Ермурат БАПИ: “СолDат” дембельнулся, но бой продолжается!”

Скажу прямо: мне противно говорить об этом депутате…

Ермурат Бапи — бывший главный редактор бывшей оппозиционной газеты “СолDат”


***


— Ермурат, на днях мажилисмен Абылкасымов в своем публичном выступлении в парламенте заявил, что ты в “СолDате” все время работал исключительно “черным налом”, никогда не платил налоги, и вообще газета, дескать, выходила практически полуподпольно…


Скажу прямо: мне противно говорить об этом депутате. Если бы он действительно был народным избранником, если бы он действительно честно прошел горнило выборов в своем округе и считался бы с мнением своих избирателей, то он не стал бы “бодаться” с нашей газетой, имеющей реальную популярность у народа. Многие читатели на полном серьезе называют “народным” именно наше издание, а не одну желтую газетенку, самочинно присвоившую себе это звание. Если Абылкасымов не верит в это, то пусть проведет свой независимый опрос.


Кстати, читателей нашей газеты неизмеримо больше, чем избирателей у Ерасыла Абылкасымова. И теперь благодаря этому “народному избраннику” и те, и другие лишились возможности читать “СолDат”. Что, конечно же, отнюдь не делает чести сему мажилисмену.


Да, “СолDат” — оппозиционная газета, пишущая о том, о чем умалчивает официальная пресса. Пишет резко, хлестко, порой на грани фола. Но на то она и есть действительно независимая газета.


Если Абылкасымов всерьез уверовал, что он победил, что он закрыл или прибрал к своим рукам наше издание, то я вынужден его огорчить. “СолDат” будет выходить и дальше, пусть даже и под другим названием. Неважно, кто будет ее выпускать, я или другой человек – проект “Dат” будет продолжаться, несмотря ни на что.


Что же касается “черного нала”, налогов и полуподполья, то это не вина “СолDата”, а его беда. Сами власти завели нашу газету в такое положение. Куда только не обращалась наша редакция по этому поводу, начиная с 1999 года: и к президенту, и министру печати, и депутатам парламента, в Налоговый комитет республики, в Таможенный комитет! Во все инстанции исполнительной власти обращались: помогите, нам не дают возможности работать, соблюдая все требования закона. В ответ – ноль внимания, начиная с президента, кончая последним чиновником или акимчиком.


Именно поэтому наша редакция и вынуждена была работать, по выражению Абылкасымова, “полуподпольно”. Бывало, часть коллектива работала в одном месте, а другая, верстальщики, – в другом. А что оставалось делать: два раза нас грабили, а во второй еще и избили наших сотрудников. Это был, не побоюсь этого слова, вооруженный грабеж. Мы и сами устали от этого полуподполья.


Но Абылкасымов тогда об этом молчал, ни слова не сказал в нашу защиту. И поэтому мне его последнее выступление, фактически – очередной донос властям – говоря попросту, абсолютно до лампочки…


Абылкасымов в этом выступлении проявил редкую “наблюдательность”: оказывается, ты, все члены редакции и даже директор типографии, в которой печатается “СолDат”, являетесь уроженцами Восточного Казахстана. Отсюда он делает “железный” вывод: в этой газете работают исключительно сторонники Кажегельдина и Жакиянова. Если развить этот абылкасымовский “перл” дальше, то получается, что в разряд врагов режима автоматически попадают все уроженцы и жители этого региона, а то и всего Среднего жуза. Чем не ежовский 37 год: “ты виноват уж тем, что не там родился!”?


Абылкасымов просто-напросто озвучил политику режима. Она ведется уже давно, после того, как закончилось премьерство Кажегельдина. Последний тому наглядный пример: отставка Зейнуллы Какимжанова.


Он был самым “государственником” в кабинете Тасмагамбетова, самым честным министром. Он требовал пересмотреть нефтяные контракты, а потому и стал в одночасье если не неугодным, то ненужным власти. Ты же знаешь, кто в Казахстане пожинает самые большие дивиденды от нефти и кто контролирует ее добычу?


По-моему, это знает даже любой казахстанский ребенок. А уж читатели твоей газеты – наверняка…


— Вот-вот. С одной стороны, это говорит о том, что такие принципиальные, неподкупные чиновники в высшем эшелоне власти режиму не нужны.


