Предвыборные страсти в Семипалатинске и Уральске

Как и в других регионах республики, в Семипалатинске с приближением даты выборов усиливается прессинг властей в отношении независимых кандидатов, чьи фигуры пугают местную администрацию настолько, что для их отстрела она готовит крупнокалиберное оружие в лице прокуратуры и высших чинов УВД.


Едва минуло две недели, как с предвыборной дистанции был снят руководитель общественного объединения “АНТ” Б.Темиров (Усть-Каменогорский суд инкриминировал ему осуществление деятельности от имени РОО “ДВК”), как суровая рука административной инквизиции дотянулась до представителя “Демвыбора” в Семипалатинске Эльнуры Жашимовой.


26 августа в 20.35 ее испуганный сын забежал в дом и сообщил, что “к маме пришли несколько полицейских”. Э.Жашимова направилась к выходу, чтобы выяснить, в чем дело. У порога дома вальяжно расположились шесть человек в форме работников полиции во главе с руководителем отдела по связям с общественностью ГУВД Г.Абильмажиновой. Ее личность была хорошо знакома Э.Жашимовой, поскольку уже не раз приходилось сталкиваться — сказать, что данная работница полиции просто преследует гражданку Жашимову, — значит не сказать ничего. Остальные не соизволили представиться и не предъявили удостоверений.


Визитеры цинично сообщили, что они прибыли в столь поздний час, чтобы срочно доставить кандидата в депутаты в прокуратуру. Она резонно отказалась ехать с ними, сославшись на время, и попыталась закрыть дверь, но незваные “гости” принялись силой ее удерживать, заявив, что если она не поедет, они составят протокол о сопротивлении властям — понятые уже, по их словам, были готовы и стояли здесь же.


Э.Жашимова попросила пояснить, по какому, собственно, вопросу ее так экстренно вызывают в прокуратуру. От пояснений люди в погонах отказались, и тут же подняли шум, на который вышли испуганные родственники кандидата: мать, супруг, сбежались соседи.


Ссылаясь на нарушение конституционных прав, Э.Жашимова категорично отказалась ехать в вечернее время, дав твердое обещание явиться в прокуратуру на следующий день. В ответ ее заставили написать заявление на имя прокурора, поскольку в противном случае полицейские вновь стали грозить составлением протокола о сопротивлении властям.


В результате бесцеремонного визита группы полицейских у престарелой матери Э.Жашимовой поднялось давление, дети были расстроены и морально подавлены, ей самой была обеспечена бессонная ночь.


Утром 27 августа, в сопровождении адвоката, она явилась к прокурору города Кыдырбаеву Р. Оказалось, что “приглашал” ее не он, а помощник прокурора Аубакиров. Г-н Аубакиров познакомил кандидата в депутаты с представлением на имя прокурора, написанным начальником Ауэзовского РОВД А.Каскабаевым. В данном представлении утверждалось, что Э.Жашимовой проводились встречи с общественностью, на которых она, якобы, вела агитацию и пропаганду РОО “Демократический выбор Казахстана”. Аубакиров заявил, что он располагает видеозаписью этих встреч.


Пользуясь правом кандидата, Э.Жашимова действительно проводила встречи с избирателями 23 и 24 августа, которые фиксировал на видеопленку оператор телеканала “СТР”, которого на встречи никто не приглашал, и согласие на съемку никто не давал. Кроме того, на встрече без приглашения присутствовали и пристально наблюдали за происходящим работники общественно-политического отдела акимата. Однако даже на пленке видно, что самое “криминальное” высказывание, которое кандидат допустил в своей речи : “Я являюсь членом объединения Демократический выбор Казахстана”. Больше о ДВК не было сказано ни слова.


Аубакиров потребовал, чтобы Э.Жашимова немедленно написала объяснительную по этому поводу, что она и сделала. В объяснительной ответила на все поставленные вопросы именно так, как их поняла.


Получив объяснительную, г-н Аубакиров несколько раз выходил с ней из кабинета. На вопрос, может ли кандидат считать себя свободным, он ответил, что необходимо задержаться — дескать, есть еще вопросы.


Затем, в присутствии адвоката, он начал требовать ответить на вопрос: подтверждает ли г-жа Жашимова свое членство в РОО “ДВК”? И это, несмотря на то, что она уже ответила на этот вопрос в объяснительной. Она тут же указала на то, что это требование — явное нарушение статьи Конституции Республики Казахстан, предписывающее добровольность указания своей партийной принадлежности.


Тем не менее, Аубакиров не отступал до тех пор, пока она не ответила на этот вопрос именно в том плане, в каком он требовал. При этом он шантажировал протоколом за неподчинение властям, который намеревался составить, если Э.Жашимова не напишет именно в том ракурсе, в котором он спрашивает. Под моральным и психологическим давлением она была вынуждена повторно ответить на этот вопрос. После чего была отпущена.


