Жакиянов номинирован на премию Европарламента, а также о межрелигиозной и межэтнической толерантности

Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

Галымжан Жакиянов вошел в число кандидатов на получение премии Европарламента


Как сообщает \»Немецкая волна\», в числе кандидатов на Сахаровскую премию 2003 года Европейский парламент выдвинул четырех кандидатов из стран Центральной Азии. Это один из ведущих оппозиционных политиков Казахстана Галымжан Жакиянов, бывший посол Туркменистана в ОБСЕ Батыр Бердыев, бывший вице-президент Кыргызстана Феликс Кулов и узбекский журналист Мухамед Бекжанов. Все они в настоящее время являются в своих странах заключенными.


Сахаровская премия \»За свободу мысли\» присуждается Европарламентом с 1988 года. Ее лауреатами были, в частности, президент ЮАР Нельсон Мандела и отец \»пражской весны\» Александр Дубчек. На премию 2003 года, помимо четырех номинантов от стран Центральной Азии, выдвинуты также Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан и штатные сотрудники ООН, погибшие в Багдаде в августе этого года. На вопросы программы \»Фокус\», возникшие в связи с номинацией Европарламентом четырех представителей Центральной Азии, отвечает координатор программы СНГ Международной Лиги прав человека Питер Залмаев.


Он рассказал, что это была инициатива Лиги, осуществленная совместно с комитетом по международным отношениям Европейского парламента. Европарламент, как известно, непосредственно является спонсором номинации. Для выдвижения той или иной кандидатуры в качестве претендента, согласно правилам, требуется как минимум 25 подписей членов Европарламента. После выдвижения одобренных кандидатур будет проведено голосование всех депутатов Европарламента, которое и определит, кто же получит Сахаровскую премию.


На вопрос о реакции в Кыргызстане на известие о выдвижении Феликса Кулова на Сахаровскую премию Питер Залмаев ответил:


— Я еще не могу судить в полной мере о том резонансе, который это вызовет, но я больше чем уверен, основываясь на своем опыте, что резонанс будет. Я знаю, что на нескольких киргизских веб-сайтах эта информация стоит, и, мне кажется, символически очень важно было включить Кулова в этот список, поскольку мы считаем, что это чистой воды политическое дело, когда один из ярких лидеров оппозиции решил соперничать с президентом Акаевым в борьбе за пост президента и фактически за это был осужден и брошен в тюрьму.


Если личность Кулова достаточно широко известна, то о некоторых других номинантах информации гораздо меньше. Залмаев рассказал, что Мухаммед Бекжанов в прошлом был журналистом, а сейчас сидит в тюрьме. Это наказание, как полагают многие, является способом давления на его брата Мухаммеда Салиха, известного узбекского оппозиционера, который находится в изгнании.


Батыр Бердыев, приговоренный к 25 годам лишения свободы по делу о покушении на президента Туркменистана, но, как отмечает корреспондент \»Немецкой волны\», все-таки не был открытым критиком режима Туркменбаши, в отличие от других оппозиционеров, также осужденных по этому делу. Его выбор Залмаев объяснил следующим образом: \»является символичным, что этот человек занимал очень высокий пост в международной организации, такой, как ОБСЕ. И мне кажется, что это должно служить сигналом для международных организаций. В том числе и Европарламента, и Евросоюза, и ОБСЕ, когда такие люди, которые работали в их же структурах, падают жертвой политических преследований\».


Что касается Галымжана Жакиянова, то в отношении его Залмаев сказал следующее:


— Мне кажется, что господин Жакиянов не нуждается в большей рекламе. О нем в Казахстане знают, и, как вы знаете, недавно он написал очередное прошение к президенту, которое было отвергнуто. Мне кажется очень важным привлекать внимание к именам Сергея Дуванова и Галымжана Жакиянова, ибо это два политических заключенных в Казахстане, и пока они остаются за решеткой, ни о какой демократии, соблюдении прав человека в Казахстане не представляется возможным говорить.


\»Немецкая волна\» также отмечает, что вручаться премия имени Сахарова, составляющая 50000 евро, будет в декабре этого года.


Диалог конфессий в Астане состоялся


Прошедший форум вызвал интерес мировых СМИ. Информационные службы ряда стран Запада и Востока, среди которых Саудовская Аравия, Иран, Пакистан, Индия, Китай, рассказали о съезде религий и участии в нем национальных делегаций. Это событие стало также поводом для обращения некоторых изданий к проблемам религиозных свобод в Центральной Азии.