Скажу честно, я не сторонник и не поклонник трайбализма, который четко прослеживается в кадровой политике власти. Хотя их настороженность по отношению к Среднему жузу понять можно: ведь такие лидеры оппозиции, как Кажегельдин, Абдильдин, Жакиянов, Турсумбаев или даже Байменов и Абилов являются представителями именно этого жуза.


Если смотреть объективно, то именно Средний жуз сегодня сильно обделен количеством своих представителей в высшем эшелоне власти. И куда прикажете деваться общественным деятелям, имевшим “несчастье” родиться именно на его территории? Оккупировать хором улицу Сейфуллина?


Проводя такую политику, Назарбаев неумолимо ведет свой режим к неизбежному краху, которого, на мой взгляд, осталось ждать недолго…


— “СолDат” сегодня практически бездействует, ведутся судебные процессы против газет “Assandi-Times” и “Соз”. Означает ли это, что власть успела и смогла поставить информационный барьер перед казахстанским обществом накануне начала судебных слушаний в США по делу о “Казахгейте”?


То, что власть поставила перед собой такую задачу, стало видно сразу же после ареста Джеймса Гиффена. 23 июня, в Вашингтоне уже началось слушание по этому делу. Понятное дело, что названные тобой газеты не станут обходить эту информацию стороной, причем они – единственные в этом роде казахстанские СМИ.


Точно так же вполне понятно желание Назарбаева создать сейчас информационный вакуум, чтобы наш народ не знал никаких подробностей этого слушания: кто фигурирует в качестве обвиняемых и свидетелей, какие будут называться суммы, какое будет предъявлено обвинение. А потому он и дал команду закрыть эти газеты, которую рьяно принялись выполнять Абылкасымов сотоварищи и органы власти.


Доказывать властям, что эти СМИ ни в чем не виноваты – дохлый номер, легче бактриану доказать, что – не верблюд. В этом я убедился за пять лет работы в газетах “Dат” и “СолDат”. Никакие реальные факты и убедительные контраргументы с нашей стороны не воспринимаются!


Пока судьи назначаются лично президентом, глупо ожидать, что они пойдут против воли своего босса. И так же бесполезно нанимать нам адвокатов, это только напрасная трата денег…


Но ведь, с другой стороны, точно так же бесполезно надеяться, что с закрытием этих газет казахстанское общество никогда не узнает, как и чем закончился “Казахгейт” и суд? На дворе – XXI век все-таки…


Я и сам понять не могу, на что надеется власть. Но назначение Даниала Ахметова премьер-министром показывает, что она нацелилась на ужесточение своей политики в отношении оппозиции. Министры силовых структур, с вдохновением и душой проводившие репрессии против Аблязова, Жакиянова и Дуванова, остались и в новом кабинете, тогда как, повторюсь, реформатора Какимжанова “ушли”…


Да и сам Ахметов, будучи акимом, с не меньшим рвением травил в Павлодарской области не только лично Жакиянова, но и его подчиненных чиновников, не говоря уже об его идейных единомышленниках-оппозиционерах. Кроме того, он выдавил из региона и аблязовскую “Астана-холдинг”. В этом плане весьма примечательна его оговорка на заседании парламента во время с представления Ахметова в качестве премьера: “У нас не должно быть инакомыслящих!” Почти по классику – умри, Даниал, лучше не скажешь!


Назарбаеву же, для того чтобы сохранить режим своей личной власти и обеспечить непроникновение информации по “Казахгейту” в страну, остается только одно – опустить на границах железный занавес и объявить чрезвычайное или военное положение. Любые другие методы уже ему не помогут…


Но даже и эта крайняя мера в конце концов окажется всего лишь “потемкинской деревней”, которая рухнет под напором реальности.


— Народ не обманешь?


— Да, ведь сами власти уже так сформировали общественное мнение, что читатели и зрители государственных масс-медиа воспринимают преподносимую ими информацию с точностью до наоборот. Когда Назарбаев громогласно вещает с экранов телевизоров о том, что у него нет никаких счетов за рубежом, зрители ехидно улыбаются: “есть, голубчик, есть, раз ты так кулаком в грудь стучишь!” Помнишь, с такой же иронией мы все смотрели в советскую пору программу “Время”. Ничего с той поры не изменилось, как видишь…


Недавно в “Навигаторе” была опубликована статья некой г-жи Подоплекиной под заголовком “Кажегельдин возвращается?” В ней высказывалась версия о том, что Назарбаев и Кажегельдин перед судом по “Казахгейту” заключили сепаратное джентльменское соглашение. А потому, мол, Амиржан Косанов якобы уже получил некое интересное предложение о работе в администрации президента, а “неукротимый Магжаныч”-де с триумфом вернется на Родину. И никакой тюремной перспективы по заочному приговору!


