Пенсионеры “плачут от счастья”

“ХАБАР — Жетi-кун”


Лучший премьер?


Премьер объявил о задачах правительства, к выполнению которых оно должно приступить до конца лета. В первую очередь это демонополизация рынка мобильной связи, энергетической отрасли и железнодорожной. В последней перевозки будут строго разделены на пассажирские и грузовые. То, что Даниал Ахметов так резво взял старт, буквально с места в карьер, позволило СМИ заговорить о нем, как о премьере, который может стать лучшим из всех бывших до него, считают хабаровцы. Об этом же пишет и журнал “Континент”, сообщают они. Далее пошли сюжеты, посвященные состоянию дел в тех отраслях, где намеревается проводить демонополизацию новый премьер. Первый материал был посвящен Карачаганакскому нефтегазовому месторождению, пока газ перерабатывается в Оренбурге, но это временно, заверил автор сюжета.


Материал о “Казахстан Темир Жолы” был построен на сопоставлении взрослой и детской железной дороги, добрую часть времени занял рассказ машиниста детского поезда, о проблемах, может быть, и говорили, но — в общем (то есть то, что и так все знают). А ведь о хищениях и настоящих проблемах в этой отрасли можно было много порассказать. Например, о том, как уже использованные шпалы, обработанные специальным раствором, используются в строительстве домов, сколько они стоят и т.д.


Проблемы образования в следующем сюжете были высвечены очень неплохо. Сейчас в образовании у нас делается упор скорее на количество, чем на качество. В этих условиях фирмам приходится самим растить для себя специалистов, при этом нет гарантии, что завтра их не переманят на более высокую должность или оклад. О кадровых проблемах компаний говорил глава “Сеймара” Маргулан Сейсенбаев.


Разговор о реализации программы развития сельских территорий начался со здравоохранения и образования. В поселке Жана-Текес прошло два селевых потока, сообщили журналисты. Здесь, в 350 км от Алматы ситуация такая же, как и в сотнях других аулах Казахстана, сейчас поселку оказывают какую-никакую помощь. В этом немалая заслуга селей (не было бы счастья, да несчастье помогло). В то же время в селе Жамбыл, где сильнейший ветер снес крыши большинства домов, никто жителям помогать не собирается.


Последний сюжет был посвящен селю в Алматы, причем его причиной стала не жара и таяние ледников в горах, а сильные ливни. Впрочем, \»хабар\» опроверг информацию о том, что грядет глобальное потепление. По словам жетикуновцев, такое “потепление”, согласно наблюдениям синоптиков, случается каждые десять лет.


“КТК — Портрет недели”


От чего плачут пенсионеры?


КТК на сей раз разошелся с \»Хабаром\» даже в вопросе о причинах беспрестанных ливней в Южном Казахстане. Они, по мнению журналистов, носят все-таки глобальный характер.


Первый сюжет о повышении пенсий практически свел на нет все потуги Министерства соцзащиты представить эту акцию как беспрецедентную. Особенно цинично звучали слова представителя социального ведомства о том, что пенсионеры “плачут от счастья” в результате внедрения новой системы перерасчета пенсий. Сразу вслед за этими словами показали действительно плачущую крановщицу, проработавшую 36 лет и получающую 5600 тенге (это уже после перерасчета). Затем бабушку, которой уже за 80 лет, в годы войны она шила шинели, потом работала санитаркой, воспитателем в детском саду, стаж – сорок лет. К пенсии ей прибавили 200 тенге. Герой труда, лауреат Госпремии вполне может получать 6 тысяч, и это может потрясти кого угодно, только не чиновников из министерства Гульжан Карагусовой. Они заявляют, что не повысили пенсии лишь тем, у кого была “легкая работа” и небольшой стаж.


В Астане ввели новшество, цель которого заставить неплательщиков вовремя рассчитываться с коммунальными службами. При долге, допустим, в десять тысяч тенге пеня будет составлять 100 тенге в день. По мнению населения и самих журналистов, такая мера может лишь спровоцировать социальный взрыв, тем более, что многие не виноваты в своей неплатежеспособности. Людям просто вовремя не выдают зарплату.


