Обращение группы депутатов к Президенту о проведении земельного референдума

26 мая, в Доме Парламента состоялся брифинг, на котором выступили депутаты Мажилиса Серикболсын Абдильдин, Булат Абишев, и Серикбай Алибаев.


Пресс-служба аппарата Мажилиса представляет полный текст стенограммы данного брифинга:


“БРИФИНГ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


АБДИЛЬДИНА С.А., АБИШЕВА Б.А., АЛИБАЕВА С.Б.


26 мая 2003 года


БАЙТЕЛЕСОВ Д.Т. Добрый день, уважаемые журналисты! Брифинг депутатов Мажилиса Серикболсына Абдильдина, Булат Абишева и Серикбая Алибаева. Тема брифинга — о земле. Пожалуйста.


АБДИЛЬДИН С.А. Қайрлы күн, қаламгерлер! Добрый день, уважаемые представители прессы! Прежде всего мы выражаем вам благодарность за тот интерес, который связан с судьбой Земельного кодекса и опубликованным в печати обращением к Президенту группы депутатов (семнадцати человек) о целесообразности проведения референдума по статусу частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Много вопросов в любой форме. Мы хотели бы сегодня ответить на интересующие вас положения данного обращения.


Вы хорошо знаете, что по Конституции есть различные формы и методы постановки и проведения референдума, но мы, депутаты, в данной ситуации выбираем путь, связанный с привлечением большего количества общественных сил, и намерены в этой работе активное участие. Пожалуйста, какие вопросы.


Қадірлі қаламгерлер, сіздердің жер тағдыры жөніндегі аса бір қажырлы еңбектеріңіз бен мүдделеріңізді біз өте жоғары бағалаймыз. Осы күндері біз Елбасына жазған бір ұсынысымыз жөнінде аса сөздер де шығып жатыр. Ол — жердің тағдырын халықтың даусыменен шешу керек деген ұсыныс. Бұл жаңадан туған емес, бұрын да айтылып жүрген. Егер керек болса, осы референдумды өткіземін деп ең бірінші Елбасының өзі де айтқан. Қазір ол бірнеше рет қаралғаннан кейін бәрін егжей-тегжейлі қайталап жатудың қажеті жоқ. Осы референдумның керек екені өзінен-өзі күн тәртібіне көтеріліп тұр. Біз жазық жерде жанжал іздейтін адамдар емеспіз. Біздің көкейтесті мақсатымыз — осы үлкен мәселені халықтың шешіміменен қабылдасақ деген ұсыныс. Сұрақтарыңыз болса, жауап береміз.


ВОПРОС. (НЕ В МИКРОФОН). \»Информбюро\», \»31 канал\». Расскажите, а почему Вы считаете, что нужно правительственную команду…, чтобы решить этот вопрос?


АБДИЛЬДИН С.А. Это не я считаю. Вообще ученику первого класса известно, что больше 58 или 52. На совместном заседании двух Палат Правительству оказало недоверие 55 мажилисменов и три сенатора, это 58 человек, а поддержку оказали меньше. Поэтому не наше личное мнение, это уже мнение Парламента Республики Казахстан.


ВОПРОС. (НЕ В МИКРОФОН).


АБДИЛЬДИН С.А. Мен ондай пікірден аулақпын, өйткені жасырын дауыс берілді. Оны санау үшін есеп комиссиясы құрылды. Біздің елімізде бір қолайсыз атақ бар, сайлаудың қорытындысын қаралыққа шығарып жіберетін. Менің ойымша, бұл қабырғада ондай болған жоқ болар деп ойлаймын.


ВОПРОС. (НЕ В МИКРОФОН).


АБДИЛЬДИН С.А. Я считаю, что здесь не противодействие, вообще-то логика идет в одном направлении. Мы, в принципе, ожидали, что Парламент не справится с этим проектом кодекса в редакции Правительства. Это был очень жесткий проект, не учитывающий интересы простого крестьянина и рассчитанный для определенного узкого круга землепользователей. Такие наши прогнозы оправдались, в принципе, Мажилис внес большие поправки, которые в целом в какой-то степени смягчали положение дел с этим кодексом, но Правительство не посчитало возможным, даже нужным совместно дорабатывать эти предложения, Правительство даже не дало возможности рассматривать данный документ верхней Палате. Поэтому оно создало конфликтную ситуацию собственной рукой.


Одна из причин, по которым Правительство должно быть сменено, я повторю, связана с таким легким, можно сказать, подходом к тяжелой проблеме.


ВОПРОС. Вы не представляете взаимоотношений нынешнего Парламента с нынешним Правительством или как?


АБДИЛЬДИН С.А. Я считаю, что Правительство, нынешнее или прошедшее, в какой-то степени привязано еще к команде, идее сверху. Поэтому мы обращаемся к главе государства, чтобы этот вопрос был в определенной степени решен без дальнейшего конфликта.