Нет сомнений, что властями и правоохранительными органами проводится целенаправленная работа по дискредитации Э.Жашимовой как законопослушного гражданина, а в данном случае — как кандидата в депутаты, не угодного и не удобного власти.


День спустя, 28 августа, в Доме демократии появилась группа полицейских во главе с той же Абильмажиновой. Пришли они в отсутствие Э.Жашимовой и тут же стали требовать, чтобы им указали ее местоположение. По всей вероятности, в руках у них повестка в суд, которая, если не строить иллюзий, неизбежно приведет к снятию кандидатуры независимого кандидата.


Сейчас — 17.55. Офис окружен полицейскими. Ждем…


Пресс-служба ДВК


***


Мы выбираем, нас выбирают…


Уральск, 28 августа 2003 года.



Предвыборная гонка в Уральске набирает обороты. Из первых встреч кандидатов с избирателями, организованных акиматами, видно, что оппозиция подготовилась лучше: стенды с отчетами действующих депутатов, программами и фоторепортажами, листовками и обращениями кандидатов.


На фоне этих плакатов, листовок, стендов и раздачей оппозиционных газет, проходили встречи с избирателями, активно поддерживаемые населением. Акиматовские политтехнологи опомнились только на десятой встрече, и единственное, что они смогли, так это подготовить небезызвестную депутатку-доярку Макееву Екатерину с некорректными, заранее написанными вопросами, она их читала по бумаге, распространяя заведомо ложные сведения о кандидатах-оппозиционерах, порочащие их честь и достоинство.


Являясь кандидатом по округу №16, она присутствовала на последних встречах в 10,11 и 12 округах и задавала практически одни и те же провокационные вопросы, в основном касающихся личной жизни кандидатов-оппозиционеров, дав тем самым лишний повод последним для подачи исковых заявлений о нарушении Закона о выборах. По опыту прошлых выборов, когда Макеева Е. выпустила многотысячным тиражом листовку, порочащую честь и достоинство многих кандидатов от блока “Народовластие”, ни окружная, ни городская, ни областная избирательные комиссии никак не отреагировали на откровенные нарушения Закона (листовка была издана без выходных данных), сегодня все это безобразие происходит, если не по прямому указанию властей, то с их молчаливого согласия. Тем не менее оскорбленные кандидаты уже подготовили исковые заявления на Макееву, ведь все это действо снималось на видеокамеру, а таких заявлений только на Макееву Екатерину, депутата-журналиста-доярку, уже подготовлено семь! С начала выборной кампании она более десяти раз нарушила Закон, но пока не получила даже предупреждения! В отписках окружкомов и горизбиркома говорится, что она все делает в рамках Закона, теперь очередь за судебными инстанциями.


В нынешней предвыборной кампании необходимо особо отметить, что ни один из кандидатов, включая и областного руководителя партии г-на Курманова С., ни словом не обмолвились в своих предвыборных выступлениях о своей партии “Отан”. Видимо, чувствуя ущербность и оттого непопулярность этой партии в “красной зоне”, кандидат от “Отана” в своем выступлении откровенно “заигрывал” с блоком “Народовласти”, но…После заданного коммунистом Василием Шаминым прямого вопроса г-н Курманов был вынужден признаться в своей принадлежности к родной партии, чем и завершил, по сути, свое выступление. Другая кандидатка (бывшая работница облакимата) “мимикрировала” еще тщательней: будучи зарегистрированной от партии “Отан”, переместилась в самовыдвиженки и теперь откровенно “вешает лапшу на уши” избирателям, но … шила в мешке не утаишь!


Власть, в состоянии между оскоминой от упоминаний о блоке “Народовластие” и комой оттого, что законных методов противодействия не существует, идет в своих “посланиях оппозиционерам” на всевозможные трактовки Закона за подписью прокурора города, советника юстиции г-на Шалабаева С.Р. и председателя горизбиркома г-на Капакова Г.Х. Дескать, в Законе нет упоминания о создании предвыборных блоков, поэтому это незаконно!


Железная логика! Есть многое, друзья Шалабаев и Капаков, на свете… Отсутствие в Законе чего-либо не свидетельствует о том, что это “что-либо” является запретным.


Видимо, власти всерьез испугались того, что оппозиционеры смогут “взять” городской маслихат как и на выборах 1999 года, когда депутатами стали 12 неугодных из 20 мест. Но ведь – все, что не запрещено, — разрешено! Или как?


Ерболат Тлеужанов, пресс-служба ДВК по ЗКО