Кого выберет президент

Привет из Атырау


В Алматы появился 20-ый номер “республиканской независимой газеты” из Атырау, над которой трудятся бывшие сотрудники “Мегаполиса” во главе с редактором Бахытжаном Мукушевым.


В “Туране” сразу же бросается в глаза обилие перепечаток из других СМИ. Есть заимствования из “Навигатора”. Нет, мы вовсе не против, и даже, как известно, не требуем ссылки на наше издание. Подумаешь, заголовок изменен. Единственное, о чем всегда просим, — указывать фамилию автора. Но в некоторых материалах “Турана” она либо вообще отсутствует (“Национальная идея – что бы сказал Фрейд?”), либо искажена (вместо Есен Смагулов стоит подпись Есен Смагуло). Нехорошо, коллеги, обижать авторов, ведь для вас же они стараются…


Дизайн издания, стиль верстки, естественно, не без некоторых корректив, напоминает мегаполисовский. Оттуда же в новое СМИ перекочевала полоса с “тремя версиями” трех журналистов. В одной из них Михаил Пак размышляет о “потерях” оппозиции. В частности, об уходе с должности главного редактора газеты “СолДат” Ермурата Бапи автор пишет: “первое, что приходит на ум, – это внутренние “трения” в партии. Оппозиция, а РНПК в особенности, широко известны сильными подводными течениями, которые, начиная со времен создания ФДСК (Форум демократических сил Казахстана. – “Нави”), время от времени выбрасывает на берег морской то одного, то другого видного партийца. Причем уходящие почему-то не бывают в состоянии внятно объяснить причины ретирады, кивая лишь на вечно виноватую у них власть”. Во-вторых, “уход Ереке из стремительно тающих рядов “адептов Акежана” можно, конечно же, объяснить большой усталостью от всех этих демократически-либеральных процессов”. Другая “версия – это уход по “варианту Алдамжарова”, нынешнего посла РК в Белоруссии. Да, власть не принимает снова в свои ряды “покаявшихся” оппозиционеров. Но для многих из них существует масса синекур, как за рубежом, так внутри страны”. Однако “…из источников, близких к оппозиции, растекается молва, что Ереке только формально оставляет должность. За спиной “зиц-председателя Фунта” — госпожи Б.Мекембай, назначенной новым главредом, будет по-прежнему выситься крупная во всех смыслах фигура Е.Бапи”. Автор делает вывод, что “в любом случае, озвученная версия о том, что последний покидает пост, якобы из сострадания к газете, которая только из-за него не может быть широко распространяемым изданием, полная чушь. В наше время альтруистов нигде нет. Тем более, в оппозиции”.


Пасьянс на правительство от “Ассанди-таймс”


“Ассанди-таймс” попыталась предугадать состав нового правительства, опираясь “на главный слух недели” о том, что “на столе у главы государства лежат три папки, в каждой из которых находится по варианту состава нового правительства”.


Итак, “если седьмым по счету главой казахстанского правительства станет Ораз Жандосов или Зейнулла Какимжанов, это будет означать потепление во внутриполитической жизни и упор на экономическое развитие. Если Александр Павлов, значит Казахстан будет усиленно искать дружбы с Россией, а внутри страны продолжится политика непризнания демократической оппозиции. Ахметжан Есимов будет означать начало подготовки к передаче президентской власти и уход Нурсултана Назарбаева на заслуженный отдых. Приход Григория Марченко будет свидетельствовать о попытке в очередной раз подтолкнуть экономику на фоне ужесточения внутренней политики, заниматься которой будет поручено кому-нибудь другому”. Издание не исключает, что “…новый премьер-министр, памятуя, что хорошие дела не забываются…, согласится принять “продукта Назарбаева” вице-премьером по социальным вопросам”. При этом “вряд ли смогут сохранить свои кресла Карим Масимов и Бауржан Мухамеджанов. Один ничем себя не проявил в деле руководства экономикой, кроме того, могут всплыть дела минувших лет в Министерстве транспорта. Второй бездарно руководит ПДС и правоохранительными органами…” У Алтая Тлеубердина “есть все шансы” остаться руководителем канцелярии кабмина, иначе он, “скорее всего, получит новое назначение, возможно, в Министерство труда или иное экономическое ведомство”. Не “уцелеют”, по мнению “Ассанди-таймс”, Каирбек Сулейменов и Жаксылык Доскалиев. В первом случае “уж слишком сильно …ведомство засветилось в организации уголовных дел Галымжана Жакиянова и Сергея Дуванова, причем не смогло выполнить поручение высшего политического руководства качественно и доказательно”. Относительно второго, “волна негодования и фактический провал Года здоровья в Казахстане, скорее всего, заставит президента страны искать другого Айболита для нашей страны”. У Мажита Есенбаева “есть все шансы остаться министром индустрии и торговли, благо вся основная работа по формированию идеологии социально-экономического развития переложена на ведомство Кайрата Келимбетова…”. Придется уйти Владимиру Школьнику, который “уж слишком долго занимает свой пост без видимых успехов”, сенатором или послом станет Касымжомарт Токаев, не сумевший повысить имидж страны и проигравший “демократической оппозиции с круглым счетом 10:0”. Мухтар Кул-Мухаммед останется в том случае, если президент выберет между миром и войной с обществом первое. После шквала критики министерские места освободят Шамша Беркимбаева и Гульжан Карагусова: “единственное, что их может спасти, так это отсутствие подходящих кандидатур женского пола на их кресла”. “Наверняка” войдет в правительство министр обороны Мухтар Алтынбаев. “Очень трудно прогнозировать судьбу” министра охраны окружающей среды Айткуль Самаковой, министра транспорта и коммуникаций Кажмурата Нагманова. “Может не беспокоиться о своем будущем” Кайрат Келимбетов, а также министр юстиции Оналсын Жумабеков, который “не успел заработать необходимые для потери должности “штрафные очки”.