Лично я не в курсе, велись ли такие переговоры с Кажегельдиным и Косановым, а потому не могу ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию. Но, вообще, такую ситуацию я вполне могу допустить.


Потому что такие “торговые” предложения Кажегельдину со стороны властей поступали регулярно, начиная с 1999 года.


— Ты имеешь в виду поездку Рахата Алиева в Лондон?


Это, конечно, тоже. Мне лично рассказывал один высокопоставленный чиновник (по понятным причинам, я не могу назвать его имя), как он ездил к Акежану Магжановичу с предложением от Назарбаева. В последний раз президентские гонцы к нему ездили в феврале этого года.


Так что Подоплекина ничуть не врет о том, что переговоры с Кажегельдиным велись. Но я уверен, что Акежан Магжанович никогда не согласится принять предложения Назарбаева не только по идейным соображениям, но и по той простой причине, что главе режима абсолютно нельзя верить.


Кроме того, эти келейные переговоры обречены на провал потому, что Кажегельдин выступает за кардинальную реформу государства: он требует изменить Конституцию, закон о выборах, о партиях, о СМИ. Он вернется только тогда, когда эти требования будут выполнены. Но Назарбаев никогда их не выполнит, потому что это означает крах режима и его личный крах.


Но давай допустим невозможное: они сторговались. И что, Кажегельдин сможет затушить “Казахгейт”?


— Назарбаев почему-то всерьез считает, что этот скандал – затея Акежана Магжановича. Ничего подобного! Как может один человек, пусть даже и экс-премьер, поставить на уши всю Америку: министерство юстиции, Верховный суд США? Или прокуратуру Швейцарии? Если учесть, что вся государственная машина Казахстана не может остановить этот процесс, то получается, что Кажегельдин просто супермонстр какой-то!


Валить с больной головы на здоровую легче всего …


Так что этот процесс уже необратим, даже если бы Кажегельдин вдруг захотел бы его остановить.


А о торговле с Амиржаном я слышал, я беседовал с ним на эту тему. Это уже третий или четвертый подход к нему со стороны власти после отъезда Кажегельдина за рубеж. Уровень этих интриг прямо-таки детский, право слово…


— А тебе лично поступали такие предложения?


Раньше – да, раза два. Помню, как-то пригласили к одному большому чиновнику помощником. Этого человека я очень уважал и мог пойти к нему с чистой совестью. Тем более, что он не так уж и долго продержался на вершине. Но все же я отказался.


Потом мне предложили возглавить один государственный республиканский альманах. Он был двуязычным, но мне обещали, что впоследствии появятся еще и уйгурский, немецкий и корейский варианты. И всем этим, мол, буду руководить я.


Но я прекрасно понимал, что мне предлагают заняться многоязычным и полномасштабным оболваниванием людей в духе одиозной программы “2030”. Естественно, я опять отказался.


Самые сильные позиции РНПК, Компартия и ДВК имели в Атырауской области, где очень сильны протестные настроения народа. И вдруг недавно два видных оппозиционера из этого региона публично заявили о своем уходе не только от борьбы с властью, но и вообще из политики. Власть торжествует?


Горько об этом говорить, но это – не первый и не последний уход в стане оппозиции. Достаточно вспомнить истории с Вороновым, Алдамжаровым, генералом Исенгуловым. Или уход в свое время Лиры Байсеитовой. Да, в Атырау ушел главный редактор “Алтын гасыр” Куттыгерей Смадьяров, которого я очень уважаю.


Я не хочу и не могу осуждать этих людей. Это их беда, а не вина. Любой человек, даже самый железный, может сломаться под постоянным, беспрерывным прессом и давлением со стороны властей. Всегда накапливается и моральная, и физическая усталость, и оппозиционный политик уходит на отдых.


Но ведь есть и обратные примеры: возвращение в оппозицию. Возьмем того же Воронова, ту же Лиру Байсеитову.


— Ты тоже сейчас ушел на отдых?


Редакция “СолDата” — да, ушла в отпуск. Но не я. Тот же Абылкасымов выиграл иск с помощью власти. Если мы будем продолжать выпускать газету, то все тиражи будут поступать в собственность этого “народного избранника”. Но такой подарок ему преподносить мы не намерены.


