Угрозы Центральной Азии

7 июня во время выступления на Трансазиатском парламентском форуме ПА ОБСЕ в Алматы президент РК Нурсултан Назарбаев отметил, что структура безопасности Казахстана строится на основе многоярусной системы, где каждый “кластер играет свою роль в поддержании регионального равновесия, стабильности и защиты от угроз”. Государства — участники в системе ДКБ, по словам президента, “помогают решить проблему военно-технического характера, что является одной из гарантий предотвращения военных угроз”. Работа в системе ШОС, отметил Н. Назарбаев, “помогла снять напряженность” на границах Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана, России и Китая — от Памира до Тихого океана. В рамках ШОС вырабатывается формула многостороннего сотрудничества по противодействию общим угрозам международного терроризма, развития экономических и гуманитарных связей. “В рамках процесса СВМДА разрабатывается пакет документов о создании зоны, свободной от оружия массового уничтожения в Азии”, — сообщил он.


Также важным аспектом обеспечения региональной безопасности Центральной Азии является участие ее государств в программе НАТО “Партнерство во имя мира”. Государствам региона, участникам антитеррористической коалиции, благодаря ее активным действиям удалось уничтожить основные террористические базы в Афганистане. Сдвинулся с мертвой точки процесс политического урегулирования в этой стране, бывшей базой для международного терроризма и производства наркотиков. Однако в регионе сохранились “окна уязвимости”, отметил Н. Назарбаев. В числе таких проблем он назвал международный терроризм, экстремизм, торговлю наркотиками, наркотрафик через территорию Центральной Азии, нелегальную миграцию. По мнению Н.Назарбаева, из-за этих “окон уязвимости” сохраняется угроза безопасности для региона Центральной Азии и Европы. Глава Казахстана считает, что в “прикрытии” этих окон должна сыграть свою активную роль и ОБСЕ.


Работая в этих направлениях, сказал президент Казахстана, ОБСЕ могла бы расширить шкалу измерения безопасности общеевропейского пространства. Тем самым Центральная Азия смогла бы стать одним из основных портов ОБСЕ в противодействии разным угрозам и вызовам.


Такими же проблемами озабочены и лидеры других центрально-азиатских государств СНГ. Поэтому вопросы демократизации общества стоят для них на четвертом месте, на первом — сохранение режима, на втором — международная безопасность, о чем говорилось выше, и на третьем — развитие экономики.


Вся логика поведения властей региона строится из первого посыла – сохранения личной власти президентов. Отсюда, как отмечают эксперты, зачастую борьба с радикальными, по их мнению, исламистскими течениями или с оппозицией похожа на борьбу с собственными народами, для которых закрываются границы и которые подвергаются порой необоснованным репрессиям. Слова о правах человека, свободе слова и демократии используются только для внешнего употребления, при этом всегда подчеркивается местная специфика и менталитет народа, который не готов к восприятию западной идеологии. Возможно, в этом есть резон, однако, зачем тогда заигрывать с Западом, обещать им, что через 20 лет, например, в Казахстане будет демократия. Впрочем, сроки каждый переносятся, раньше говорили о 5-10 годах.


Фреймут Дуве, уполномоченный ОБСЕ по свободе прессы, всегда напоминает руководству центрально-азиатских государств, что они дали ему сей мандат. “Вы решились сказать, наши страны принадлежат к семье европейских демократий\». “Если бы я был историком или аналитиком, у меня бы, возможно, был другой взгляд на вещи, но передо мной стоит такая задача, и я критически настроен в отношении структуры свободных СМИ в этих … странах”, — говорит он.


