“Тасмагамбетов хоть здоровался на казахском…”

Правительством какой страны руководит Ахметов?!


Подобный вопрос задает еженедельник “Ак жол-Казахстан”. Газета считает, что премьер напрочь забыл о статье 7 Основного закона страны – Конституции.


“В последнее время, что ни день, правительство заседает. У Ахметова каждый день сборы. Однако он ни разу не удосужился выступить на государственном языке, — пишет журналист “Ак жол-Казахстан” Еренгайып Куатайулы. – Тасмагамбетов хоть здоровался на казахском, а у “шестого” явно не наблюдается подобной привычки. В конце прошлой недели в правительстве прошло очередное заседание.


Если верить докладу нынешнего премьера, в недалеком будущем наша страна превратится в богатую и цветущую. По словам главы правительства, в данный момент готовятся среднесрочные и краткосрочные программы. В скором времени с ними ознакомится глава государства и депутаты, после чего правительство займется претворением их в жизнь. В программе в целом уделено особое внимание банковской системе, энергетике, транспорту и коммуникации, строительству и т.д. Между тем, учитывая проблемы экономики, Даниял Ахметов ни словом не обмолвился о судьбе государственного языка. Похоже, для главы правительства государственный язык не имеет серьезных проблем.


Кстати, на заседании Ахметов выступал около часа. И ни секунды он не обмолвился на государственном языке. Вообще, премьер-министром какой страны является Ахметов? Кому нужно его очковтирательство при поступлении на должность премьера? Если помните, клятвенное обещание он тогда давал именно на казахском языке. Неужели казахский язык нужен чиновникам только в момент поступления на новую должность? Почему же они не работают на этом языке, раз они давали клятву? Возможно, если Ахметова за это начнет критиковать русскоязычная пресса, он все-таки заговорит на государственном языке. Но русскоязычные издания ни за что не совершат подобный поступок.


Остается только внести предложение, и то из-за безысходности ситуации, — обязать государственных чиновников на 50-процентное выступление на государственном языке. То есть, 10 минут выступать на казахском языке, 10 минут – на русском. Звучит, конечно, абсурдно, если учесть, что по Конституции государственный язык должен применяться во всех сферах жизни в 100-процентном объеме. Но, увы, чиновники не понимают иного языка, кроме как обязаловка…”


Вот такой монолог у журналиста “Ак жол-Казахстан”. Предложение действительно абсурдное. Потому что расширение сферы функционирования государственного языка, а значит, и развития государственного языка в Казахстане возможно только тогда, когда из Основного закона страны будет убран пункт о полномочиях русского языка. (См. статья 7 Конституции РК, пункт 2). Данный пункт необходимо убрать из Основного закона РК, как морально устаревший. И, как говорится, флаг в руки для потенциальным депутатам. Дерзайте, действуйте, лоббируйте интересы своей страны, своего народа, своей нации, если хотите. При этом все эти разговоры о якобы массовом оттоке русскоязычных казахстанцев из страны абсолютно необоснованны. Поскольку пункт 3 статьи 7 Конституции РК четко и ясно объясняет любому гражданину Республики Казахстан, что “государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана”. А о том, что Конституция РК по части языка действует без промедления и оговорок, казахстанцы убедились за последние годы на примере все того же пункта 2, статьи 7. Кроме того, русский язык — это не язык межнационального общения, а скорее, международного общения. То есть русский язык вышел за рамки общения Казахстана или России. Ему уже ничто не грозит. Вообще, на мой взгляд, изучение и развитие русского языка во всем мире – это проблемы Российской Федерации. И пока существует Россия, русскому языку ничто и никто не грозит. И пора бы прекратить все эти кривотолки об особенностях русского или казахского языка в Казахстане. Казахстан должен, именно должен решать проблемы казахского языка, который объявил в своем Основном законе государственным языком. Потому что устойчивое развитие казахского языка возможно только в Казахстане. А кто не понимает этого, вернее, не хочет понимать, тот наверняка пытается разрушить целостность нашего государства и разжечь межнациональную рознь…


“Дело афганцев” в Актобе


Данную тему затрагивает журналистка “Жас Алаш” Баян Сарсембина. Напомним, что в апреле этого года в Актобе завершился судебный процесс по делу афганцев, пытавшихся незаконно перейти границу по маршруту Афганистан – Таджикистан – Узбекистан – Казахстан – Россия. По мнению журналистки “Жас Алаш”, решение судьи Г. Жонербаевой в этом деле оказалось чересчур “мягким”.


“Организатор перевозки мигрантов, скрывавшийся на территории нашего государства более двух лет афганец Гулам Разек Гулам Маруф был обвинен по статье Уголовного кодекса 330-2, пункт 1. Таджик по национальности, он вел некоторые наблюдения в Казахстане, изучал местные условия. Странное решение было вынесено судьей по данному обвинению: 1 год лишения свободы, который практически уже подходит к концу, поскольку учитывался день его ареста – 29 ноября 2002 года. Таким образом, осенью текущего года человек, который имеет непосредственное отношение к современной работорговле, будет освобожден и, естественно, скроется в неизвестном направлении”, — пишет Баян Сарсембина.


