Байки Ходжи Насреддина

В Узбекистане уже много столетий ходят легенды об острослове и возмутителе спокойствия, проказнике и весельчаке, обличителе власть имущих, которые погрязли в тщеславии, воровстве и лжи, любимце простого люда Ходже Насреддине. Этот герой хотя и является собирательным образом, однако, в нем воплощены все чаяния и надежды, восточный менталитет и духовно-нравственная характеристика узбекского народа.


Своими рассказами Ходжа Насреддин изобличал негативные явления в обществе, показывал, что народ является единственным источником и силой правды. Он считал, что именно народ даст оценку всем и каждому, независимо от богатства, клана и занимаемой должности. И поэтому именно через этот литературный образ хочется задать вопрос тем, кто сейчас играет не последнюю скрипку в оркестре власти.


Итак, Ходжа Насреддин недоумевает по поводу


Научных трудов Президента


Э-э, интересные времена пошли сейчас в Узбекистане. Раньше все поклонялись КПСС, изучали труды основоположников марксизма. Говорили, что учение Ленина вечно, потому что оно верно. В школах, техникумах, институтах зубрили Манифест Коммунистической партии и Анти-Дюринг. На предприятиях висели портреты революционеров. Газеты постоянно печатали великие идеи и фразы вождей социализма. И так было 70 лет.


Времена изменились. Теперь нет ни Краткого курса ВКП (б), ни Программы КПСС. Но идеологический вакуум быстро заполнился другой философией, созданной Президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Все его произведения наполнены глубоким содержанием и вполне правильными мыслями. Ни к чему не придерешься!


Но смущает одно! Уж слишком далека эта философия от реальной жизни, как была в пространственном отношении далека политика коммунистов от понятий народа. Узбекский президент говорит одно, а простые люди смотрят на жизнь почему-то по-другому и обсуждают ее иными, далеко не приятными словами. Получается, или у народа черные очки, или у главы государства – розовые.


В книгах все так гладко и приятно, что так и хочется попасть в эту сказочную страну, так красочно описанную И. Каримовым. И хорошо здесь живется, и нищих нет, и зарплата вовремя выдается, и в магазинах продуктов навалом, и иностранцы смотрят на нас с завистью. Но почему-то уже несколько месяцев люди не получают деньги за свой труд, нет конвертации, сахар исчез из продажи, иностранные компании закрываются. Как-то нет логики…


Странно, а может на земном шаре два Узбекистана? Народ живет в одной республике, а Президент – в другой? И поэтому у них разные очки? Или они находятся в параллельных мирах? Скорее всего, Каримов пишет об Узбекистане, который будет через триста лет, а мы воспринимаем все дословно, сейчас! Эх, какой непонятливый у нас иногда люд.


И тогда, чтобы люди поняли, какой умный президент, нужно сердцем воспринять все его идеи, изложенные в книгах! А для этого власть начала с того, кого в обществе и так считают умным и которые этим умом могут не так воспользоваться. Конечно, с ученого мужа! И пошли сверху вниз прямые распоряжения: не допускать к защите докторских и кандидатских диссертаций тех, кто не сдаст экзамена по трудам Великого Кормчего узбекского народа! Ведь на реальность и на жизнь нужно смотреть только через президентские очки, а не иначе! И исследования должны быть на 1/3 заполнены цитатами и изречениями Каримова. От этого диссертация становится на 99% актуальной и научной! В библиографии книг Президента должно быть больше, чем по самой специальности!


Пишешь по сексопатологии? Ну и что? Каримов постоянно твердит о своей заботе о духовной и физической чистоте узбекского народа! Секса в Узбекистане, судя по газетам, нет! Он есть только в загнивающей России и немного (только положительный секс!) в Европе и США!


Пишешь по теории квантовой физики? Думаешь, что и здесь Каримов не имеет своих глубоких мыслей? Напрасно не заглянул в его книги! Там можно найти сотню мыслей относительно развития мира и Вселенной. Даже если Каримов ничего об этом прямо не сказал, нужно в его словах найти то, что косвенно подтверждает твою теорию о квантовой механике!


