У сильного слабый всегда виноват

Е.Абылкасымов снова на “тропе войны” с трайбалистами

В конце января 2002 года ушло в отставку правительство К.Токаева. На место следующего премьер-министра был выдвинут И.Тасмагамбетов, который сразу же после одобрения его кандидатуры парламентом принялся формировать свою команду. Его выдвижение в ряды пяти первых лиц государства (чьи должности не могут упраздняться и воссоздаваться в угоду сиюминутным политическим интересам, поскольку их незыблемость предусмотрена самой Конституцией) фактически автоматически привело к выведению из этой своего рода казахстанской пентархии (властной пятерки) другого уроженца Западного Казахстана – Абиша Кекилбаева. Последний оставил пост Государственного секретаря РК. Освободившаяся конституционная должность была дополнительно возложена на вернувшегося на место министра иностранных дел К.Токаева. Таким образом, неписаное, но уже утвердившееся правило, согласно которому от западных казахов в составе конституционной пентархии допустимо пребывание лишь одного лица, было соблюдено.


Нынче, 13 июня текущего года с утра, когда на место ушедшего накануне в отставку И.Тасмагамбетова утвердили Д.Ахметова, и до того момента, пока не прояснилась дальнейшая карьерная судьба экс-премьера, говорившего сразу после ухода со своего поста о желании заняться археологией и таким образом изъявившего намерение отойти от активной политики, казалось, что теперь возникает новая реальность, при которой уроженцам Западного Казахстана будет заказана дорога в состав избранной высшей властной пятерки Казахстана. Но случилось иное. В тот же день после полудня стало известно, что К.Токаев возвращает представителям Младшего жуза полномочия Государственного секретаря, которые он получил при предыдущих пертурбациях наверху от ушедшего в отставку А.Кекилбаева. Получилось так, будто бы эта негласно приписанная младшежузовской элите должность с конца января 2002 года до середины июня 2003 года находилась на хранении у министра иностранных дел и потом была вновь передана тем, кому она как бы должна принадлежать по неписаным правилам. Итак, западные казахи все же не остались за пределами высшей пятерки. Ситуация как бы вернулась на круги своя. То есть к тому состоянию, в которой она находилась до выдвижения И.Тасмагамбетова на пост главы правительства.


Но потери у них есть. Конечно, должность Госсекретаря снова у них. На том месте, где прежде сидел уроженец Мангыстауской области А.Кекилбаев, теперь находится выходец из Атырауской области, экс-премьер И.Тасмагамбетов. Но место вице-премьера, который в бытность правительства И.Токаева занимал младшежузовец, уже не у них. Более того, во всем правительстве есть сейчас лишь один-единственный их представитель – министр здравоохранения Ж.Доскалиев…


“К чему все это?!” — может спросить читатель. И правильно. Мы, то есть представители общины казахов Западного Казахстана, тоже не стали бы обращать на такие детали столь уж пристрастного внимания, если бы не одно, нет, целых три “но”. Во-первых, тогда же, 13 июня, на пленарном заседании парламента, рассматривавшего вопрос нового правительства возникла конфликтная ситуация. Некоторые из выступавших попытались организовать пристрастную обструкцию ушедшему премьеру. Это – нормально. Но “били” экс-главу правительства исключительно представители других жузов. Били зло и очень недостойно. О чем свидетельствует вмешательство в это “избиение” бывшего Госсекретаря и нынешнего сенатора А.Кекилбаева, который с сокрушением говорил о том, как тут “некоторые швыряют камень вослед ушедшему”. С точки зрения правил современных казахских политических игр, ситуация была очень критическая. Но ее несколько разрядил сам президент Н.Назарбаев, поддержавший А.Кекилбаева и осудивший попытки критиковать деятельность И.Тасмагамбетова на посту премьер-министра уже задним числом.