В интервью радио “Свобода” Фреймут Дуве подчеркивает, что лидеры центрально-азиатских стран — это бывшие высшие коммунистические диктаторы, которые захватили демократию. “Трудно найти там человека, который бы не имел отношения к бывшей советской верхушке. Уполномоченный ОБСЕ по свободе прессы отмечает, что они создают нечто, что у них было… в их исторической реальности — это семья и отсутствие свободы. Таким образом, они воссоздают сейчас семью и власть. То есть они вступают в фазу феодализма. Есть приватизация, да, но это скорее феодализация, чем приватизация. Есть рыночная экономика, да. Но поскольку это феодальная конструкция, это скорее организованная мафиозная экономика, чем рыночная экономика”, — констатирует он.


В том же интервью г-н Фреймут Дуве приводит такой пример: “я получаю приглашения, чтобы меня смогли сфотографировать пожимающим кому-то руки. В таких ситуациях я не принимаю приглашения. Я не хочу быть геральдической рамкой для диктатуры. Меня все чаще и чаще используют как геральдический символ, например, в одной арабской стране журналист проиграл дело в суде, но на его ходатайство генеральный прокурор сказал: \»О чем вы говорите, мы – партнеры ОБСЕ и у них есть представитель по прессе, так что у нас здесь есть свобода прессы\». Таким образом, они перевернули все с ног на голову”.


Нечто подобное творят и казахстанские чиновники. Например, нынче, помилование Мухтара Аблязова они используют в своих интересах. По сообщению ИАЦ “Евразия”, Тулеутай Сулейменов, посол Казахстана в Королевстве Бельгия, по совместительству представляющий свою страну в Европейском союзе, разослал руководителям ЕС одинаковые письма, в которых с нескрываемым удовольствием сообщает об обстоятельствах освобождения из заключения Мухтара Аблязова. Понятно, что тем самым власти Казахстана хотят подчеркнуть, что в стране одним политзаключенным стало меньше, хотя дипломат не употребляет этот термин.


Международная антикризисная группа — некоммерческая, частная, международная организация, насчитывающая более 90 сотрудников на пяти континентах, опубликовала свой доклад, подготовленный ею для Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Название доклада говорит само за себя: “Центральная Азия: последний шанс для перемен”.


В докладе эксперты отмечают, что многие ключевые проблемы политики, стоящие перед центрально-азиатскими странами, связаны с политикой элиты. Руководители, пришедшие к власти в начале 1990-х, в основном вышли из элит, существовавших в советский период. В Казахстане, Узбекистане и Туркменистане бывшие первые секретари коммунистических партий быстро поменяли этикетки и на словах выступили как поборники независимости, демократии и рыночной экономики. За 12 лет независимости ни в одном из центрально-азиатских государств не произошло реальной смены власти.


Способность нынешнего руководства осуществить мирный переход власти к новым политическим лидерам и политический характер этого нового поколения будут главным фактором, определяющим то, как страны Центральной Азии будут решать задачи нового глобального порядка. Новое поколение политических лидеров готовится к переменам. В Центральной Азии существует огромный разрыв между поколениями в их мировоззрении, их образовании и их понимании политических и экономических реалий. Было бы ошибочно полагать, что новое поколение руководителей непременно будет более прозападным или инстинктивно воспримет западные идеи политической демократии или рыночной экономики.


В действительности разочарование Западом широко распространилось среди молодого поколения жителей Центральной Азии, в немалой степени по той причине, что огромные инвестиции западных институтов столь мало повлияли на их жизнь. Отсутствие работающих механизмов политической преемственности в странах Центральной Азии создает для инвесторов неопределенность в долгосрочной перспективе. Отсутствуют гарантии того, что новые руководители будут соблюдать прежние контрактные обязательства, а в ряде случаев существует большая вероятность того, что переход власти будет сопровождаться дестабилизацией и даже насилием.


Проведение таких перемен и поддержка новых реформаторски настроенных элит станет одной из главных задач на ближайшие годы. Мирные переходы власти будет легче осуществлять, если увеличить возможности для более широкого политического участия, и как можно раньше. Открытие политических систем также постепенно сломало бы экономическое засилье малочисленных элит.


Таким образом, Центральную Азию ожидают многие вызовы. Как справиться с ними? Как выбрать верный путь, ведущий к процветанию?