Когда много \»хорошо\» – это плохо

Я – рьяный потребитель электроэнергии. И, заслышав дружный стон энергетиков и их обращение к премьеру, я впал в уныние…

Я – рьяный потребитель электроэнергии. И, заслышав дружный стон энергетиков и их обращение к премьеру, я впал в уныние. Потому что понял – с меня хотят взять еще немного денег. Возможно, что я ошибаюсь, и хотят взять еще очень много. Но хотят – это сомнению не подлежит. Я бы и не спорил, будь логика жаждущих моих денег неуязвимой на сто процентов. Но все же я вижу огрехи…


Повод для плохих ожиданий был озвучен на совещании энергетиков Казахстана, состоявшемся 11 июля в Астане и организованном Казахстанской электроэнергетической ассоциацией. Канат Бозумбаев, президент национальной компании по управлению электрическими сетями ОАО KEGOC, довольно убедительно нарисовал нелицеприятную картину в сегодняшней энергетике. В соответствии с прогнозами KEGOC, потребление электроэнергии в Казахстане будет только расти, и в перспективе, к 2015 году увеличится примерно в полтора раза. Однако к 2015 году, отметил глава компании, свой \»парковый ресурс\» выработает 58% действующих электростанций Казахстана. Более того, уже сейчас технический и финансовый потенциал энергокомплекса уже исчерпан, выработан даже остаточный ресурс основного оборудования. Понятно, что это чревато не просто экономическими потерями, но и самыми разными катастрофами.


Что делать? Естественно, обновлять производственные фонды. По словам главы KEGOC, для восстановления ресурса действующих электростанций национального уровня необходимы инвестиции в объеме $770 млн. но, увы и ах, где взять эти деньги, если методика тарифообразования, утвержденная антимонопольным агентством, позволяет профинансировать имеющиеся инвестиционные программы лишь на 50 процентов? К тому же программы эти рассчитаны лишь на обеспечение стабильной работы комплекса в ближайшее десятилетие, а не на расширение мощностей – то есть на самом деле нужно еще больше…


Потребитель должен здесь читать между строк, но это нетрудно: следует пересмотреть механизм тарифообразования и позволить энергетикам брать с пользователей больше того, что они платят сейчас. Насколько именно? Прикиньте сами – если, как было замечено Бозумбаевым, нынешние расценки покрывают лишь 50 процентов, то во сколько раз нужно увеличить тарифы?..


А теперь о хорошем. Жители всей Кызылординской области с 1 июля 2003 года по 30 июня 2004 года будут платить за электроэнергию по пониженному тарифу. Эту новость распространил KZ-today, со ссылкой на заместителя директора областного департамента по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Гульнару Утегенову, в те же дни, когда проходила конференция энергетиков. Оказалось, что в ходе плановой проверки ОАО \»КРЭК\», основного поставщика электроэнергии Кызылординской области, был установлен факт необоснованного получения дохода в 2002 году в размере 27 млн 206 тысяч тенге. Был произведен перерасчет и всем потребителям теперь установлен временный компенсирующий тариф в размере 4,36 тенге за один квт/час.


На той же конференции были названы и другие цифры – Казахстан планирует увеличить экспорт электроэнергии в соседние страны в 2003 году на 40-60%. Оцените – практически половина электричества пойдет на продажу за рубеж! И тарифы на это электричество уже не будут регулироваться методикой тарифообразования от антимонопольного агентства, которое интересуют цены в пределах республики, а не экспорт.


Первое свидетельствует о том, что даже сейчас отдельные энергетики в отдельных районах всей республики играют по особым правилам, и претензии по завышенным тарифам звучат регулярно, как только дело доходит до попытки установить более высокие. Судя по тому, что тарифы не повышаются, претензии достаточно обоснованные.


Второе, несмотря на свой позитивный характер, ставит в тупик. Как же так – отрасль собирается половину произведенного продукта в следующем году успешно продать за границу, но при том не может за счет этого покрыть все необходимые расходы на обновление производственных фондов? Оцените – половина продукта уйдет за границу, но взять больше хотят со своих же! Почему? Неужели правила игры на чужих рынках вынуждают работать себе в убыток? Но тогда зачем экспортировать? Если же экспорт выгоден, то почему бы за его счет и не покрыть расходы, сохранив прежние тарифы для своих соотечественников? Понятно, что коммерческая логика важнее патриотизма, но все же…


Я не пытаюсь оспорить верность сказанного – энергетикам виднее, насколько сильно изношены производственные фонды и чем это чревато. Но, возможно, просто они не там ищут финансовые ресурсы? К тому же объяснить стремление к завышению цен можно и иначе: рынок подачи электроэнергии коммунальных объектам – монопольный рынок, где, установив выгодные для себя правила однажды, можно пользоваться полученной выгодой долгие годы. Доказательство есть – даже нынешний тариф был установлен энергетиками несколько лет назад в ходе упорных боев, но теперь, оказывается, он недостаточен. И вместо того чтобы вновь на местных уровнях, в спорах с региональными отделениями антимонопольного агентства доказывать свою правоту в каждом конкретном случае, энергетики всем миром решили идти в прорыв и написать обращение к премьеру. Понятно, что так легче – потому что практика Кзылординской области показала, что в отдельных случаях можно и проиграть, будучи действительно неправым. Так что лучше решать вопрос сверху.


Но вопрос уже практически решен – за пару дней до обращения энергетиков, 8 июля, премьер Даниал Ахметов заявил, что, по его мнению, действующая политика тарифного регулирования не позволяет инвестировать значительные средства в модернизацию энергопроизводящих предприятий. А значит, \»дальнейшее совершенствование тарифной политики в электроэнергетике возможно путем внедрения новых методологий тарифообразования, стимулирующих инвестиции и обеспечивающих стабильность тарифов в среднесрочный период. Это очень важная и крайне необходимая для страны работа\».


Смотрите осенью на ваших счетчиках – наступление монополий. Горе мне, рьяному потребителю электроэнергии…