Поэтому упорно готовится к экзаменам ученый люд. Зубрит все, что сказал Великий Кормчий с самого рождения! И проверяют строгие преподаватели, насколько правильно понял идеи вождя молодой ученый. Понятие нравственности или принципов экономического реформирования — только через президентскую логику. Иных мыслителей, которые тоже говорили об этом, не стоит упоминать, ведь они лишь приблизились к истине, но так ее и не достигли! А если имеешь свое мнение, то засунь его в одно место и не высовывай! Сути вещей тебе, червяку, не понять! Это под силу только гению Каримова!


И теперь в республике твердят, как раньше, что учение Ислама вечно, потому что оно верно!


О военном партнерстве


О-о, как ждал Президент Ислам Каримов визита госсекретаря США Мадлен Олбрайт! Ведь она везла с собой пальму мира и партнерства! Более того, эта “неожелезная леди” заявила, что Узбекистан был верным партнером и союзником США во время второй мировой войны! О-о, эти слова были бальзамом на израненное сердце узбекского президента. Такого подарка от США он никак не ожидал!


Естественно, слова требуют подтверждения! И стали узбекские историки копаться в архивах, ища документы, которые свидетельствовали бы о правильности слов американской леди номер два (первая, конечно, жена Клинтона). Но уж очень трудное задание! Узбекистан ведь тогда входил в состав СССР и прямых контактов с США не имел!


Э-э, вы не правы! Были контакты! Дело в том, что Сталин в тот период был занят военными проблемами и к тому же боялся покушений на свою жизнь. Он никак не мог покинуть Москву. И поэтому на Ялтинскую и Потсдамскую встречи с Т.Рузвельтом и У.Черчилем поехал скромный Председатель ВЦИК Узбекской СССР Юлдаш Ахунбабаев. Именно он вел переговоры с западными союзниками и определил политическую карту мира на последующие десятилетия. А все фотографии, где сняты вместе Сталин, Черчиль и Рузвельт – подделка Берии и КГБ.


Так что, люди, не верьте старой истории! Она вся извращена! Истина появилась только в 1991 году, когда Узбекистан самоопределился!


Обиделся…


Недавно слушал, как сетовали журналисты. Мол, цензура совсем извела. Заставляет она, которая по конституции не существует, но в реальности живет, газеты скрывать от народа все, что связано с Советским Союзом. И, прежде всего, советские регалии. По приказу свыше запрещено печатать слова пионер, комсомолец, советский, коммунист – это ругательные, почти нецензурные слова! А узбекский народ не любит нелитературных выражений!


И пошла цензура ретушировать ордена и медали, полученные узбекистанцами в боях за свободу! Теперь в газетах можно печатать вовсю грудь, на которой сверкает узбекская медаль! Стало известно, что Узбекистан участвовал не в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., а во Второй мировой с 1939 по 1945 годы! А советские фронтовики, оказывается, воевали за империю, и награды у них незаслуженные! Таким нечего “рисоваться” погаными орденами на брюхе!


Что же произошло? Почему так власть стала остро и негативно воспринимать то, чем люди раньше гордились? А ларчик-то прост! Когда Брежнев получал заслуженные и незаслуженные советские ордена, забыли про Каримова. Ну, нет у Президента советских регалий, кроме, может быть, дипломов политеха и нархоза. Обидно… Именно эта обида и стала мотивом для последующих решительных шагов!


Поэтому первым делом Каримов, став хозяином Узбекистана, приступил к приятному процессу награждения себя самого орденами и медалями, среди которых медаль Героя Узбекистана. Получил он и почетное звание академика. Парламент даже в один день наградил его двумя орденами! При таком темпе (а учитывая, что Каримов тянет на “пожизненное” в должности Президента), скоро вся грудь Ислама будет увешена железяками. Это или положительно скажется на здоровье (ну, чем не зарядка с тяжестью!), или наоборот – надорвет мышцы (ну, кто выдержит столько тонн на теле?!). Говорят, что местные модельеры разработали, а портные сшили специальный мундир для Каримова: там награды полагается носить на груди, плечах, спине, рукавах и внутри пиджака. На штанах – то же самое.


Так что, люди добрые, обида – тоже сила прогресса!..


