Как потерять честь и достоинство, или За посла неловко

Рахату Алиеву пора судиться со своими адвокатами

Рахат Алиев подал очередной судебный иск. Вернее, иск по защите чести, достоинства и деловой репутации г-на посла к газете “Ассанди-таймс” предъявили его адвокаты. Эти перманентные попытки призвать кого-либо к ответу уж больно ассоциируются с манией преследования.


Складывается такое впечатление, что казахстанская пресса только и делает, что пишет о бывшем зампредседателя КНБ республики. Но все знают, что это не так. Например, нашему премьер-министру СМИ “перемывали косточки” на протяжении всего обсуждения Земельного кодекса. И ничего, премьер даже бровью не повел, не то чтобы иски в суды чинить…


Видимо, у нашего дипломата обостренное чувство собственного достоинства и трепетное отношение к своей чести. Нет, точнее обостренное чувство справедливости. Ведь недаром его юристы, в первую очередь, требуют публикации опровержения – по большому счету, дублирующего опубликованное ранее. И, естественно, повторяющего дословно ту информацию, которая “оскорбила честь и достоинство”. К тому же любое опровержение, опубликованное в прессе, вызывает всегда повышенное внимание читателей. Таким образом, “честь и достоинство” оскорбляются как бы дважды.


Государственная служба вообще предполагает пристальное внимание прессы. Надо бы должностному лицу к этому привыкнуть. Тем паче если оно находится в родстве с самим президентом страны.


Помнится, на II Евразийском медиа-форуме Дарига Назарбаева отметила, если бы ее семья реагировала на все публикации, на судебных исках можно было бы нажить состояние. Добавив “но мы же не делаем этого”, Дарига Нурсултановна упустила из виду излюбленное занятие своего супруга.


Напомним, в октябре 2001 года юрист А.Фоменко от имени Р.Алиева подал судебный иск за клевету на главного редактора и издателя газеты \»Время по\», а также \»Новой газеты\», интернет-ресурсов “Евразия” и “Азиопа”. Относительно публикации во “Время по” честь и достоинство истца были оценены в 10 млн. тенге. Зимой того же года идентичный иск был предъявлен казахстанскому представительству международной организации “Internews network”. Осенью 2002 года судебный иск получило наше издание. В претензии “Юридического центра”, возглавляемого тем же господином А.Фоменко, шла речь о возмещении морального вреда в 5 млн. тенге.


Мы прекрасно понимаем, что подобные документы готовятся не лично “оскорбленным и униженным”, а по его поручению юридически образованными людьми. Но, судя по всему, лишенных элементарной грамотности. Видимо, на каждый случай у юристов Р.Алиева заготовлен шаблон, в котором меняются лишь имя ответчика и сумма ущерба. Приведем выдержку из искового заявления, направленного редакции “Навигатора” генеральным директором ТОО “Юридический центр” г-ном Фоменко: “В результате действий ответчиков мне (то есть Рахату Алиеву) причинен непоправимый моральный вред, выразившийся в дискомфортном нервозном состоянии, состоянии подавленности и раздражения, компенсацию которого оцениваю в 5.0 млн (пять миллионов) тенге”. А вот цитата из недавнего “перла” того же юриста в адрес “Ассанди-таймс”: “В результате действий ответчика (собственник издания ТОО “Бастау”) и соответчиков (главный редактор Ирина Петрушова, автор статьи Мухамеджан Адилов) мне причинен непоправимый моральный вред, выразившийся в дискомфортном, нервозном состоянии, состоянии подавленности и раздражения, компенсацию которого оцениваю в 10,0 (десять миллионов) тенге\».


Сравниваем далее. “До момента размещения в интернет-газете “Навигатор указанной статьи среди друзей, коллег и партнеров (в том числе и за рубежом) бытовало устойчивое позитивное мнение о моей деятельности” — “Навигатор”, “До момента опубликования указанной статьи среди друзей, коллег и партнеров (в том числе и за рубежом) бытовало устойчивое позитивное мнение о моей деятельности” — “Ассанди-таймс”


К чему применяется слово “непоправимый”? Ведь и ежу понятно, что “непоправимый моральный ущерб” чести и достоинству также трудно восстановим или вовсе невосстановим, как не выводимо клеймо на теле. Представляете, насколько унижены честь и достоинство Рахата Мухтаровича в глазах общественности с легкой руки его адвокатов? К тому же адекватный суд обязательно бы поинтересовался доказательствами “дискомфортного, нервозного состояния, состояния подавленности и раздражения”. Как будут описывать муки своего подзащитного юристы, если тот находится в другой стране? Не бросит же посол дела международные, чтобы защищать интересы сугубо личные?


Просто Рахату Алиеву не повезло с правозащитниками. Не гоже чиновнику такого ранга доверяться таким специалистам. Такие кому угодно помогут угробить оставшиеся и честь, и достоинство. За посла нашего как-то неловко…