Кому мешает Акежан?

21-й номер газеты СОЗ вновь порадовал своих читателей полемикой. Дискуссия о судьбах казахстанской оппозиции состоялась между известными журналистами Лирой Байсеитовой и Бигельды Габдуллиным. Я вполне согласен с Бигельды по поводу того, что в ДВК нет идейного единства и каждодневной работы на будущее.


Но опубликованный ниже комментарий Мухамеджана Адилова заставил меня обнажить перо. Дело в том, что известная и уважаемая мной журналистка взялась за неблагодарное занятие обвинить во всех грехах Акежана Кажегельдина.


Режим Назарбаева уже несколько лет старается использовать опального экс- премьера в качестве жупела, инкриминируя Акежану все свои преступления. Татьяна Квятковская недавно заявила, что он даже кошек ловил! Амантай-кажи Асылбеков на всех деревьях развешивает рваные простыни с лозунгом: Долой мафию Кажегельдина! Так что его не ругает только ленивый или не аффилированный с властью человек.


Вот и Мухаметжан вступила в это общество. Она считает принципиальной ошибкой наличие в оппозиции единого лидера. Но наличие многих лидеров порождает коллективную безответственность, что мы имеем возможность видеть на примере ДВК, Политсовет которого стал кастой неприкасаемых для критики. В этом они точно ничем не отличаются от Назарбаева, который на дух не переносит любую критику в свой адрес.


Далее Мухаметжан сообщает, что главной задачей ДВК является изменение политической системы. Мне очень интересно узнать: чем и когда они собираются ее изменить, особенно, если Назарбаев не захочет этого? Ведь они не выступают против действующего режима. Но если честно, то главной задачей ДВК является торговля с властью и имитация оппозиционной борьбы. В этом они весьма преуспели.


Слово элита в Казахстане приобрело ругательный оттенок, поэтому утверждение Адилова, что Тасмагамбетов и Алиев должны остаться частью элиты страны целиком оставляю на ее совести. Нам с такой элитой не по пути!


Кажегельдина вновь обвиняют в чрезмерных амбициях, в склонности к интригам, в попытке оседлать ДВК и даже в резких выпадах в газете, аффилированной с Кажегельдиным, против нынешнего руководства \»Демократического выбора Казахстана\». Последнее обвинение меня просто рассмешило. Не могу знать, о какой именно газете идет речь, но если это СолДАТ, то Мухаметжан явно перестаралась. Главный редактор СолДАТа Ермурат Бапи проявляет излишнюю щепетильность и лояльность по отношению к представителям Политсовета ДВК, отказываясь публиковать критические статьи в их адрес. Ложная корпоративная солидарность для оппозиционной работы весьма вредна, потому что, боясь ругать своих, мы теряем право бить чужих! Аз воздам по делам твоим!


К сожалению, в настоящий момент аббревиатуре РОО ДВК больше подходит расшифровка Республиканское объединение олигархов Друзья Вельможных Казахов, как наиболее соответствующее действительности.


Очень жаль, что ДВК решило таким образом бороться с Кажегельдиным. Видимо для того, чтобы самоутвердиться в глазах мирового сообщества в качестве единственной оппозиционной организации Казахстана. Но, не имея широкой поддержки внутри страны, ДВК рискует стать фиговым листком режима Назарбаева, наравне со своим незаконнорожденным отпрыском Ак жол, ставшим жидкой оппозицией Тасмагамбетову.


Считаю, что международный авторитет Акежана Кажегельдина не дает покоя не только Назарбаеву и его апологетам, но и адьютантам из Дымвыбора, жаждущих перехватить инициативу. Но зачем заниматься откровенной клеветой? Ведь Кажегельдин лишен возможности жить и работать в Казахстане, в отличие от Политсовета ДВК. А последние за целый год не сделали никакой серьезной работы по развитию своей организации и привлечению народных симпатий. Решать личные проблемы нужно между делом, а вот дела как раз и нет, если не считать политической трескотни. ДВК похоже на правящий режим такая же номенклатурная колода, бесконечно далекая от интересов народа, занимающаяся бизнесом в политике.


Рад сообщить своим будущим оппонентам, что я никак не связан лично с Кажегельдиным, мы даже не познакомились до сих пор. Поэтому пишу о своем мнении по поводу бизнеса ДВК исключительно на основании собственных наблюдений. В принципе я не выступаю в роли защитника Кажегельдина, да он и не нуждается в адвокатах. Просто неприятно, когда Кажегельдина пытаются использовать в качестве мальчика для битья. Причем в такой момент, когда оппозиция должна стать мощной командой, действовать активно и согласованно.


Мне не удалось опубликовать свой отклик на статью. Просто ему не повезло в течение месяца после написания. А тут подоспел и 28 й номер родной газеты СОЗ, в которой опубликовано интервью с Рашидом Нугмановым.


