О перспективах союзов с Россией, Украиной, Беларусью и … Пакистаном

Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

В последние дни Казахстан ведет интеграционную деятельность сразу на двух направлениях. Республика подписала соглашения о создании зон свободной торговли в рамках Единого Экономического Пространства (с Украиной, Россией и Беларусью) и с членами Шанхайской Организации Сотрудничества. Правда, пока трудно уверенно говорить даже о формате этих организаций…


Декларация \»четверки\» подписана. Дело за интеграцией


Мировые СМИ комментируют подписанные в Ялте главами четырех стран интеграционные соглашения.


Президенты Украины, России, Беларуси и Казахстана подписали соглашение о формировании Единого Экономического Пространства (ЕЭП). Британская служба ВВС информирует о содержании данного документа. В соглашении ЕЭП определяется как \»экономическое пространство, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы\».


Создание ЕЭП начнется с формирования зоны свободной торговли. Управлять процессом функционирования ЕЭП будет Совет глав государств — участников соглашения (СГГ). При этом количество голосов каждой стороны в рамках СГГ распределяется, исходя из принципа \»одно государство — один голос\», а решения в СГГ принимаются консенсусом. Кроме того, стороны учредят единый регулирующий орган ЕЭП, которому делегируют часть своих полномочий. Его решения станут обязательными для всех сторон.


Четыре государства заявили, что будут согласовывать позиции при проведении переговоров по их присоединению к ВТО. В случае вступления одного из государств-участников в ВТО ранее остальных, оно будет содействовать скорейшему присоединению к этой организации других стран-участниц. При формировании ЕЭП будет также \»учитываться опыт и законодательство Европейского союза\».


Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выразил надежду, что до конца нынешнего года документы о формировании ЕЭП будут ратифицированы странами \»четверки\» — Россией, Беларусью, Казахстаном и Украиной.


Западные комментаторы критически оценивают перспективы интеграционного проекта вследствие разнонаправленных интересов сторон и их необязательности в соблюдении соглашений. Авторы некоторых публикаций усматривают за планами формирования ЕЭП имперские амбиции Москвы.


Как полагает обозреватель ВВС, бывшие республики Советского Союза в течение последних 10 лет неоднократно подписывали различные соглашения об экономическом сотрудничестве. Но все они пока не принесли реальных результатов. Республики не смогли создать зоны свободной торговли, объединить валюты, унифицировать налогообложение и таможенную политику. Объем взаимной торговли между ними значительно снизился, что вызвало пробелы в бюджетах членов СНГ. И добавление аббревиатуры ЕЭП к уже существующим СНГ, ЕвразЭС и ГУУАМ вряд ли станет решением этих проблем.


Многочисленные проекты интеграции, которые выдвигают наследники бывшего Советского Союза для выхода их экономик из бедственного положения, уже трудно сосчитать, продолжает тему комментатор немецкого издания Welt. Эти страны давали взаимные обещания кооперации в рамках СНГ, четверки, шестерки и прочих альянсов. Но ничто не помогло восстановить связи, разорванные после развала СССР. И теперь привычная необязательность вызывает сомнения в перспективах договора России, Беларуси, Украины и Казахстана. Путин остался верным его стратегической цели — реальной интеграции бывших советских республик, — однако приблизиться к ней так и не удалось. Хотя экономическая интеграция была бы полезна, ее участники натыкаются на одни и те же грабли. Кем-то движет страх перед экономическим великаном Россией, которой не хотят предоставлять еще большее влияние на собственную экономику. У кого-то проявляются национальная чувствительность и, особенно в Беларуси, нереальные амбиции, которые могут привести к очередному краху.


С подобными выводами вряд ли согласится президент Нурсултан Назарбаев, который предложил идею этого союза. Он предполагает, что остальные восемь государств СНГ будут заинтересованы войти в ЕЭП, говорится в сообщении агентства Associated Press, опубликованном канадской газетой Toronto Star. Зона свободной торговли рассматривается как существенный шаг для многих республик бывшего СССР, экономика которых находится в упадке, а многие реформы оказались неудачными, что делает их непривлекательными партнерами для Запада.


Активизация экономического сотрудничества стоит на повестке дня СНГ с момента его основания 12 лет назад, но прогресс, достигнутый за это время, совсем незначителен. Ранее попыткам интеграции, полагает автор корреспонденции АР, препятствовали усиливающиеся различия между размерами экономик и уровнем их развития, а также опасения доминирования России. Владимир Путин попытался сгладить эти опасения, заявив, что \»Советский Союз — очень сложная страница в нашей истории\». Затем он добавил, что те времена ушли, а \»теперь мы должны думать о сегодняшнем дне и будущем наших людей, и если мы хотим быть ответственными, то должны вместе использовать все положительные стороны, которые достались нам от прежних поколений\».


