Почему Республика, почему Казахстан?

Мне нравится название \"Казахия\" - коротко, ничего лишнего…

Читатель, прости за то, что о предмете, о котором необходимо писать академическим стилем, буду калякать, как умею, на бытовом уровне.


Я сам не доверяю дилетантам, нечаянно совершающим великие открытия, поэтому не рассчитываю на фурор, тем более, что моё \»открытие\» не великое, но надеюсь, что кого-нибудь оно не оставит равнодушным. Даже если я не прав, найдётся кому меня наказать.


Итак, почему — Республика? Что такое республика?


В толковом словаре — \»республика\» — форма правления, при которой глава государства и законодательная власть избираются населением. Поэтому слово \»республика\» некоторые государства, наверное, как презентацию себя перед мировым сообществом, включили в свои названия.


Слово \»республика\» в названии государства несёт только формальный признак порядка создания власти и формы власти.


В Конституции Республики Казахстан — ст.2, п.54, установлены два названия — \»Наименования Республика Казахстан и Казахстан равнозначны\».


Всё, что не соответствует Конституции государства, неконституционно, незаконно.


Конституция Республики Казахстан — высший закон государства, нарушать который не позволительно никому. А позволительно ли нарушать Конституцию Республики Казахстан самой Конституции? — Нонсенс, так как всё, что написано в Конституции, законно.


Вероятно, противоречия в любой Конституции неистребимы из-за нечаянного или умышленного закладывания в текст несоответствия смысла нормы её сегодняшнему словесному выражению или приобретаемому со временем новому значению слов. Но прямые ляпы — вещь позорная, даже если такие же ляпы есть у соседей.


Позорно и печально, когда Конституция нарушает сама себя, когда закреплённое в одной статье, не соблюдается в других статьях многократно; получается, что нарушение Конституции является конституционной нормой и для всех. О соблюдении какой законности тогда мнить?


В Конституции Казахстана 98 статей, в 78 статьях упоминается название государства, но только в 24 статьях написано одно правильное название — \»Республика Казахстан\», в 54 статьях, наряду с правильным названием — \»Республика Казахстан\» применено неправильное название, не предусмотренное Конституцией Казахстана, не являющееся названием государства, — \»Республика\». Слово \»Республика\» в качестве названия государства применено в Конституции Казахстана 182 раза, при том, что конституционное название государства — \»Казахстан\», применено в Конституции только в одной статье, только один раз. Это же уничижение названия государства.


Может быть, законодатель постыдился применять то конституционное название государства, которое действительно является настоящим отличительным названием государства? О том, есть ли чего стыдиться, ниже.


Но подменять законное название государства суррогатом могла бы, наверное, не выборная власть, а которая — \»что хочу, то и ворочу\»; выборная-то власть должна быть осмотрительнее, иначе же за такие шалости в следующий раз могут и не выбрать. Народ же всё видит и всё понимает, поэтому и терпит до упора, что-что, а название страны, где он живёт, ему небезразлично.


Мало того, что в 54 статьях Конституции применено 182 раза в качестве названия государства эрзац — название — \»Республика\» вместе с законным названием, так ещё в двух статьях применено только — \»Республика\». По процитированным отдельно где-нибудь нормам этих двух статей невозможно понять, какому государству (республик много) принадлежат они, так же, как ещё 20 статей, в которых название государства вообще не упоминается, притом, что каждая конституционная норма должна быть самодостаточной.


Пример Конституции заразителен, в некоторых нормативных правовых актах Казахстана, даже в названии их, не говоря о тексте, вместо законного наименования государства применено слово \»Республика\», — в этом могут убедиться все желающие.


Республика может быть буржуазной, социалистической, парламентской, президентской, что совсем не определяет необходимое для населения качество власти, если ещё \»республика\» — не карнавальная маска, а то сегодня — \»Республика\», а завтра — дырка от бублика.


Никто ещё не доказал, что республика лучше, чем, например, королевство или ханство. И преференций ни от кого никаких за то, что государство — республика; нет оснований предпочитать это слово конституционному названию государства.