Юрий Михайлович Мизинов задал 5 вопросов Рашиду, по которым получил исчерпывающие ответы. Честно говоря, мне трудно спорить с Нугмановым по поводу его жестких заявлений в адрес Кажегельдина. Все — таки он достаточно близко знаком с Акежаном Магжановичем и вправе критиковать своего патрона. Но мне непонятно, почему надо противопоставлять деятельность РНПК и ДВК. Каждая из общественных организаций работает в своем поле. Действительно, значительная часть членов РНПК перешла в ДВК, но явно не по идейным соображениям! Что от этого выиграло ДВК, и потеряла РНПК? Да никакого катаклизма не произошло, даже если бы они перешли в Отан или Ак жол! Население гражданской войны не развязало, последнюю рубаху на себе никто не порвал. Рашид выдает желаемое за действительное, заявляя, что вся демократическая оппозиция объединена в ДВК.


Ну и что? ДВК стала играть заметную роль в жизни народа Казахстана?


Ничего подобного. Рашид Нугманов, Асылбек Кожахметов и Нурбулат Масанов могут похвастать большим личным вкладом в общее дело борьбы с антинародным режимом? Или они стали харизматичными лидерами, способными объединить и повести за собой народ? Риторические вопросы. Ну, хорошо, двое последних хоть изредка мелькают на телеэкранах и постоянно в газете Ассанди — Таймс. А чем может гордиться Рашид Нугманов? Ни в РНПК, ни в ФДС, ни тем более в ДВК он ничего выдающегося не сделал. Так, свадебный генерал оппозиции! Приехал, посидел, уехал во Францию. Компрэнэ ву мсье Нугманов? Вы меня понимаете?


Нугманов утверждает, что Кажегельдин до появления ДВК сохранял естественную монополию на лидерство. Весьма спорное утверждение. Если он имеет в виду представление оппозиции Казахстана на международной арене, то заслуги Акежана Магжановича неоспоримы. Благодаря ему мир узнал о режиме Назарбаева много интересного. Но внутри Казахстана большую работу проделали другие оппозиционные организации, в частности Рабочее движение Казахстана Солидарность, старейшая организация, оппозиционная правящему режиму. Но из Франции трудно быть объективным. Поэтому мсье утверждает: Появление на сцене ДВК молодых, ярких лидеров вывело борьбу на новый уровень, но, увы, оказалось для Кажегельдина критическим. Насчет ярких я всегда готов поспорить. Скорее богатых!


Рашид пеняет Акежану за то, что тот не вступил в ДВК. Но видимо были серьезные причины для такого решения, ведь Кажегельдин большой политик, а не легкомысленный юнец. Я, например, также не горю желанием вступать в ДВК, чтобы быть там мальчиком на посылках. Тем более что это мыльный пузырь, а не серьезная организация. Кроме акций по подметанию улиц ничего умного придумать не смогли. Под бдительным присмотром полковника ГУВД Алихана Бектасова. Да такой оппозиции Назарбаев должен еще приплачивать за бесплатное цирковое представление! А Храпунов за общественные работы на проспекте Аблай хана хотя бы поблагодарил. И чем не нравятся Нугманову маргиналы? Может, завидует, как конформист? Или здесь меркантильный интерес просматривается? Слишком много вопросов появляется. Нельзя быть флюгером. Это дурно пахнет!


Почему Бигельды Габдуллин и Рашид Нугманов платят черной неблагодарностью Кажегельдину? Ведь он весьма неплохо помогал им, благодаря ему они стали известными за пределами Казахстана, в Европе например. Я не собираюсь умалять их достоинств, но все же честь надо иметь!


Вообще, вопрос объединения оппозиции не должен решаться в плоскости вступления в ДВК или РНПК. Наше Рабочее движение готово сотрудничать со многими оппозиционными режиму организациями. Но только на равноправной, партнерской основе. Помыкать собой мы не позволим никому. Так почему Кажегельдин должен куда то вступать и кланяться функционерам ДВК? Любой человек обладает чувством собственного достоинства.


В заключение хочу сказать, что за Сергея Дуванова еще было кому бороться. Когда режим завершит расправу с нами, то ни один журналист не напишет ни одного слова в нашу защиту. Грустно осознавать такую перспективу, но так оно и будет. Сейчас список политзаключенных пополнили наши соратники из Караганды — Сакен и Рустем Жунусовы, Рамиль Мингазов. А независимая пресса молчит, потому что ей платят те, кто заказывает музыку. Но мы все равно будем бороться за лучшее будущее нашей страны и ее народа, за Казахстан без Назарбаева, без первых леди, принцесс и принцев, без латифундистов и батраков. Народ Казахстана вправе сам решать свои проблемы!


Поэту хан не господин, страну заведший в катастрофу,


Ведь у меня Господь один


С крестом взошедший на Голгофу!


ИАЦ Евразия 27.05.03