Я готовлю новый проект, продолжение “СолDата”. Я обещаю, что оно грянет как гром среди ясного неба где-то в конце июля.


Мы намерены в новом издании, как когда-то в газете “Dат”, соблюдать все требования закона, платить все налоги. Другой вопрос, насколько власти дадут нам сделать это…


— Значит, “СолDат” ушел на дембель?


Да, и причем как ветеран войны, объявленной ему властью. Его много раз травмировали, но инвалидом так и не сделали. С учетом нашего большого опыта, гарантирую приход на его место высококвалифицированного “офицера”!


Ты сам сказал, что любой оппозиционер рано или поздно нуждается в отдыхе. Самого-то не тянет плюнуть на все и удариться в долгосрочный оттяг, скажем, на лоне природы?


Скажу честно – я уже устал, причем давно. Да, хочется все бросить, рвануть в горы, например, или на охоту. Короче, отдохнуть по полной программе, забыться. Но ведь это ненадолго. Рано или поздно придется возвращаться в эту мрачную назарбаевскую реальность, которая после отдыха покажется еще мрачней. Так что лучше всего отдыхать после победы. Уверен, что до такого пикника мы все доживем: осталось недолго ждать.


— Сколько именно, господин оптимист?


Около года с небольшим, не более.


Твоими устами да мед пить, или, говоря по-казахски, “аузына май!”. Но давай взглянем в будущее с другой стороны: до парламентских выборов осталось, по большому счету, совсем чуть-чуть. Намерен ли ты, как и в прошлый раз, баллотироваться на них?


Скорее всего, власть лишит меня такой возможности. Потому что сейчас в отношении меня идет следствие, которое ведет городское управление финансовой полиции. Мне предъявили обвинение по трем статьям. А они очень серьезные, хотя эти обвинения ничем не подкреплены.


— Какие именно статьи тебе шьют?


Сокрытие доходов организации, уклонение от выплаты налогов и лжепредпринимательство. Номера статей я до сих пор путаю.


— Сразу видно, что ты не профессиональный мошенник: те их наизусть знают…


Да это мне вообще неинтересно! Самое примечательное, что учредители газеты отказались от своих подписей под учредительным документом. И экспертизы подтвердили “фиктивность” их автографов!


Впрочем, удивляться тут нечему, если вспомнить, как эксперты “доказали”, что Дуванов изнасиловал потерпевшую. Властный заказ исполняется всегда, ведь служба экспертизы подчиняется министерству юстиции. Лично для меня заключения экспертов – чистая туфта, но я уверен, что суд обязательно их примет во внимание.


Но для меня главное – поддержка народа, общества. До сих пор приходят письма, поступают звонки от читателей нашей газеты, в которых они требуют продолжения “СолDата” и протестуют против беспредела властей.


Кроме того, было бы просто с моей стороны сумашествием подделывать подписи учредителей или фабриковать другие фальсификации, зная, что власть обязательно будет разглядывать все документы под микроскопом! Не самоубийца же я, в конце концов….


Каков твой прогноз: чем закончится суд по этому делу?


Учитывая исход прошлогодних процессов над Аблязовым, Жакияновым и Дувановым, я настраиваюсь на самое худшее. Как говорится, от сумы да тюрьмы…


Если мне дадут пару-тройку лет лишения свободы, то тем самым Назарбаев покажет истинную цену своим громогласным заверениям перед международной общественностью о его приверженности демократии! Если ему нужен такой наглядный пример, то, пожалуйста, – я готов!


Хотя я ведь не идиот, и, как любой нормальный человек, совсем не рвусь за решетку.


Но я знаю, что сейчас спецслужбы распространяют на базарах Алматы и в регионах листовки, направленные против меня. То есть ведется целенаправленная и масштабная операция по созданию у населения необходимого властям видения картины, его идеологической обработке перед показательным процессом: вот, мол, Ермурат Бапи обворовывал бюджет, то есть, – простой народ — учителей, врачей, пенсионеров.


Но на самом деле их очень крупно и круто обворовал совсем не Бапи…


Я же работал исключительно на грантах, ни одного государственного тыина не брал. Наоборот, несколько сот стариков кормились за счет распространения нашей газеты!


— Ну, что же, желаю тебе видеть небо исключительно не в клеточку. Надеюсь, что до новой “ежовщины” мы еще не опустились. Спасибо за беседу!