АБИШЕВ Б.А. Надо обратить внимание еще на то, что в процессе рассмотрения кодекса многие депутаты убедилось, что сама идея о частной собственности по сути отходит на второй план, и речь идет больше о праве владения землями. Это право, перераспределение права, собственности забирается у первичного землепользователя в сторону крупных землевладельцев. Это сильно и выпукло подчеркнуто в самом кодексе. Вот эти моменты в ходе обсуждения, когда депутатами было внесено более 600 поправок, 350 с лишним поправок было принято. Именно на эти моменты для того, чтобы как-то сгладить шероховатости, было направлено это дело. Тут нельзя выпячивать, что именно за частную собственность и против частной собственности.


Перспективы частной собственности под сомнение никто не ставит. Речь идет о том, что под маркой, под лозунгом \»За частную собственность!\» идет просто элементарное перераспределение права собственности на землю, от первичных землепользователей без особых церемоний, ему не дается другого выбора, как отдать свою землю крупным землевладельцам. Против этого выступила большая часть депутатов, именно после этого начались поправки. Я просто хочу обратить внимание, что это имелось в виду.


АЛИБАЕВ С.Б. Уважаемые представители прессы! Я просто хотел сказать, что вопрос на самом деле о механизме введения частной собственности. Как вы знаете, я категорически был противником передачи земель в частную собственность, то есть продажи, но в данном случае второй вариант (вариант Мажилиса) о механизме.


Разговор сейчас идет, наверное, о том кризисе, который идет между Мажилисом и Правительством. Мы, группа депутатов, недавно вернулись из Великобритании. Я хотел бы сказать, что механизм рассмотрения законов… Там тоже двухпалатный Парламент — Палата лордов и Палата общин. Палата лордов может вносить поправки, изменения в законы, но окончательное слово, окончательную точку ставит Палата общин, то есть депутаты, избранные народом, а не назначенные лорды, баронессы и так далее. Сегодня ситуация такова, что 55 мажилисменов, то есть избранные народом депутаты, оказали недоверие. Другое дело, механизм, вотум доверия получили или не получили.


Здесь, наверное, есть много вопросов, которые нам в последующем внесением изменений в Конституцию и другие законы, имеющие силу Конституции, надо рассматривать, а то получается так, что сегодняшний Мажилис выпадает из схемы государственной власти. Что бы ни делал Мажилис, 39 сенаторов могут принять любое решение, и это будет в сторону Правительства. Я думаю, что в цивилизованном государстве такого быть не может. Вот в чем, на мой взгляд, акцент сегодняшнего положения.


Поэтому я тоже считаю, что сегодняшнее Правительство должно, наверное, еще раз собраться, оценить ситуацию. По моим данным, проект кодекса направлен повторно в Конституционный Совет. По-видимому, я по слухам говорю, Президент направил туда. Есть, наверное, моменты.., қазақша айтқанда, қайшылығы бар шығар сол Конституциямен. Соны қарау керек. Аяғына дейін тосу керек. Рақмет.


АБИШЕВ Б.А. Референдум туралы мен де бір ауыз сөз айтқым келіп отыр. Айтып жатырмыз ғой, 628 ұсыныс пен пікірлер енгізілді кодекстің жобасына. Соның 358-і салыстырма кестеге еніп, Үкіметпен келісіп, қабылданған. Қалғандары тек салыстырма кестенің ішінде жүре берген, екінші оқылым бар, үшінші оқылым деген сияқты. Ал енді былай далаға тастағанда, тіпті үштен бірі қабылданды. Ол бірақ тек қана депутаттардікі емес, ол мамандардың, ол ғылыми адамдардың, ол бүкіл елдің пікірі ғой. Сондықтан оны қабылдау тиісті ғой, былай қарасаңыз. Өйткені жұрттың бәрі айтып жатыр, кодекстің жобасы ол осы тұрғыда бірден қабылдау тиіс емес деп. Тіпті шетелдің сарапшылары бар, өзіміздің сараптамадан өтіп жатқанда жұрттың пікірі — осы кодекске бірталай тағыда қосымшаларын енгізу. Бұған енді келіспеушіліктер бар… Кейбір баптар бір-біріне қайшы келеді. Оның өзіне бәріміздің көзіміз жетіп отыр. Сондықтан көпшілікпен шешілетін мәселе болғандықтан, бұл тек қана бір Үкіметтің пікірімен өтуге тиісті емес. Оған бәріміз де келістік.


Енді қараңыз, біздің 600-ден астам пікіріміз, ұсыныстарымыз өтпеді, Сенаттікі мүлдем қабылданған жоқ. Енді тікелей қол қойылуға жіберіліп отыр. Сондықтан біздер ойлап отырмыз, ең болмағанда бүкіл елдің, халықтың пікірі естілсін. Референдумға енгізіп, бүкіл халық өзінің пікірін айтсын, содан кейін қорытынды шығаруына болады деп отырмыз.