В Алматинской области, Райымбекском районе селями снесено несколько линий электропередач, сообщили журналисты.


Приезд Генерального секретаря НАТО в Казахстан – уже второй за последние полгода. И двухчасовой разговор Джорджа Робертсона с Нурсултаном Назарбаевым свидетельствует о том, что не все оказалось в поле зрения журналистов. КТК-шники обратили внимание на информацию из Интернета о том, что в ходе визита готовилось подписание документа о создании на территории Казахстана двух баз НАТО (в Алматы и Шымкенте).


Последний сюжет поведал о казахстано-узбекских отношениях. В то время, как наши чиновники делают вид, что все в порядке, у жителей приграничных территорий есть немало поводов для возмущения. На днях узбекские пограничники буквально перенесли пограничные столбы на 20 метров в сторону Казахстана. Никто на высшем уровне не отреагировал на эти действия. Кроме того, 21 семья из Туркестанца до сих пор находится как бы между двумя государствами, в Казахстане их не принимают, из Узбекистана всячески “выдавливают”. В селе Багыс тоже нервозная обстановка, поля и пастбища остались на узбекской территории.


“31-й Канал”


“Собственное мнение”


“Разруха не в клозетах, а в головах”


Очередная программа Булата Абилова была посвящена реформе в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) республики. Чтобы более наглядно представить проблемы ЖКХ, вначале был показан сюжет из советских фильмов, так или иначе затрагивающих сферу обслуживания жилых домов. Конечно же, прозвучала и знаменитая фраза профессора Преображенского из ленты “Собачье сердце” о том, что “разруха не в клозетах, а в головах”. Эксперты, приглашенные на программу, а это были Ирина Савостина, глава движения “Поколение, Татьяна Квятковская, депутат Мажилиса и как называют ее в народе, “мать КСК”, и Сейдахмет Куттыкадам, публицист.


Ирина Савостина очень негативно отозвалась о работе кооперативов собственников квартир (КСК). По ее мнению, они вместе с монополистами обирают народ. Завышенные тарифы, отсутствие контроля, невозможность переизбрания председателей КСК и связанные с этим злоупотребления в системе ЖКХ.


Татьяна Квятковская отметила, что в начальный период реформ государство хотело сбросить со своих плеч груз забот о ЖКХ и возложить их на собственников квартир. Однако в какой–то момент, возможно, после слов Кажегельдина, которые привела депутат, о том, что итоги выборов будут решаться в КСК, если будут хорошо работать, правительство стало уделять КСК меньше внимания, а потом и вовсе забросило эту сферу.


Кстати, на эту тему позже выступающий из зала подвел политическую базу, заявив, что власти стравливают жильцов и руководство КСК, чтобы направить недовольство граждан на низший уровень, местные акиматы, но не выше. Вообще, по заявлению человека из зала, плохая работа КСК выгодна власти, иначе КСК может стать объединяющей силой в обществе, способной противостоять не только монополистам, но и власти.


Руководители плодотворно работающих КСК говорили, что они побеждают в спорах с монополистами, например, с АПК — поставщиком тепла.


Сейдахмет Куттыкадам призвал КСК и жильцов работать совместно, быть на одной стороне баррикад в борьбе с монополистами.


Зал в большинстве своем был настроен против нынешнего состояния КСК, которые не способны решить проблемы малоимущих жильцов, слышались обвинения, что руководители КСК находятся в сговоре с монополистами, что КСК –это воры в законе.


Татьяна Квятковская старалась несколько разрядить обстановку, рассказывая о поправках в закон о жилищно-коммунальных отношениях, которые должны развязать узкие места нынешних проблем.


Как подчеркнул ведущий Булат Абилов, КСК — это мини-модель нашего государства, возможная форма самоуправления, и от того, как будут решаться эти проблемы, зависит будущее страны.


31 канал- “Пресса”


“Джин, выпущенный на свободу”


Казахстанский Интернет и его проблемы – тема очередной передачи. Представители местных Интернет-изданий отвечали на одни и те же вопросы, ответы получились разными.