Между тем критики называют документы, подготовленные в Ялте, шагом к возрождению в регионе еще большей российской гегемонии, чем та, которая существовала во времена Советского Союза, пишет другая канадская газета Globe & Mail. Идея сближения и устранения торговых барьеров популярна в деловых кругах стран, отрезанных пока от Европейского Союза и Всемирной торговой организации. Неуверенность, порожденная советской эпохой, уже уменьшилась, и теперь Беларусь, Украина и Казахстан считают Россию своим главным торговым партнером.


Националистические силы обеспокоены политическими измерениями, которые может вызвать соглашение. При утверждении отдельных вопросов в рамках ЕЭП наибольшее влияние получит Россия, чья экономика значительно превосходит экономики других государств четверки. Интеграция может привести к тому, что Москва будет диктовать своим соседям налоговую и таможенную политику. В конечном итоге, полагают критики, Кремль вернет себе право принимать решения за весь регион. Россия выдвинула идею принять рубль в качестве официальной денежной единицы в ЕЭП. Хотя осуществление этой идеи отложено, предложение прозвучало как сигнал для региона, который вынужден был использовать советскую валюту всего 12 лет назад.


Оппозиция интеграционному союзу не получила широкого распространения, но она имеет место, и наиболее решительную поддержку получила среди украинской интеллигенции. Подобное инакомыслие, отмечает обозреватель Globe & Mail, подавляется в Беларуси и Казахстане, а большинство россиян поддерживают идею ЕЭП. Даже на Украине, где некоторые опросы накануне подписания показывали 70-процентную поддержку союза населением, многие аналитики считают, что эти цифры главным образом указывают на то, что многие не знают о содержании договора, который не был предварительно опубликован. Сергей Максименко, глава киевского аналитического центра, говорит, \»что этот проект инициирован Российской Федерацией, чтобы обслужить ее широкие геополитические интересы, а Россия собирается доминировать в новой структуре\».


Московский корреспондент Financial Times отмечает, что соглашение о ЕЭП получает наиболее последовательное одобрение на Украине со стороны промышленного лобби, которое надеется с его помощью получить доступ к газу по низким внутрироссийским ценам. Даже если эти силы и имеют вес внутри Украины, многие скептически смотрят на то, что четыре страны смогут преодолеть различия, которые сложились в их политической культуре и экономической политике, говорится в публикации FT. Президент Беларуси Александр Лукашенко, поддерживающий интеграцию, но отвергающий либеральные экономические реформы, сказал, что он подписал соглашение \»с большими сомнениями в его будущем\». Если Украина выйдет из какой-либо части соглашений, сказал он, Беларусь поступит так же.


Европейский Союз и США недовольны интеграционными шагами \»четверки\».


Как отмечает корреспондент австрийской газеты Presse, еще в феврале Владимир Путин, поддержанный своими коллегами из Казахстана, Беларуси и Украины, взбудоражил новым проектом больное, неэффективное, раздираемое противоречиями сообщество из 12 государств. Новой целью теперь является создание Единого Экономического Пространства по образцу ЕС. Высшим органом нового сообщества должна стать единая комиссия с штаб-квартирой в Киеве; первым председателем данной комиссии станет представитель Казахстана.


На Украине настороженно встретили новые инициативы. Договор, составленный в основном российской стороной, не только блокирует вступление Украины в ВТО, но и воспрепятствует сближению с ЕС, опасаются влиятельные политические круги в Киеве. Посему в правительстве ожидаются нешуточные дебаты вокруг внезапного изменения интеграционного курса страны с западного направления на восточное.


ЕС довел до сведения руководства в Киеве, что выбор в пользу восточного направления интеграции похоронит мечты об интеграции с Западом, конечной целью которой является вступление в Евросоюз. До сих пор Украина настаивала на скорейшем вхождении в ЕС в качестве ассоциированного члена и выступала с ходатайством об этом в Брюсселе, где ее, однако, не встретили с распростертыми объятиями. Возможно, считают некоторые наблюдатели в Киеве, Украина еще и потому разыгрывает сейчас восточную карту, чтобы вновь пробудить у Западной Европы интерес к своим устремлениям.


За планами по созданию ЕЭП, говорится в публикации австрийского издания, многие усматривают стремление Москвы теснее привязать к себе своих бывших вассалов. Это касается, в частности, кавказских и центральноазиатских стран СНГ. Их товары неконкурентноспособны на мировом рынке, политическая нестабильность отпугивает инвесторов, а после событий в Ираке интерес Вашингтона к этим регионам снизился, и, соответственно, уменьшился объем помощи со стороны США.