Но силы, намеревавшиеся выжать из ситуации максимум и успеть как можно больше нейтрализовать дееспособность младшежузовцев в рамках политической игры на высшем казахстанском уровне, перенесли свою целенаправленную деятельность на поле общественного мнения. На следующей же неделе (16-22 июня) в печати появились публикации, в которых черным по белому писалось, что И.Тасмагамбетов на посту премьер-министра открыто практиковал трайбализм и жузовщину. Это осталось без ответа. Поскольку на все такие случаи одного А.Кекилбаева не хватит, а все остальные младшежузовцы не настолько дееспособны, чтобы как-то в той же печати противостоять линии дисредитации. Ведь речь же идет не столько о И.Тасмагамбетове, который, как он сам заявлял, является до мозга костей человеком Н.Назарбаева (“его продуктом”) и вряд ли хоть как-то пострадает от всех этих “наездов”, сколько о младшежузовской общине за пределами Западного Казахстана. Ведь ее представители тут везде являются меньшинством, и такого рода публичная дискредитационная кампания дает прекрасную возможность их недоброжелателям (а в таких недостатка нет) для расправ над ними. Действительность последующего периода подтвердила такого рода опасения. Из разных структур в северной и южной столице поступают жалобы на то, что враждебность по отношению к выходцам из Западного Казахстана там заметно усилилось. Это – во-вторых.


А, в-третьих, как это у казахов говорится “Жыгылганга — жудырык” — “Если вам и этого мало — то нате вам еще по морде!”, последовал новый удар по ним. Ровно 2 недели спустя после назначения нового премьер-министра небезызвестный мажилисмен Е.Абылкасымов в парламенте во всеуслышание обвинил министра здравоохранения Ж.Доскалиева в некомпетентности и трайбалистской кадровой практике. Если быть точнее, он объявил единственного оставшегося в составе правительства алшына трайбалистом и сказал, что он может доказать это фактами. Мы далеки от того, чтобы защищать Ж.Доскалиева в плане того, компетентен он или некомпетентен. Хотя, отлично помнится, все тот же Е.Абылкасымов еще в прошлом году заявлял публично, что у него к Ж.Доскалиеву как к министру нет никаких претензий. Он, мол, специалист, и находится на своем месте… Может, все же Ж.Доскалиев не на своем месте. Но надо ли было подавать утверждения о его служебном несоответствии в пакете с обвинениями в трайбализме?! И что это вообще означает?! Помнится, у нас были главы целых отраслей, ни одного дня не проработавшие до этого в ней: пришедший в бизнес, не успев еще окончить вуз, Н.Каппаров – в нефти, гинеколог Р.Бектуров – в авиации. Сейчас последний, насколько нам известно, возглавляет Павлодарский НПЗ, который остановился на ремонт в разгар уборочной. Но никому не приходит в голову обвинять его и ему подобных не только в трайбализме, но и даже в некомпетентности. А Ж.Доскалиев все же доктор медицинских наук, профессор.


И с подачи таких, как Е.Абылкасымов и прочих, отправившихся “крестовым походом” против западноказахстанцев, он у себя в регионе среди коренного населения обретает имидж нашего “последнего высокопоставленного могиканина” в центре, на которого именно поэтому и сыплются шишки со всех сторон в чужом и недружелюбном окружении. Другими словами, в Алматы и Астане все крупнейшие медиа-структуры открыли свои шлюзы для слива на него всех мыслимых и немыслимых обвинений. А тем временем на Западе Казахстана его героизированные (пока как непревзойденного врача) портреты появляются на первых страницах газет. К примеру, 8 августа с таким ореолом его подал еженедельник “Алтын Орда”. Пока все эти газеты, хозяева которых находятся в прямой зависимости от Астаны и Алматы, не смеют вступить в прямую дискуссию с Е.Абылкасымовым и предоставляющему тому свои страницы крупнейшими периодическими изданиями страны. Но жест протеста в этом явно усматривается. Это понятно.


Непонятно другое. Почему самая обычная карьерная и научная тяжба в одной из сфер жизни теми, кто при этом выступает как наступающая и обвиняющая сторона, была подана в упаковке обвинения противоположной стороны в трайбализме и жузовщине? Или за всем этим действительно стоят интересы межжузовской и межродовой борьбы на высшем уровне?! Очень похоже на это. Мы же обращаем внимание на то, что эта кампания развязана при очередной смене правительства, которая и без того предельно уменьшила присутствие западных казахов в высших эшелонах власти. Есть большие подозрения, что какие-то силы горят нетерпением разобраться окончательно с алшынами и окончательно вытеснить их из высших властных кругов. И явно небезуспешно.


