Сфера образования

Важным фактором в развитии общества и его перспектив является социальная государственная политика в области образования.


Еще совсем недавно мы по праву гордились тем, что Казахстан, его население были самыми образованными, и наша система образования была на высоком международном уровне.


За последние 10-12 лет образование испытало на себе все негативные последствия социально-экономического кризиса. Под предлогом реформ была проведена “оптимизация” в системе образования, главной задачей которой было сокращение бюджетного финансирования. На 80 % ликвидирована сеть дошкольных учреждений.


На конец 2001 года в 482 населенных пунктах страны вообще отсутствуют школы, в 889 селах нет средних школ и в 997 – основных школ, более 30 тыс. школьников нуждаются в ежедневном подвозе. В сельской местности ликвидированы многие школы-интернаты, пришкольные интернаты. Из общего числа детей, нуждающихся в пришкольных интернатах, обеспечены — лишь 53,3 %.


В результате проведенных реформ из года в год растет число молодежи с 4-х, 5-ти классным образованием (по материалам о призывниках военных комиссариатов).


До настоящего времени в стране не налажена работа по учету охвата детей школьным образованием и не принимается мер по восстановлению потерянных позиций. Данные о количестве детей, не посещающих школы, постоянно искажаются, создается видимое благополучие.


По Конституции Казахстана бесплатное среднее образование фактически стало платным. Образовательный уровень в гимназиях, лицеях является средним, однако обучение в них платное. В связи с длительным бюджетным недофинансированием (кроме зарплаты) в общеобразовательных школах установлены ежемесячные “таксы” под видом “добровольных” родительских взносов на содержание школ и т.д. Это является дополнительной нагрузкой на семейные бюджеты граждан. Родители вынуждены мириться с таким положением. Нестабильное материальное положение, безработица, вынужденная миграция сказывается на состоянии семейного бюджета и вынуждает отдельные семьи экономить на образовании. В результате дети либо становятся добытчиками средств к существованию, либо превращаются в бродяг, бездомных, преступников.


Судя по бездействию государственных органов, такое положение дел их устраивает.


Почему допускается нарушение конституционного права детей, особенно из малообеспеченных семей, на обязательное бесплатное среднее образование? На что обрекаем нашу молодежь в будущем с низким образовательным уровнем?


Или это государственная политика или бездействие большой армии чиновников, призванных заниматься вопросами образования?


Нужно отметить, что Казахстан располагает реальными возможностями для формирования эффективной национальной экономики, способной в исторически короткие сроки обеспечить достаточно высокие стандарты жизни населения страны и занять достойное место среди других стран мира. Наряду с богатыми запасами нефти, газа, черных и цветных металлов, которые имеют устойчивый спрос на мировом рынке сырья, Казахстан располагает значительным научно-техническим и производственным потенциалом, квалифицированной рабочей силой и высоким общеобразовательным уровнем населения в целом. К сожалению, за годы рыночной трансформации эти преимущества постепенно утрачиваются.


До настоящего времени вне поля зрения правительства остается очень серьезный вопрос- каким кадровым потенциалом будет достигаться экономический рост и развитие экономики?


Промышленность в нашей стране практически лишилась важнейшей предпосылки к интенсивному развитию – в ходе кризиса фундаментальная и отраслевая наука оказалась невостребованной.


Проектно-конструкторскую и опытно-промышленную базу предстоит создавать практически заново.


За годы реформ для высококвалифицированных специалистов было два пути решения своей дальнейшей судьбы: миграция за рубеж (в основном это научные и технические кадры) или уход в мелкую коммерцию, финансовые и охранные структуры.


Отток рабочей силы из основных отраслей в сферу услуг, на рынки сохраняется до настоящего времени.


Кризисные явления в финансово-экономической сфере “вымыли” наиболее активный и квалифицированный трудовой слой с большинства предприятий и НИИ, привели к расширению масштабов безработицы. Снижение научно-технического потенциала стало устойчивой тенденцией.


В стране отсутствует действенная система регулирования миграционных потоков, практически утеряна система профтехобразования, которая после “оптимизаций” и непродуманных действий буквально дышит на ладан.


Практическое отсутствие правовой базы профессионального образования и профессиональной подготовки трудовых ресурсов в Казахстане является сдерживающим фактором для востребованности этих ресурсов на рынке труда.


Расформирование системы профессионального образования при отсутствии законодательной базы, затрудняет адаптацию этой системы к изменяющимся условиям социально-экономических преобразований в стране.