Журналистка считает, что по ходу данного дела казахстанские правоохранительные органы абсолютно не интересовались основной деятельностью организаторов незаконной миграции через территорию Казахстана. То есть были задержаны люди, которых перевозили в качестве рабочей силы в другие страны, а кто заказчики – об этом ни слова.


“К сожалению, по данному делу многие пришли к выводу, что от незаконного перехода афганских рабочих через Актобе в Россию или Европу прямой угрозы Казахстану нет. Во всяком случае, так считают местная полиция и уважаемый суд. Однако тайные деяния работорговцев от Афганистана до Европы, как всегда, остались не раскрытыми. Хотя, слушая свидетельские показания в ходе судебного процесса, можно было докопаться до истины. Судите сами.


Один из осужденных – 30-летний Абдулвахаб Абдул Хад из афганской провинции Кундыз, в апреле 2002 года переходит афганско-таджикскую границу через пост Шерхан – Бандар. В Душанбе знакомится с Фаридом, который занимается перевозкой рабочей силы в Москву. Афганцы, переходившие границу незаконным путем, надеясь на работу в Москве, платили Фариду по 1500 долларов США. Причем, в случае, если у него нет таких денег, то можно платить в рассрочку. Абдулвахаб Абдул Хад вручил Фариду первичный взнос в размере 500 долларов США, и его через Ленинабад привозят в Ташкент на машине. Обратите внимание на то, что незаконные мигранты обходят таджикско-узбекскую границу. Таким же “альтернативным путем” они прибывают и в Чимкент. Если на таджикской территории незаконный переход границы обеспечивал “икс-Фарид”, то в переходе с узбекской стороны на казахскую были ответственны некие Хамел, Шич и Шарифутдин. Последний – афганец. Мигрантов перевозили, спрятав на автотранспорте, преимущественно марки “Москвич” и Жигули, — описывает события в Актобе журналистка “Жас Алаш”.


Баян Сарсембина обращает свое внимание и на таинственную фигуру некоего Ахмеда.


“Несмотря на предварительные обвинения в ходе расследования в “деле афганцев”, роль Гулама Разека Гулам Маруфа в этом процессе весьма размыта. Странно, но судья Г. Жонербаева выносит следующее решение:


Анализируя доказательства, исследованные судом в ходе судебного следствия, суд считает, что органами предварительного следствия действия подсудимых Гулам Разек Гулам Маруфа и Саенко С.А. неправильно квалифицированы по ст. 330-2 ч.2 УК РК. В судебном заседании не были добыты доказательства, что Саенко С.А. и Гулам Разек Гулам Маруф организованной группой совершали организацию незаконной миграции. Их действия со ст. 330-2 ч. 2 УК РК подлежат переквалификации на ч.1 ст. 330-2 УК РК, поскольку они организовали незаконную миграцию иностранцев путем предоставления транспортных средств, жилого помещения, незаконного выезда и въезда, перемещения по территории Республики Казахстан”.


Замечу, что этот самый Ахмед, гражданин Афганистана, 1975 года рождения, живет на территории нашей страны незаконно с 2001 года. Однако официальные сведения о нем абсолютно не совпадают с показаниями свидетелей. К примеру, весной 2002 года Ахмед, арендовав землю у родственников жены в районе Марток, пытался выращивать пшеницу. У партнера, таксиста Саенко он просил сумму для арендной оплаты 100 гектаров земли. Он не скрывал, что родом из Ирана и сегодня там проживают его родственники, даже пытался привозить томатный соус из Ирана, чтобы продавать в Казахстане. На вопрос, откуда он берет деньги, объяснял, что можно зарабатывать большие деньги путем перевозки беженцев из Афганистана и Таджикистана в Москву. Ахмед состоит в гражданском браке с одной женщиной из Актобе. И он на ее имя и на имя ее родственников постоянно получает деньги в банке “ЦентрКредит” в Актобе по международной платежной системе “Вест Юнион”. Регулярно высылает деньги некоему Саиду Ахмету в Москве. Рассказывал, что Саид Ахмет работает в одной из московских фирм по делам беженцев из Афганистана и Таджикистана…


Так развивались события в Актобе по “делу афганцев”. Журналистка лишь описывает их, с сожалением указывая на “мягкое” решение судьи.


“Конечно, мы не можем вмешиваться в решение судьи. Только хотелось бы обратить внимание людей в погонах, обеспечивающих безопасность и целостность нашего государства, что в последнее время слишком часто и слишком сильно веют “сквозняки” со всех углов нашей страны”, — отмечает она.