Об этом говорит привлечение в этой кампании в качестве главного ударного лица Е.Абылкасымова. О его выдающейся роли в так называемой борьбе против “трайбалистов” с позиции представителя Старшего жуза неоднократно писалось в прессе. В прошлом году С.Суюншалин (“Жузовщина, как и мафия, бессмертна!”, 03.07.02 г.) вот так писал в “Навигаторе” об этом: “Еще в 1999 году, когда вышеназванный Н.Муфтах открыл шлюз новым разговорам о притеснениях со стороны новоявленных старших братьев, на страницах еженедельника “Новое поколение” (номер от 11.07.99 г.) объявился некто Е.Абылкасымов, доктор медицинских наук, со статьей под характерным названием “Националисты при власти”. Там он в очень резкой форме обвинял в трайбализме Средний и Младший жузы. В чем ее суть? Абылкасымов проводил сравнение “южан” и русских, основываясь на том, что они-де одинаково страдают от национализма среднежузовцев и младшежузовцев. Таким образом, подспудно, на обертонах внедрял более чем странную, на неискушенный взгляд, и никоим образом не согласующуюся с соображениями солидарности и национального единения идеологию: старшежузовцы и русские – это одно, а все остальное (среднежузовцы и младшежузовцы) – это другое, регрессивное, деструктивное, националистическое. По сути дела, речь шла о принятии элитной части казахов новой идеологии, согласно которой она должна была объединиться с русскими против двух других частей своего народа”. А в ноябре 2002 года обратившийся к этой теме другой автор, М.Жампеисов, (“Кто есть кто в современном казахстане?.. Разговор о белых пятнах в новейшей истории казахстана”, ноябрь 2002 г.) добавил к портрету Е.Абылкасымова такие краски: “Кстати сказать, после своих неоднократных выступлений в прессе с обвинениями в адрес представителей Среднего и Младшего жуза в проявлениях национализма и, что важно для нашей темы, жузовщины, г-н Е.Абылкасымов стал депутатом Мажилиса, что, согласитесь, само по себе примечательно”. Кстати сказать, 4 года назад в числе тех, кого обвинял сей господин, поднаторевший в обвинении представителей строго не своего жуза в трайбализме, национализме и прочих неприглядных вещах, были, главным образом, работники ведомства К.Кушербаева, который тогда руководил здравоохранением и образованием. Об этом он вспоминает в своем интервью газете “Время” от 07.08.03 г.: “Я, между прочим, открыто высказывал прежним министрам. К примеру, опубликовал несколько статей против К.Кушербаева… Но надо быть объективным. Вспомните, впервые о том, что у нас в Казахстане фактически эпидемия туберкулеза, заговорил именно К.Кушербаева…”. Далее он воздает должное этому экс-министру с тем, чтобы ткнуть его примером в глаза министра нынешнего, Ж.Доскалиева. Но пока тот К.Кушербаев сидел министром Е.Абылкасымов ни о каких его заслугах не говорил. Только критиковал его и представителей его системы. Сейчас он не хочет вспоминать о том, что ключевым обвинением и тогда звучали обвинения в трайбализме и жузовщине. Сейчас история повторяется. Е.Абылкасымов критикует следующего министра. И в пакте обвинений – снова трайбализм. Он сейчас, уже совершенно очевидно, смотрится как верховный комиссар правящего Старшего жуза, курирующий вопросы медицины, а заодно – трайбализма в ней. Послушать его – непогрешимыми в этом вопросе могут быть лишь старшежузовцы…


А ведь, по сути, речь идет о групповщине и банальных интригах в медицине и около нее. Причем самый слабый и самый обездоленный жуз при этом обвиняется во всех смертных грехах. “Героический” Е.Абылкасымов, громивший в 1999 году главным образом нелюбых ему среднежузовцев и очень легко приклеивавший им ярлык “националистов” и “трайбалистов”, теперь в 2003 году громит младшежузовцев и навешивает им аналогичные ярлыки… Совершенно ясно же, что за легкостью, с которой он налево-направо раздает обвинения такого опаснейшего, с точки зрения реальности казахской действительности, свойства, стоит очень могущественная поддержка. Иначе такое вызывающе-радикальное поведение ему даром не прошло бы уже давно. Значит, он всего-навсего такое лицо, которое озвучивает те позиции, которые вырабатываются в наиболее могущественной среде. Люди оттуда через него доводят до остальных, кому и чему они отныне благоволят, а кому и чему – нет.