Двухдневный конгресс собрал в столице Казахстана делегатов многих конфессий, рассказывают информагентства. Представители католичества, православия, ислама, иудаизма, буддизма, синтоизма и других религий провели диалог по преодолению различий и решению конфликтов. Агентство France Press приводит высказывания участников съезда. \»Встреча в Астане очень важна для различных людей и различных религий … Казахстан — мост между Востоком и Западом\», — это слова архиепископа Римско-католический церкви в Казахстане Томаша Петы. \»Глубокое значение форума — осуждение терроризма, мы должны бороться за мир и согласие\», — говорит раввин Эланан Коэн. Встреча была организована при содействии Папы римского Иоанна Павла II, который выступил за диалог с исламом после нападений 11 сентября. Глава Ватикана решительно осудил начатую Соединенными Штатами войну в Ираке, которая могла привести к вспышке напряженности между мусульманским миром и Западом.


Газета New York Times сообщает. Более 120 делегатов, представляющие 18 религий, собрались в политической столице Казахстана, чтобы осудить терроризм и заложить основы организации, призванной объединить усилия ради уменьшения противоречий между религиями во всем мире. Среди участников конгресса были шейх Абдулла ат-Турки, секретарь Всемирной Мусульманской Лиги, основанной в Мекке; ватиканский кардинал Джозеф Томко и Йона Мецгер, главный раввин ашкенази из Израиля. Всех их объединяет стремление бороться с насилием, распространяя мирные ценности их вер.


\»Можно положить конец насилию и террору, если мы сможет утвердить религиозные ценности в глобальном масштабе\», — сказал на съезде профессор исламского права аятолла Махди Хадави, возглавлявший делегацию Ирана. \»Межрелигиозные встречи бывали и прежде, — полагает преподобный Минору Сонода, директор Ассоциации Синтоистских Святынь Японии, — но эпохально, что нынешняя происходит в мусульманской стране\».


Казахстанские официальные лица выразили надежду на то, что новая организация сосредоточится на горячих точках, подобных Ближнему Востоку или индийскому субконтиненту, и покажет религиозным лидерам Казахстан как пример многообразия. Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана и мусульманин, обязался построить в Астане дворец для новой организации — Конгресса мировых и традиционных религий. Он сказал, что в здании будут соединены в единое целое разные святыни так, чтобы представители \»всех религий могли входить и выходить через одну дверь\».


Назарбаев руководит страной с населением в 15 миллионов человек, из которых около половины являются мусульманами, а другую половину составляют православные христиане, но, кроме них, здесь живут представители примерно 40 других религий и 100 этнических групп. Сильный лидер советского образца, он внимательно следит за ситуацией в религиозных кругах и поддержанием толерантности. Большинством высокопоставленных мусульманских клириков Верховным муфтием Казахстана в 1998 году был избран Абсаттар Дербисали, чья кандидатура была поддержана президентом. Прошлогодняя попытка других имамов бросить вызов Верховному муфтию была заблокирована не без помощи спецслужб, сказал религиовед Яков Трофимов.


По официальным данным, после получения Казахстаном независимости в 1991 г. количество мечетей выросло до 1623 в прошлом году с 46 в 1988 г., а число православных церквей достигло 225 (против 62 в 1988 г.). Руководство православной церкви, лидеры других христианских конфессий и иудаизма, единодушно заявили, что в Казахстане существует полная свобода религий, и призвали Назарбаева представлять его страну как модель религиозной терпимости, — говорится в заключении публикации New York Times.


Агентство France Press указывает, что в большинстве республик Центральной Азии, включая Казахстан, правительства с момента получения ими независимости опасаются распространения радикального ислама. Фундаменталистская партия \»Хизб-ут-Тахрир\», которая была основана на Ближнем Востоке в 1950-ые годы, появилась в Центральной Азии 10 лет назад, сначала в Ферганской долине Узбекистана, а затем и в соседних Таджикистане и Кыргызстане. Партия, которая была близко связана с режимом Талибан, ставит цель основать исламское государство в Центральной Азии. Впрочем, как полагает корреспондент AFP, репрессии против военизированных исламских группировок в странах, подобных Узбекистану, не привлекут большого внимания, поскольку соседи Казахстана будут незначительно представлены на конгрессе.


Также корреспондент агентства предположил, что ход конференции может быть осложнен из-за напряженных отношений между римско-католической и русской православной церквями. Московский патриархат блокирует намерения Папы римского посетить Россию и резко выступает против миссионерской деятельности католиков в Казахстане. Православная церковь настаивает на том, что Казахстан должен оставаться сферой ее влияния, несмотря на присутствие до полумиллиона католиков, среди которых немало высланных в сталинские времена из Восточной Европы и их потомков.