Мы считаем, что при всех условиях, которые проходили, было внесено депутатами 628 поправок и предложений, из них 358 поправок приняты, они уже приняты и согласованы с Правительством и другими. Конечно, не можем сказать, что все это было в идеале. Там есть много вопросов, но это огромное поле деятельности для дискуссий, совместного обмена мнениями. Это нормальный рабочий процесс, но когда игнорировали мнения и депутатов, и избирателей, и ученых, и других специалистов, и экспертов, и иностранных экспертов. По заключению только одного эксперта мы слышали, что более 40 процентов законопроекта надо переделывать, это в его заключении. Я разговаривал непосредственно с другими экспертами, которые тоже говорили, что этот закон нуждается в больших доработках, в согласовании статей. Игнорируя все эти мнения, выходить с таким законопроектом сразу на подпись, конечно, было неправильно.


Поэтому мы считаем, что если не был учтен этот огромный блок предложений депутатов (более 358 поправок уже принято), и не учитывая верхнюю Палату, конечно, тогда надо выходить на референдум и хотя бы учитывать мнение народа по этому законопроекту. Спасибо.


АБДИЛЬДИН С.А. Вообще нет механизма подачи на подпись Президенту Правительством законопроекта. Поэтому вообще это будет грубейшим нарушением законов и Конституции. Заңды Үкімет жасап, Елбасына қол қоюғызуға беруге құқысы жоқ. Қазір ол заң жобасы Парламентте жоқ, сол себептен Елбасының өзі соған қол қоямын деп талпынуының өзі үлкен қателік болады және заңды бұзушылық болады.


ВОПРОС. Когда, на ваш взгляд, должен состояться этот референдум? Это первый вопрос.


Второй вопрос: какие конкретные вопросы должны быть включены в анкету? Невозможно же весь кодекс вынести, поэтому ваша позиция, какие именно вопросы должны быть вынесены?


АБДИЛЬДИН С.А. Я являюсь одним из членов организационного комитета. Комитет сейчас работает, штаб создан. Мы предполагаем, что будем проводить успешно общее собрание с участием тридцати представителей от каждого субъекта, минимум, а, может быть, и по сорок представителей. Предполагаем, что будет один единственный вопрос с точки зрения введения института частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Формулировка вопроса будет отработана, в этом отношении у нас нет сомнений. Специалистов, в том числе юристов, достаточно для того, чтобы хорошо составить вопрос.


ВОПРОС. А когда должен состояться референдум? На совместном заседании Вы говорили об осени.


АБДИЛЬДИН С.А. Если я вам все раскрою сейчас, могут быть налеты на нашу организационную работу. В то же время мы хотим прозрачности, чтобы вы знали, какие намерения у нас есть. Вообще наиболее подходящее время — это совмещение с выборами депутатов в маслихаты. Там бюллетени самой собой будут, один из бюллетеней — вопрос о частной собственности. Это с точки зрения организации и расходов более выгодно. Если Президент выберет другое время, мы не будем претендовать на свою идею.


Вообще вы хорошо должны знать, что мы, организационный комитет, соберем все документы, сделаем, потом будем представлять в Центризбирком, оттуда пойдет предложение Президенту. Все равно круг приведет нас к Президенту. Поэтому мы с Президента и начинаем. Сегодня мы обменивались мнениями, обращение, это первый шаг.


ВОПРОС. (НЕ В МИКРОФОН).


АБДИЛЬДИН С.А. Біздің мақсатымыз Парламент арқылы референдум жасау емес. Оның бірнеше себептері бар. Жалпы, бір-бірімізбен түсінікке келіп, қол жинасақ, ол қолды жинап алуға болады. Өзіңіз білесіз, халық арқылы, Парламент арқылы Президенттің өзі жасайтын референдумы бар. Ал біз соны қоғамдық ұйымдар арқылы жасайық деп отырмыз. Ал билік жағынан қысым болуы ықтимал, оны біз білеміз.


АЛИБАЕВ С.Б. Уважаемые представители прессы! Я хочу дать информацию. Тот текст, который опубликован, короткий, вы с ним ознакомлены. Есть второй текст, более обоснованный, конкретизированный, с предложениями, который сейчас находится в работе. Он будет отправлен Президенту. Семнадцать депутатов подписали, думаю, что больше депутатов поддержат, просто у нас время было, чтобы именно ускорить попадание этого документа к Президенту. Второй текст более расширенный, с обоснованиями, почему надо проводить референдум, почему нельзя принимать такой кодекс. Этот текст сегодня-завтра будет отправлен.


АБДИЛЬДИН С.А. Ключевая задача (я воздержался, думал, что один из них скажет) — нам надо упредить Президента, чтобы он не подмахнул, не подписал кодекс.


АЛИБАЕВ С.Б. Поэтому мы поторопились.


ВОПРОС. (НЕ В МИКРОФОН).


АБДИЛЬДИН С.А. Ол мүмкін.


Жақсы. Рақмет.


БАЙТЕЛЕСОВ Д.Т. Брифинг завершен. 26 мая.


КОНЕЦ БРИФИНГА”.


Распространено пресс-службой аппарата Мажилиса