Но в любом случае, это очень опасная линия – вытаскивать по любому вопросу обвинения в трайбализме и жузовщине. Рано или поздно такая практика выйдет боком тем, кто с легкостью прибегает к ней при каждой банально-житейской задаче.


Вот сейчас Е.Абылкасымов обвиняет Ж.Доскалиева в “актюбинизации всего министерства”. Чья бы, называется, корова мычала… Дико слышать такое при том, когда южанизация всех 4 областей Западного Казахстана уже сейчас настолько вопиюща. Ныне покойный журналист Н.Муфтах, работавший в свое время помощником Генпрокурора, еще в 1999 году осторожно, в примирительном тоне писал о том, что во всех четырех областях нашего региона главными прокурорами сидят пришельцы, а при этом ни один уроженец Западного Казахстана не является нигде в Казахстане прокурором области. Н.Муфтах с тех пор ушел из жизни. Редактор газеты “XXI век”, который его эту вещь опубликовал, вынужденно уехал из страны и теперь за гроши влачит жалкое существование вдали от родины. В 4 областях Казахстана сейчас уже не только все прокуроры, но и руководители управлений внутренних дел, местной системы вооруженных сил и прочих правоохранительных и силовых систем – люди, пришедшие извне. Но и это ничего. За ними приезжают огромные толпы их кадров.


Накануне больших праздников (с отдыхом в 4-5 дней) вокзалы и аэропорты того же Актюбинска, Уральска, Атырау и Актау бывают полны ими, отправляющимися в свои родные пенаты на побывку. По сути дела, все, что хоть какую-то ценность представляет в системе власти и бизнеса в Западном Казахстане, находится в руках у пришлых. И это никакой не секрет. В том же Актюбинске старейший мединститут возглавляется южным казахом, едва вышедшим из 30-летнего возраста. И это при том, что в учебном центре полно заслуженных деятелей от медицины, отдавших данному вузу и системе здравоохранения региона десятки лет.


Из четырех областных акимов – двое пришли извне. Это – тоже южане. Остальные двое – это А.Мусин в Атырау и Е.Имантаев в Актюбинске. Прошлой осенью произошла драматическая сцена на виду у всего аппарата акима Актюбинской области. А.Мусин, прежде работавший акимом здесь, и Е.Имантаев, севший на это место после назначения того в Атырау, затеяли жуткую ссору. Из-за того, что новый аким не смог или не захотел отстоять местные кадры, вынужденные уходить, уступая места пришлым южанам и прочим… И тогда А.Мусин, говорят (об этом свидетельствуют многие очевидцы), сказал Е.Имантаеву так: “Ты знаешь, чем все это кончится?! Тем, что на твое место сядет какой-нибудь южанин, а на мое – какой-нибудь аргын!” На месте ни для кого не секрет, что и эти два областных акима удерживаются на высоком уровне лишь постольку, поскольку им крышуют сильные люди в центре из числа выходцев из других жузов.


И это реальность Актюбинска и Западного Казахстана. Тому же Е.Абылкасымову и его сторонникам это известно лучше, чем всем остальным. Так зачем, образно говоря, вновь и вновь бить битого и обвинять его в насилии?! Мы отнюдь не защищаем Ж.Доскалиева. От того, что он останется министром или уйдет, нам не жарко и не холодно. У вас в руках все полномочия по решению его судьбы. Так решите ее, не используя этот вопрос для усугубления традиционного казахского раздрая. А мы, западные казахи, в целом и без того загнаны в угол. У вас в руках власть. Так используйте ее по назначению, не изображая себя безобидными паиньками. Будьте милосердны к побежденным вами!