Впрочем, подобные опасения не оправдались. Представители всех делегаций смогли найти общий язык и принять итоговые решения. \»Идея съезда заключается в том, чтобы заставить представителей различных религий сесть за один стол и обсудить наиболее важные проблемы дня\», — сказал корреспонденту IRIN представитель министерства иностранных дел Казахстана Адиль Абишев. Кроме лидеров различных конфессий из Европы, Азии, Ближнего Востока и Соединенных Штатов, в работе форума приняли участие представители ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и других международных организаций.


\»Это происходит впервые в Евразии, когда лидеры различных религий встречаются друг с другом\», — сказал Абишев. Он полагает, что Казахстан является естественным местом для подобных встреч. \»Мы рассматриваем Казахстан как мост между востоком и западом, перекресток цивилизаций. Более 120 этнических групп, представители 46 религий живут в нашей стране. Казахстан — маленькое подобие мира\». Казахский президент Нурсултан Назарбаев хотел поделиться с миром опытом мирного сосуществования людей различных вер и культур в рамках одного государства.


Но такие комментарии были расценены некоторыми наблюдателями как риторика. AFP указало, что, несмотря на относительный либерализм Казахстана в религиозных вопросах, некоторые общины, среди которых преследовавшиеся в прошлом баптисты, не было приглашены участвовать в работе конгресса. В корреспонденции агентства IRIN отмечается, что в каждом из пяти государств Центральной Азии есть примеры случаев религиозной нетерпимости. Феликс Корли, редактор информационной службы Форума 18, занимающейся проблемами религиозной свободы в бывшем Советском Союзе и Восточной Европе, говорит, что самые серьезные нарушения отмечены в Туркменистане, почти так же плохо обстоят дела в Узбекистане.


В Туркменистане полностью незаконной объявлена деятельность религиозных общин мусульман-шиитов, христианских протестантских церквей (включая баптистов, пятидесятников, адвентистов и лютеран), армянской апостольской церкви, иудеев, бахаистов, свидетелей Иеговы, кришнаитов и других религий. Имеют место случаи, когда храмы уничтожают бульдозерами, а сторонники некоторых религий за соблюдение их культа подвергаются штрафам, увольнениям, угрозам, избиению и уголовным наказаниям. Даже два действующих с согласия властей вероисповедания — суннитский ислам и русская православная церковь — находятся под неусыпным государственным контролем.


В Узбекистане, отмечает Корли, гораздо меньше ограничений религиозных свобод, но только для тех общин, которые прошли регистрацию. Любая незарегистрированная религиозная деятельность запрещена, а ее осуществление наказывается штрафами и уголовными наказаниями. \»Многие мечети были закрыты, а мусульмане, представляющие более консервативные течения, получают длительные тюремные сроки, поскольку правительство опасается угрозы собственной власти с их стороны. Протестантские храмы, как и церкви других религиозных меньшинств, не могут получить регистрации. Религиозная литература подвергается досмотру цензуры.


Даже в Казахстане, проводящем конференцию, несмотря на лучшее положение, чем в Туркменистане или Узбекистане, не все гладко. Сторонники тех религиозных общин, которые не могут получить официальной регистрации или не желают этого делать, сталкиваются с противодействием и штрафными санкциями, полагает Корли.


Бьют ли казахи африканцев в Германии?


В то время как Казахстан на весь мир трубит о своей толерантности, согласии народов и религий, заметка под странным названием \»Азербайджанцы и казах избили африканца\» появилась в немецком издании Welt. Что творится, подумают некоторые, неужели среди казахов есть расисты? Что же скрывается за этим заголовком? Оказывается, поздним вечером в минувший понедельник \»чернокожий африканец\» (это цитата) стал жертвой нападения группы хулиганов в одном из районов Берлина. Шестеро пьяных мужчин, как сказано в публикации, — иностранцев, без всяких причин избили 28-летнего африканца. Когда он упал на землю, они наносили ему побои, сопровождаемые выкриками, чтобы он возвращался назад, в Африку.


После этого преступники убежали. Полиция задержала четверых подозреваемых, возраст которых колеблется от 19 до 33 лет. Трое из них азербайджанцы (этнические), четвертый — родившийся в Казахстане немец (это и есть \»казах\»). Против задержанных и их соучастников, которых разыскивает полиция, начато расследование.


Вообще-то весь этот пьяный дебош, наверно, можно назвать абсурдом, порожденным глобализацией: азербайджанцы и \»казах\» требуют в Германии от африканца, чтобы тот убирался в Африку. Известно, что некоторые немецкие издания не отличаются политкорректностью, охотно указывая, если речь идет о каких-то правонарушениях, о принадлежности тех или иных лиц к числу переселенцев из СНГ. Правда, прежде они называли всех немцев из бывшего СССР русскими. Видимо, теперь с географией стало получше, журналисты узнали, что есть Казахстан и казахи.