Пока суд да дело…


В связи с началом процесса по защите чести, достоинства и деловой репутации Рахата Алиева с “Ассанди-таймс”, газета провела своеобразный опрос: “поскольку доказывать” ей “предстоит в суде наличие в стране слухов о старшем зяте президента, мы обратились с просьбой помочь нам в этом к политологам”.


А.Чеботарев, Б.Нурмухамедов и Н.Масанов должны были ответить на вопросы: “Как Вы считаете, имеет ли отношение к ноябрьскому кризису 2001 года старший зять президента Рахат Алиев? В каком контексте упоминается его имя в воспоминаниях об этих событиях? Слышали ли Вы, что ему предписывают контроль за СМИ? Если да, то какими? Слышали ли Вы, что у него есть своя ФПГ? С каким бизнесом, на Ваш взгляд, чаще всего связывают его имя?”.


Относительно “ноябрьского кризиса 2001 года” все политологи ответили положительно, добавив “многие другие” сопутствовавшие “факторы”. По поводу контроля над СМИ, Бурихан Нурмухамедов ответил: “Все СМИ я не знаю, но слышал, что это газета “Караван”, телеканал КТК. Нурболат Масанов: “…Ни для кого не является секретом, кому принадлежат “Караван”, КТК, НТК, “Новое поколение”, “Хабар”, как, впрочем, и приложения к московским изданиям, “Панорама”, “Деловая неделя”, “Континент”, \»31 канал\» и все остальные”. На последний вопрос Б.Нурмухамедов ответил: “Да, слышал, что у него есть своя ФПГ. Однако подробностей не знаю. Чаще всего его имя связывают с сахарным бизнесом”. Н.Масанов: “В Казахстане, как общеизвестно, политическое влияние является обязательным элементом экономической деятельности и без политической крыши не обходится ни одна бизнес-структура с оборотом свыше 100000 долларов. И все, например в Алматы, знают, кому принадлежат банки, рестораны, аптеки и магазины нашего города. Поэтому не вижу особого смысла указывать на конкретные объекты собственности того или иного олигарха”. Кстати, А.Чеботарев ответил только на первый вопрос.


За всеобщую транспарентность, или Страсти по Соросу


Неоднозначно освещают визит Джорджа Сороса казахстанские СМИ. На встрече главный редактор “Доживем до понедельника” Эрик Нуршин поинтересовался у миллиардера-филантропа, “финансирует ли г-н Сорос политические программы, а также в филиалах Фонда Сороса в Казахстане и странах Центральной Азии и поддерживает ли Фонд \»Сорос-Казахстан\» политические программы оппозиции через финансы Джорджа Сороса”. “Искренность ответа” Сороса вызвала у г-на Нуршина “некоторые сомнения”. Он вспомнил, как “…в сентябре 1998 года ныне осужденный насильник несовершеннолетней Дуванов был профинансирован Фондом \»Сорос-Казахстан\». Он получил 65 000 долларов на так называемое развитие периферийной сети СМИ в Казахстане”. На эти деньги, по словам “ДДП”, С.Дуванов “стал выпускать крайне оппозиционную газету “451о по Фарингейту” — газету незаконную. Поскольку издание не было поставлено на учет в министерстве культуры, информации и общественного согласия…”. Автор пожурил: “Так что, дедушка Сорос, слово-то расходится с делом? Или не так, “мистер-твистер”…


По-своему отличилась газета “Новое поколение”, ранее опубликовавшая на своих страницах критические материалы о фонде “Сорос-Казахстан”. На призыв миллиардера о необходимости прозрачности сырьевых контрактов, “НП” отвечает: “пусть о своей “прозрачности” для начала поведает наш высокий гость. Бог с ними, с миллиардами, и тем, как он их заработал. И даже с тем, что расходы на его филантропическую деятельность вряд ли составят более 2-3% от его доходов, полученных на обрушивании финансовых рынков и биржевых спекуляциях. …Мы сейчас говорим только о “транспарентности”. За последнее время мы дважды писали о скандалах, связанных с увольнением руководителя Фонда “Сорос-Казахстан”. В ходе своих расследований газета посылала запросы в фонд, но так ни разу и не получила ответа. Где открытость, где прозрачность, где “транспарентность”?”. Издание призывает к всеобщей транспарентности: “пусть об источниках финансирования своих партий расскажут их лидеры. Большинство их, что называется, безработные. Что не мешает им вести активную общественную и светскую жизнь…”; “…пусть будут “прозрачны” и чиновники. И сообщат публике, в каких живут особняках, какую содержать челядь, где отдыхают, и каким образом на все это хватает их скромненькой зарплаты. Устроим всем миром друг другу … транспарентность, что мало не покажется. И позовем Сороса”.