Болтун – находка для шпиона!


16 февраля 1999 года – это день трагедии для узбекистанцев! Негодяи совершили террористический акт, взорвав в общественных местах машины, начиненные взрывчаткой. Погибло и было ранено много людей!


Но трагедия перешла в фарс, когда правительство приступило к “борьбе с террористами”! В редакции газет полетели указания свыше, что нужно печатать письма трудящихся с гневными откликами на эти происки врагов народа! Письма были, но большинство их сочинялись в самой же редакции! Ох, и как клеймили они тех, кто выступал против независимой республики!


Но кто ими были? Сначала президент указал на них – это были сторонники фундаменталистского течения “Хез боллах”. Но что нужно было в Узбекистане этой организации, которая ведет активную “работу” в Израиле и на сопредельной с ней территориях? Недоумение по этому поводу высказали многие!


Поняв, что сказал не то, Каримов через несколько дней заявил, что теракт был выполнен ваххабитами – религиозной сектой, нашедшей пристанище в Ферганской долине. Еще через некоторое время Президент добавляет, что это дело рук Мохаммада Салиха – политического оппозиционера существующего режима в Узбекистане, бывшего единственного соперника на президентских выборах 1992 года, руководителя запрещенной Демократической партии “Эрк”. О-о, оказывается по его указке из заграницы слепые двадцатилетние парни взорвали смертельные машины в столице!


Это известие прошло по всем СМИ Узбекистана. Теперь народ знал отца террористов! Протесты со стороны Салиха, мол, не я это, не были услышаны! И кто услышит его, находящегося в тысячах километров от Ташкента? Пусть что хочет твердит он там у себя в конуре! Узбекистанцы теперь точно знают, это дело рук проклятого поэта, неудачника, многоженца (?) и т.д.


Августовские события 1999 года также были освещены в газетах. Только в них не давалась серьезная оценка тому, почему боевики стремились в Ферганскую долину, кто их собирался там поддерживать, на кого они хотели опереться и вообще есть ли там условия для сепаратизма и фундаментализма. Любой социолог, экономист, политолог докажет, что этот регион подвержен серьезным социально-экономическим деформациям: высокая доля безработицы, коррупция, местничество, очковтирательство породили гипертрофированное отношение к власти, а поддержку население находит не столько в органах власти, которые призваны защищать предпринимательство и людей, сколько в мечетях. Именно там объясняют, что все проблемы из-за того, что власть живет для себя, но не для народа, забыли чиновники, что такое Коран, не придерживаются норм шариата, и поэтому отсюда все проблемы. Естественно, люди верят этому: они не знают, каким будет исламский Узбекистан, зато они видят, какой есть светский.


И вместо того, чтобы изучать эти вопросы, людям со страниц печати опять вешают лапшу. Мол, это “звери, потерявшие человеческий облик” (дословно с газеты “Правда Востока” — осталось только антропологам найти зверей с человеческими лицами), это люди, которые не имеют никаких целей, пускай даже плохих, но идей, они умеют только убивать, грабить, жечь. Не будем оспаривать последнюю фразу (в этом бандиты действительно профессионалы), но первые вызывают сомнение. Что значит “нет никаких целей”? Террористы что, спьяну пришли в Кыргызстан? Вай, с бодуна утром проснулись, а в руках у них автоматы, гранатометы? И сами они не знают, как прошли сотни километров по горам и как очутились в соседней республике.


Потом, почему у них нет идей? Если официальные власти называют их ваххабитами, то ваххабизм – это целое религиозное течение. Фундаменталисты имеют целые программы по распространению своих идей в Центральной Азии. И поэтому весьма странно данное утверждение.


Но все, кто начинает рассуждать на эту тему, становятся в Узбекистане “врагами народа”, пособниками террористов, глашатаями чуждых народу идей. Болтун – находка для шпиона! Если разговаривают двое, то один из них – лазутчик! Если о тайне знают трое, то знает ее и свинья!


Узбекистанцы, держите язык за зубами, ибо правду говорят, что у короткого языка длинная жизнь, а у длинного – короткая.


(Материал был написан в 2000 году)