Неадекватное отношение к вопросам профессионального образования как к второстепенной части образовательного пространства достаточно четко просматривается в содержании Закона “Об образовании”.


Необходима законодательная основа профессионального образования и принятие опережающих мер.


Значимость указанной задачи диктуется следующими обстоятельствами:


1. Несоответствие содержания профессионального образования реалиям экономической ситуации в стране.


2. Отсутствие полноценного института социального партнерства и влияние работодателей на содержание профессионального образования (в виде государственного образовательного стандарта, профессиональной образовательной программы, классификаторов специальностей и профессий).


3. Необязательность для работодателей организации и проведения профессиональной практики обучающихся.


4. Отсутствие взаимосвязи учебных заведений и служб занятости населения.


5. Неопределенность в перечне необходимых специальностей и количестве подготавливаемых специалистов.


6. Нерегулируемость экономических и правовых связей между работодателями, учебными заведениями и исполнительной властью.


7. Неотработанность механизма реструктуризации объектов профессионального образования.


8. Отсутствие координационного центра профессионального образования.


9. Отсутствие в генеральном, отраслевом и региональном соглашениях с работодателями вопросов защиты и поддержки системы профессионального образования.


10. Отсутствие трехсторонних соглашений работодателей, профсоюзов и учебных заведений по разработке и исполнению региональных программ подготовки кадров.


Решение указанных проблем недопустимо затягивается из-за отсутствия законодательной базы по развитию и организации профессионального образования и напрямую касается вопросов занятости населения.


И, наконец, о высшем образовании. Система образования призвана обеспечить всем одинаковое право на образование. Ведь речь идет о молодежи, будущем страны.


Человек не должен лишаться возможности получить образование только потому, что он не может платить за учебу. Исходя из принципа социальной справедливости, необходимо дать всем одинаковые возможности получить образование независимо от материального положения.


Если система образования построена в соответствии с вышеизложенными принципами, то потенциал общества может использоваться максимально эффективно, что, в конце концов, скажется и на экономическом росте.


Что же произошло в высшем образовании страны? Проведенные реформы требуют глубокого анализа и объективной оценки.


Появление в системе высшего образования частных вузов обусловлено происшедшими в стране социально-экономическими преобразованиями, расслоением общества по материальному обеспечению, появлением спроса на услуги платного образования. Поэтому частные вузы имеют право на жизнь.


При этом государственный уполномоченный орган – Министерство образования и науки должен строго соблюдать главный критерий при выдаче лицензии на образовательную деятельность – соответствие вуза принятым стандартам, независимо вуз государственный или частный, все должны быть в равных условиях.


Тем не менее, количество частных вузов, созданных и получивших лицензии за столь короткий промежуток времени, вызывает недоумение и сомнение в соответствии всех их установленным стандартам. Закрыть частные вузы, не соответствующие стандартам, никто сегодня не решается, так как пострадают студенты, вины которых в содеянном нет. Самое парадоксальное, что чиновники министерства, выдавших лицензии, остаются безнаказанными. Но ведь истина дороже.


Приход каждого министра образования в предыдущие годы знаменовался “реформаторским зудом”. Это лишний раз подтверждает отсутствие продуманной государственной политики в сфере высшего образования и в целом образования. Почему столь важный сектор социальной сферы должен зависеть от некомпетентности отдельных министров? Образование и наука – это будущее государства и этой сфере государство должно относиться приоритетно, как бы не складывалась экономическая ситуация. Мы не можем допускать ситуации в 21 веке, когда из-за непродуманных реформ будем заниматься через некоторое время ликвидацией безграмотности.


Продолжая тему высшего образования, хотелось бы отметить некоторые перекосы, допущенные в предыдущие годы.


Когда говорим о высшем образовании, мы не должны путать два понятия: лицензирование образовательной деятельности и аккредитация высших учебных заведений. Лицензирование – это право на образовательную деятельность, выдаваемое государственным уполномоченным органом по утвержденным стандартам. Здесь должен соблюдаться жесткий, принципиальный, объективный, прозрачный подход и ответственность за принятое решение.


Аккредитация учебных заведений – это комплекс факторов, определяющих их имидж, признание, уровень, качество подготовки и результаты деятельности вуза, которые нарабатываются в течение длительного времени. О какой аккредитации вузов можно вести речь, если большей части из них от роду 3-5 лет.