Согласно другим сообщениям, США, несмотря на наличие массы других проблем, все же внимательно следят за действиями \»четверки\». Белый дом, судя по всему, намерен воспрепятствовать интеграции России, Казахстана, Украины и Беларуси. Вашингтонский посол на Украине Джон Хербст, сообщает сайт CNSNews.com, заявил на пресс-конференции в Киеве, что план ЕЭП может воспрепятствовать \»желанию Украины сблизиться с евро-атлантическим сообществом\». Американский аналитический центр Stratfor приходит к выводу, что США оппозиционно настроены в отношении ЕЭП, потому что предпочитают иметь дело с каждым из государств в отдельности. \»Вашингтон обеспокоен тем, что в один прекрасный день эта экономическая интеграция может привести к политическому союзу бывших советских государств, который станет геополитическим конкурентом Соединенных Штатов\».


Впрочем, есть и публикации, оценивающие союз четырех со сдержанным оптимизмом.


\»Немецкая волна\» приводит мнение эксперта аналитического центра из Германии Роланда Бека, который считает, что \»заключение соглашения между этими государствами имеет смысл\». С экономической точки зрения, полагает аналитик, подобные соглашения выгодны для всех участников: \»Это приведет к увеличению объемов торговли между государствами. Кроме того, в принципе, можно только приветствовать снятие таможенных барьеров между Украиной, Россией, Беларусью и Казахстаном\». При этом Бек не отрицает возможности, что региональные торговые союзы могут начать протекционистские экономические войны друг против друга. Но более разумным он считает сотрудничество между различными интеграционными объединениями и заключение между ними торговых соглашений.


Эксперт не разделяет опасений, что подписание соглашения о создании ЕЭП замедлит наметившееся было сближение Украины и Европейского союза, а создание таможенного союза вызовет предупредительные таможенные контрмеры со стороны других государств. Роланд Бек полагает, что и после заключения соглашения о свободной торговле между четырьмя государствами СНГ сближение Украины и Евросоюза продолжится. А для Беларуси, считает эксперт, это соглашение — \»шанс выйти из изоляции от остального мира\». Создание свободной экономической зоны на территории России, Беларуси, Украины и Казахстана, говорится в материале \»Немецкой волны\», хотя и не является наилучшим решением проблемы либерализации международной торговли, однако несет в себе несомненные выгоды для стран-участниц.


Еще один вектор интеграции — зона свободной торговли в рамках ШОС


Многовекторная внешняя политика Казахстана предполагает активное участие в самых разных организациях, в числе которых и ШОС. Пока только определяются контуры этого союза, но уже раздаются заявления о решительном сближении стран региона под эгидой Китая и России.


23 сентября в Пекине состоялась встреча глав правительств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Шесть государств ШОС договорились учредить региональный антитеррористический центр в Ташкенте и подписали договор об активизации экономического сотрудничества с целью создания зоны свободной торговли. В ШОС входят Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. На встрече, как сообщают информационные агентства, были также рассмотрены вопросы усиления структуры, планы открытия с 1 января 2004 года секретариата в Пекине, формирование бюджета на следующий год.


Официальный представитель МИД Китая подчеркнул, что ШОС — это не закрытый союз, направленный против третьих стран или групп государств. Главным образом организация стремится обеспечить региональную стабильность перед лицом серьезных вызовов, которые представляют три силы: терроризм, сепаратизм и экстремизм. Китайский дипломат уклонился от ответа о причинах решения ШОС перевести региональный антитеррористический центр из Бишкека в Ташкент, а также призвал не придавать большого значения решению Узбекистана не участвовать в первых совместных военных учениях, проведенных недавно странами ШОС в Казахстане и Синьцзяне.


Действия ШОС имеют цель сделать организацию противовесом американскому влиянию в регионе, полагает обозреватель сингапурского издания Straits Times. Длительная нестабильность в Афганистане и Ираке может привести к долгосрочному присутствию американских войск в Центральной Азии. Но Китай и Россия не готовы уступить стратегически важный регион. Узбекистан после нападений 11 сентября 2001 года принял американские отряды, занятые свержением режима Талибан в Афганистане. Причем, как говорится в публикации, узбекское правительство проводит более дружественную политику по отношению к США, нежели к соседям по региону.


Автор приводит мнение аналитика, который считает решение ШОС создать региональный антитеррористический центр в Узбекистане разумным, поскольку эта страна расположена в глубинном районе Центральной Азии и, что еще более важно, стала местом базирования американских военных. Хасан Каррар, специалист по ШОС университета МакГилл в Канаде, считает, что \»проамериканские режимы — опора исходящей от США стабильности в регионе\». Он полагает, что \»перемещение антитеррористического центра в Ташкент — попытка китайцев и русских держать в поле зрения американо-узбекские отношения\».