По развитию Интернета Казахстан опережает страны Центральной Азии, доступ к Интернету предлагают 80 провайдеров связи. В то же время максимальная аудитория Интернета в республике составляет 10% от общего населения страны. Цена пользования Интернетом составляет 40-260 долларов в месяц. На один подключенный компьютер приходится 750 человек, что в 9 раз больше, чем в России, и в 750, чем в США.


Основные проблемы казахстанского Интернета озвучил шеф-редактор Интернет-журнала “Тинейджер” Алексей Сорокин. Если раньше провайдеры вели расчет за входящий трафик, то сегодня за исходящий, что увеличивает расходы за пользование Интернетом. Еще одна проблема – блокирование веб-сайтов.


По словам журналиста Айгуль Омаровой, делать это очень легко, поскольку в Казахстане монополия на Интернет у “Казахтелекома”.


“Получилось, что в Казахстане появился новый политический игрок, который берет на себя задачу цензуры”, — констатирует главный редактор “Навигатора” Ю.Мизинов. Он сомневается, что национальный оператор делает это по собственному желанию. Также Ю.Мизинов сообщил: “Поэтому у нас подготовлена целая программа действий по борьбе с блокировкой, “в которой сильно пострадает “Казахтелеком”.


“До настоящего времени во всем мире не создана законодательная база Интернета. Интернет, с одной стороны, средство связи, с другой — средство получения и распространения информации. И нельзя забывать, что Интернет – мощное пропагандистское оружие”, — напоминает А.Омарова. Для власти “опасна информированность населения о процессах, которые на взгляд власти, должны оставаться вне поля зрения широкой общественности”.


Андрей Свиридов, журналист Интернет-издания “Политон”, рассказал, как организация “Интерньюс-Казахстан” выяснила: в 1999 году правительство приняло постановление о создании Интернет биллинг-центра, в полномочия которого входил контроль за казахстанским Интернет-пространством.


Растущая популярность Инетрнет-изданий, а также распечатки публикаций с веб-сайтов навевают сравнения с советским Самиздатом.


“Вы говорите о духовной стороне. В этом понимании можно Интернет сравнить с диссидентскими изданиями 70-80-х годов, потому что возможности Интернета подразумевают свободу. И Самиздат позволял выражать собственное мнение, и Интернет сегодня позволяет делать то же самое”, — считает А.Омарова.


По мнению А.Свиридова, общественно-политические Интернет-ресурсы Казнета можно в какой-то мере считать аналогом Самиздата. Однако, отметил он, советские власти, борясь с самиздатом, не додумались под его видом выпускать провластный или антиоппозиционный псевдосамиздат.


В отличие от традиционной, сетевая журналистика имеет специфические черты.


По мнению главного редактора Интернет-журнала “Тинейджер” Альфии Мингазовой, сетевые журналисты должны быть мобильными.


По словам А.Омаровой, Интернет-журналистика предполагает свободу выражения и распространения информации, неограниченный объем текста. Сетевой журналист “просто обязан быть образованным человеком”.


— Если на телевидении тебя спасет картинка, на радио-музыка или еще какой-то звуковой сигнал, в бумажных СМИ – фотография или рисунок, то в сетевой журналистике, если автор необразован, — ничего не спасет. Пользователи Интернета, читатели этих СМИ сразу почувствуют твою необразованность, непрофессионализм.


Использование псевдонима в Сети, с одной стороны, проявление инстинкта самосохранения. С другой стороны, традиция Интернета, который сам по себе виртуален.


Причины слабого развития Интернет-ресурсов на казахском языке участники видят в трудностях при поиске и дальнейшем использовании шрифтов. По мнению А.Омаровой, эта проблема будет существовать до тех пор, пока к ней не проявит должное внимание государство.


Сращение Интернета с другими СМИ необходимо. Но, несмотря на отдельные попытки, до повсеместного “сращения” составляющих очень далеко. А вот попытки бороться с Интернетом, по словам ведущих, напоминают борьбу с ветряными мельницами: “джин выпущен на свободу”.