно, то, как проходит обсуждение проекта Земельного кодекса в парламенте, не устраивает никого: ни самих депутатов, ни правительство, ни президента страны. Ситуация становится тупиковой. Однако тупиковая она, наверное, только для правительства. Ибо в любом случае шишки падут на головы министров. Распустить парламент – слишком дорого и нет причин, а вот сменить правительство (а может, и премьер-министра) – самый раз.


Г-н Карин указал, что в случае отставки правительства у главы государства есть три кандидатуры на пост премьер-министра. Это нынешние вице-премьеры Ахметжан Есимов и Александр Павлов, а также помощник главы государства по экономическим вопросам Ораз Жандосов. Любопытно, что политолог назвал именно эти кандидатуры. Учитывая осведомленность ученого, надо полагать, что фамилии всех троих и на самом деле назывались в числе возможных кандидатов на пост премьер-министра.


Однако видимых причин для отставки правительства у президента нет. Макроэкономическая ситуация стабильна, что еще раз подтвердил на днях глава Нацбанка Григорий Марченко. Существенная помощь будет оказана нынче селу и тем самым предотвращен рост социальной напряженности на селе, где проживает наибольшее число малоимущих людей. Лишь внешняя обстановка может вызывать недовольство главы государства. Это и принятие резолюции Европарламента по ситуации с правами человека в Казахстане, и недовольство ряда западных инвесторов, заявляющих об ухудшении инвестиционного климата, и публикации в иностранных изданиях о так называемом “Казахгейте”. Вот эти причины, скорее всего, и могут стать причиной отставки правительства. К тому же имеется и ряд субъективных обстоятельств, скажем, рост рейтинга г-на Тасмагамбетова среди казахскоязычного населения.


Эти или другие версии причин отставки правительства могут оказаться гаданием на кофейной гуще, если не произойдет очередных кадровых рокировок. После апрельского Послания главы государства народу Казахстана стало понятно, что смены власти, о чем шептались на протяжении последних двух лет, не будет. Более того, Нурсултан Назарбаев вновь продемонстрировал всем, что хозяин в доме один и все будет так, как решит он.


Запуск информации такого рода как “На войне как на войне” выглядит в этой связи как маневры игроков на политическом поле республики. С одной стороны, преследуется цель дискредитации лично первого заместителя руководителя администрации Марата Тажина (ведь всем понятно, что внутреннюю политику курирует именно он, и только в его ведомстве могли “родиться” такого рода инструкции). С другой – отводится удар от тех, кто сегодня вызывает недовольство главы государства.


Спору нет, “На войне как на войне” выглядит весьма правдоподобно, особенно если учесть, что приведенные примеры борьбы с оппозицией имели место. Скажем, как раз на осень прошлого года выпало время появления нападок на лидера Компартии Серикболсына Абдильдина. И именно тогда же был внесен раскол между ним и рядом руководителей Компартии. Можно привести еще и другие примеры.


Закономерно и то, что наряду с Компартией в число оппозиционных попала и партия “Ак жол”. Как ни крути, для власти эта партия является тоже оппозиционной, ибо, в отличие от Гражданской, “Отана” или Аграрной, занимается критикой правительства, хода реформ, проводимых в республике.


Итак, на войне как на войне. Кто-то из классиков сказал, что всякий раз, когда происходит то или иное событие, ищи, кто за этим стоит, того, кому выгодно, чтобы это событие произошло. Кому же это выгодно? Почему “слив” этой информации произошел накануне приезда в страну большой группы ОБСЕ с проверкой ситуации с правами человека и свободы слова, а также в момент обсуждения Земельного кодекса? Вот вопросы, на которые ответы мы, очевидно, получим, ближе к осени.