Кроме усиления американского влияния, у Китая есть еще несколько причин для усиления своих позиций в регионе, среди них не последнее место занимают энергетические ресурсы. Экономика Китая быстро растет, отмечается в сообщении агентства Associated Press, опубликованном газетой Las Vegas Sun, и эта страна заинтересована поддерживать этот рост за счет влияния в соседних регионах. КНР проявляет все больше внимания к России и Центральной Азии как источнику нефти и газа для набирающей вес собственной промышленности. Коммунистические лидеры в Пекине, которые надеются найти политических союзников среди авторитарных режимов региона, готовы ради таких связей не поскупиться на финансовую помощь.


Также Китай рассчитывает на сотрудничество в борьбе с террористами, действующими в пределах его собственных границ. Имеются в виду уйгурские сепаратисты, действующие на северо-западе страны в мусульманском Синьцзяне. Центральноазиатские участники ШОС также сталкиваются с проблемой исламского экстремизма.


Издание International Herald Tribune приводит слова премьер-министр Китая, Вен Джибао, который \»полностью удовлетворен итогами встречи, показавшей, что ШОС вступила в стадию полного развития\». Вен предложил учредить зоны свободной торговли, отмечает газета со ссылкой на китайское агентство Синьхуа. Главы делегаций также согласились придать ШОС ведущую роль в расширении экономических связей ее членов с целью создания зоны свободной торговли.


Премьер-министр КНР заявил о начале формирования зоны свободной торговли в рамках ШОС. Но всего несколько дней назад Казахстан начал аналогичный процесс в рамках ЕЭП. Трудно представить одновременное участие в разных интеграционных альянсах. К тому же Казахстан ратует за свободную торговлю внутри СНГ и ЕврАзЭС. Наверное, надо как-то определиться с приоритетами, куда же направлены векторы нашей интеграции: на северо-запад (ЕЭП) или юго-восток (ШОС)? К тому же нельзя забывать о вступлении в ВТО. А Вашингтон косо поглядывает на все эти интеграционные потуги, время от времени вставляя палки в колеса Москве и Пекину. Впрочем, Белый дом может не суетиться. Непредсказуемые Киев и Ташкент сыграют роль троянского коня в новоявленных союзах, которые имеют неплохие шансы повторить судьбу аморфного СНГ.


Станет ли Пакистан членом ШОС?


Несмотря на размытость планов ШОС, уже есть желающие объединиться под крылом таких государств, как Китай и Россия. Среди претендентов называют Пакистан, Индию, Иран, Монголию и некоторые другие государства, даже Беларусь. Но пока двери ШОС закрыты, а индийская газета не без злорадства отмечает, что Пакистан — сосед и давний соперник Индии — не сможет обрести влиятельных союзников.


В планы ШОС пока не входит расширение состава организации. Просьба Пакистана о присоединении к Шанхайской Организации Сотрудничества не будет рассматриваться во время встречи премьер-министров в Пекине 23 сентября, сообщает со ссылкой на китайские дипломатические источники индийская газета Hindustan Times. В повестку дня второй встречи глав правительств ШОС не будет включен вопрос о расширении этого альянса, хотя некоторые страны, включая Пакистан, хотели бы присоединиться, говорится в публикации. Пакистан выражает желание войти в ШОС с сентября 2000 года, но некоторые государства Центральной Азии испытывают опасения в связи с ролью Исламабада в экспорте терроризма в их регион.


Напомним, первоначально в это объединение, которое называли Шанхайской пятеркой, входили Китай и его соседи по СНГ — Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Целью пятерки было снижение военной напряженности и решение пограничных проблем. С вхождением в альянс Узбекистана и недавним созданием ШОС странам-участницам предстоит определиться с новым форматом организации. Известно об особой позиции Ташкента по многим аспектам сотрудничества. Присоединение новых участников, среди которых и Пакистан, — сложный вопрос, особенно на фоне последних событий в мире. Эта страна стала колыбелью движения Талибан, там действуют мощные террористические центры, имеющие связи на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и Чечне. Пакистан был одной из немногих стран, население которых крайне негативно отнеслось к военной операции в Афганистане. При этом официальный Исламабад поддерживает антитеррористическую кампанию и считается союзником США. И еще — не следует забывать, что Пакистан — ядерная держава, чье противостояние с Индией может иметь самые серьезные последствия в глобальном масштабе. Так что стоит крепко задуматься, нужен ли нам такой союзник.