Коль скоро частный вуз получил право на жизнь, абитуриенты осознанно идут на обучение в нем, памятуя о необходимости оплаты за весь период обучения. И это нормально, частные вузы постепенно занимают свое место в образовательном пространстве.


Но как понимать дальнейшие действия Правительства, когда государственные бюджетные средства (гранты) “размазываются” на все вузы страны, как государственные, так и частные.


В результате бюджетное финансирование в государственных вузах резко сократилось и возросло платное обучение. Спрашивается: какая разница между частными и государственными вузами? Никакой.


Отрицательно отразились эти реформы и на качестве образования. Профессорско-педагогические коллективы вузов становятся заложниками своих коммерческих студентов: лишь бы студент не ушел и продолжал платить за учебу. О каком качестве образования может идти речь?


Почему бюджетные средства должны направляться на предпринимательскую деятельность, если постоянно недофинансируется государственная сфера образования?


Как же понимать цели и задачи проведенных реформ? Считаю, что сделано это с целью сокращения государственного финансирования высшего образования и лоббирования интересов отдельных частных вузов.


Каков конечный результат реформ для нашей молодежи? Для их абсолютного большинства сократился доступ к высшему образованию.


Большинство семей из-за материальных затруднений не могут оплачивать учебу детей в высшей школе. Ни для кого не секрет, что часть молодежи поступают на общих основаниях без оплаты в вузы соседней России, получают стипендию и высшее образование. Возникает вопрос: сколько такой молодежи вернется назад после окончания вуза?


Следует отметить, что вопрос о том, кто должен финансировать обучение в развитых странах, давно решен. Он находится в компетенции государства, поскольку образование – это не только экономическое и социальное благо, но и общественная необходимость. В США, Японии, Швеции, Франции, Германии только 15-20 % затрат на образование финансируется частным капиталом, остальное поступает из государственных источников (федеральных, региональных, муниципальных).


В нашей стране коммерциализация подготовки кадров идет полным ходом: сегодня 80 % образования – платное. Авторы реформ обращаются к рыночным механизмам как единственному средству социального и экономического развития. Забывая о том, что рынок не более чем инструмент, что сфера образования под рыночные законы большей частью не подходит и, по существу, является нерыночным сектором. Результат очевиден: коммерциализация не привела и не может привести к повышению качества образования, с каждым годом мы имеем все менее подготовленные, профессиональные кадры на фоне резкого сокращения доступности высшего образования для молодежи.


Финансирование образования за счет самих обучающихся ограничено бедностью населения.


Таким образом, выход из сложившейся ситуации один – всемерная государственная поддержка образования. Потеряв многие позиции, страна должна сохранить хотя бы интеллектуальный капитал. Иначе проблема кадров будет значительным сдерживающим фактором экономического развития Казахстана.


Переход к рыночной экономике и интеграция в мировое сообщество требуют приоритетного отношения к проблемам образования (содержание, качество, доступность). В конкурентной борьбе на мировых рынках добивается успехов та страна, в которой выше уровень профессиональной подготовки кадров. И не стоит обольщаться тем, что по количеству вузов (их в республике вместе с филиалами более трехсот) мы впереди планеты всей, поскольку уровень подготовки в них далеко не соответствует международным стандартам.


Государственная политика в вопросах развития образования и науки должна строго придерживаться принципа, что интеллектуальный труд является важнейшим ресурсом, высокообразованное население, а не сырьевые ресурсы, есть основной капитал нации, способный дать развитие высоких технологий.


Подводя итоги сказанному, можно сделать характерный в большинстве случаев общий вывод: реформы зачастую проводятся ради реформ без учета их воздействия на человека. Хотя реформа – это средство для достижения определенных целей, задач. К сожалению, за предшествующие годы реформирование из средства превратилось в самоцель.


Проводимые реформы, как видим, зачастую осуществлялись без учета человеческого фактора. Человек со своими проблемами все более превращается в стороннего наблюдателя, в субъект который используется при решении экономических задач.


Хотя, именно человек является главным двигателем всех преобразований и их конечной целью. Это означает, что вся политика должна исходить из необходимости решения ключевых человеческих проблем.


Переосмысливая пройденное и сделанное за 10 лет на основе глубокого, всестороннего анализа, необходимо определить пути дальнейшего социально-экономического развития с приоритетом интересов государства и его граждан.


Распространено пресс-службой аппарата Мажилиса