Проблемы были, есть и будут

О внутренних противоречиях в оппозиции

Один за другим опубликованные на \»Навигаторе\» тексты бесед с главным редактором газеты “СолДат” Ермуратом Бапи и Петром Своиком, в которых журналист Еркин Калиев пытался найти причину противоречий в оппозиции, вряд ли удовлетворили как самих представителей оппозиции, являющихся членами ДВК, так и читателей. Нельзя не учитывать того, что Ермурат Бапи — один из активных создателей РНПК, а Петр Своик был сопредседателем партии “Азамат”.


Прежде чем давать оценку происходящим в оппозиции процессам, необходимо вернуться на несколько лет назад, в предДВКовский период и вспомнить, что было и есть РНПК и партия “Азамат”. Как создавались эти две партии, с какими программами, кто их возглавил, каких результатов добились, и какое место в политическом пространстве Казахстана занимают сегодня.


Безусловно, и РНПК, и “Азамат” внесли свою лепту в демократическое развитие республики в тот период. Но трения между самими политическими партиями были и тогда.


Если РНПК открыто критиковала власть, невзирая на личности, то “Азамат” придерживался конструктивной позиции, считая возможным провести реконструкцию политической системы в сотрудничестве с властью и без критики президента. В этом заключались основные разногласия РНПК и “Азамата”, но обе партии имели право на существование, несмотря на разный подход в вопросах строительства демократии в Казахстане.


Но, исходя из принципа “цыплят по осени считают”, следует оглянуться и подвести баланс. Каких результатов достигли в итоге эти партии? Запад узнал истинную картину о ситуации с правами человека и свободой слова в Казахстане благодаря РНПК и ее лидеру. Чем закончился конструктивизм “Азамата” известно всем.


Лидер оппозиции Акежан Кажегельдин осенью 1998 года заявил о своем намерении баллотироваться на пост Президента Республики Казахстан. Впоследствии он под жесточайшим прессингом властей создал Республиканскую Народную Партию Казахстана (РНПК) с филиалами в большинстве областных центров республики.


Несмотря на то что РНПК не прошла перерегистрацию в связи с новым законом о партиях, ее структуры продолжают функционировать. Думаю, никто не будет возражать против того факта, что большинство региональных структур “нового” ДВК созданы в основном на базе “старых” РНПК.


Ермурат совершенно прав, сказав о том, что появление ДВК “есть заслуга Акежана Кажегельдина”.


То, что Галымжан Жакиянов и Мухтар Аблязов оказались за решеткой, никого не удивляет (но возмущает. – авт.). Как представители власти, так и оппозиции прекрасно понимают, что это закономерный итог проявления инакомыслия.


Но могло ли возникнуть в Казахстане ДВК, пойди Акежан Кажегельдин на сговор с властью? А такие попытки переговоров с ним имели место. Ведь согласись тогда Кажегельдин на выдвинутые властью условия, он бы давно вернулся на родину и занимал сегодня одно из высоких чиновничьих кресел, а не был осужден заочно (в понимании советника президента г-на Ертысбаева это и есть сотрудничество. – Авт.). Где бы тогда находилась оппозиция? И можно ли допустить мысль о том, что случись этот сговор, Конгресс США, Сенат США и многочисленные международные правозащитные организации знали бы сегодня об истинной ситуации в Казахстане?


Никто не может умалять роль ДВК. Это движение явилось свежей струей политической оппозиции. Но надо признать и то, что ДВК возникло не на пустом месте. Дорога была проложена Акежаном Кажегельдиным, он был первым и этим все сказано. Будь сегодня лидеры ДВК на свободе, ситуация с объединением оппозиционных сил наверняка могла бы развиваться в ином русле, но то, что объединение состоялось, нет никаких сомнений.


Что касается высказывания Петра Владимировича о том, что мнение о необходимости единого лидера высказывают люди, не участвующие в процессе, и “они сами по себе одиночки”, не первое его безапелляционное заявление. Хочу огорчить г-на Своика. Будучи в Казахстане, я тоже считала, что необходим единый лидер, и это не только мое мнение. И находясь сейчас за границей, я не более одинока, чем г-н Своик. Или, для того чтобы заниматься реальной политикой, нужно непременно участвовать во всех политических тусовках? У Петра Владимировича, оказывается, нисколько голова не болит оттого, что нет единого лидера. Я тоже не жаловалась на головную боль. Просто у меня другое мнение на этот счет, и что же в этом крамольного? И почему нужно обязательно хоть иногда укусить того или другого соратника?


Неприятный конфликт между “крыльями” оппозиции, связанный с публикацией \»Евразией\» и газетой “СолДат” глав из книги, авторство Мухтара Аблязова коей некоторые ставят под сомнение, думается, найдет свое разрешение. Комментировать подобные ситуации — неблагодарное дело, и остается только надеяться на то, что стороны придут к какому то приемлемому соглашению и этот конфликт не приведет к размежеванию оппозиционных сил Казахстана.


Что касается проблем внутри оппозиции, они были, есть и будут, и это нормальный процесс любого развивающегося организма, пока он живет. Причин, для того чтобы драматизировать имеющиеся трения, нет. Есть общая цель, во имя которой и следует продолжать работу, преодолевая естественные трудности, которые не могут не возникать на этом пути.