Просто нынче мода такая у неофитов — называться республикой, а вообще, слово \»республика\» не ровня названию любой нации, чтобы писать его с заглавной буквы рядом с названием страны; слово \»республика\» рядом с наименованием страны нужно писать только с маленькой буквы и в скобках. Кому надо, увидят, да и вряд ли кому есть дело до того, республика государство или не республика, есть же уважаемые страны, которые называются одним словом — скромно, но с достоинством. Может быть, лучше не писать слово \»республика\» (не вводить в грех Конституцию), потому что главное — не писать, а делать.


Что-то не слышно, чтобы кто-нибудь хвалился или гордился тем, что он живёт в республике, или, чтобы какая-нибудь страна была самая процветающая только потому, что она республика.


И нет никакой необходимости применять в Конституции Казахстана неконституционное название государства вместо конституционных названий.


А почему — \»Казахстан\»? Кто такой — \»Казахстан\»?


Слово \»Казахстан\» — двукоренное, состоит из слова \»казах\» — от названия исторически сложившейся нации, и из слова \»стан\».


Словом \»стан\» в русском государстве во времена, когда все казахские земли вошли в состав России (вторая половина 19 в.), обозначали административно-полицейскую территориальную единицу — подразделение уезда, состоящее из нескольких волостей — сельских местностей. Стан возглавлял становой пристав, который имел в своём подчинении полицейских. Стан — это ещё стоянка, место временного расположения какого-либо лагеря (военного, полевого, бандитского, охотничьего и пр.).


Получается, что слово \»Казахстан\» буквально означает — стан казахов, или административно-территориальную единицу сельской местности, принадлежащей другому государству, управляемую полицейским чином среднего звена, или место расположения какого-либо лагеря казахов. А ведь страна казахов давно уже не чей-то стан, а самостоятельное государство, обладающее национальным суверенитетом, находящееся не на последнем месте в мире по уровню человеческого развития.


Из всех, около 200, государств мира не более 10 государств имеют в своих названиях слово \»стан\»: Афганистан (Afganistan), Казахстан, Кыргызстан, Пакистан (Pakistan, с провинциями Белуджистан и Индостан), Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан. Это те государства, в недавнем прошлом которых была колониальная или иная зависимость, или они находились в подчинении других государств, которые и получили — то тогда в свои названия признак своего непочётного состояния.


Казалось бы, не гордиться этим и не сохранять в своём названии это клеймо, которое несёт в себе несвободу, несамостоятельность, недостоинство.


Не постыдился Законодатель дать имя стране со словом \»стан\» тогда, когда был самый подходящий момент избавиться от него.


Даже в составе СССР из уважения к чувствам казахов не опускали название страны до уровня — \»стан\», называли страну казахов истинным национальным названием — Казахская Советская социалистическая республика, а вот бывшие партийные клевреты восстановили — \»Казахстан\».


Что им в этом звуке любо — прошлое раболепие (именно их, а не народа) или всегдашнее пофигистское отношение, в том числе к названию своей страны, ко всему, кроме личного обогащения?


Я после 40 лет жизни среди казахов, а может быть, и по голосу крови, могу судить, что менталитету казаха слово \»стан\» в названии его страны чуждо и по содержанию, и по непринадлежности к музыке сегодняшней казахской речи (хотя, может быть, оно и тюркского происхождения).


По-моему, слово \»стан\» привносит в название государства какую-то ущербность: или принадлежность чему-то, или временность. Мне такое название режет слух, смущает разум, огорчает сердце.


Мне нравится название \»Казахия\» — коротко, ничего лишнего — короче не скажешь, содержит только название коренной нации — точно, ёмко, солидно, гордо, однозначно, и главное — красиво, ничего в этом слове не смущает, и — на все времена.


Есть такие страны, по образованию названий которых не зазорно было бы с ними сравниться, например (в русской и английской орфографии): Австрия (Austria), Белоруссия, Болгария (Bulgaria), Индия (India), Латвия (Latvia), Малайзия (Malaysia), Эстония (Estonia), наконец, Чехия, и почему бы не быть и — Казахия (Kazakhia).


Для страны Казахия, в которой живут \»казах и я\», для каждого \»я\» не обидно и для казаха приятно. Живут же в Америке разные национальности, все — американцы, по гражданству.


\»И, может быть, уж тем казаху буду я любезен, что имя гордое его страны от ярлыка очистил\».