О преемственности власти в Казахстане и \»реальной политике\» США

Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

От руководства медиа-холдингом — к руководству страной


Намерения Дариги Назарбаевой превратиться в ключевого игрока на политической сцене Казахстана заметили лишь те западные СМИ, которые в силу своего статуса ориентированы на постсоветскую аудиторию. Публикации и комментарии, более или менее подробно рассказывающие о дочери президента, ее прошлой карьере и планах, появились в последние две недели на сайтах IWPR, Eurasianet, радио \»Свобода — Свободная Европа\» и \»Голос Америки\».


Сорокалетняя Дарига Назарбаева уже давно стала общественным деятелем в Казахстане, сообщает радио \»Свобода\». Много лет она возглавляет государственное агентство \»Хабар\». Иногда она выступает с комментариями по политическим вопросам в средствах массовой информации, а недавно стала лидером общественного движения \»Асар\».


Заявление Назарбаевой о превращении ее организации в партию стало, на первый взгляд, неожиданным. Однако многие наблюдатели называют этот шаг лишь началом стремительного политического взлета президентской дочери. Движение \»Асар\» обращено к молодым казахстанцам и должно стать опорой президента. Дарига заявила, что организация сосредоточится на помощи \»самым нуждающимся и бедным людям\». Пока \»Асар\» представляет собой общественное объединение, однако, как заявила его основательница, вскоре оно будет преобразовано в политическую партию. Руководство движения, в которое входит ряд известных общественных деятелей, работает над составлением партийной программы, добавила она.


Учитывая, что Дарига уже занимает пост председателя правления медиа-группы \»Хабар\», формирование движения \»Асар\» сразу же ставит ее в положение вероятной преемницы президента, полагает автор публикации на сайте Eurasianet. Появление дочери Назарбаева на политической сцене, задуманное уже давно, было отложено, как говорится в статье, в связи с событиями 2001 г. Тогда муж Дариги Рахат Алиев попытался сконцентрировать в своих руках экономическую и политическую власть, что привело его к конфликту не только с предпринимательской элитой, но и с самим президентом. В настоящее время Алиев является послом Казахстана в Австрии.


Новый импульс попытки запустить механизм наследования власти получили в прошлом году, что отчасти связано с продолжающимся в США расследованием дела о незаконных вознаграждениях высокопоставленным чиновникам при заключении нефтяных сделок с западными концернами. Некоторые аналитики считают, что Назарбаев пытается позиционировать собственную дочь в качестве преемницы, что позволит ему в случае необходимости досрочно оставить президентский пост.


В статье, опубликованной \»Независимой газетой\», Дарига попыталась принизить значение скандала, опровергнув информацию о совершении каких-либо противозаконных действий. В то же время она дала ясно понять, что основной задачей \»Асара\» станет противодействие оппозиции. Уже более года, пишет далее Eurasianet, администрация Назарбаева оказывает давление на своих оппонентов, и особенно на движение Демократический выбор Казахстана (ДВК), которое пыталось использовать Казахгейт в своей политической борьбе. Некоторые видные критики президента, включая лидеров ДВК и журналиста Сергея Дуванова, были заключены в тюрьму по обвинениям, которые, по мнению оппозиции, были продиктованы политическими соображениями.


В публикации отмечается, что Дарига выступила и с критикой пропрезидентских сил, в частности, \»Отана\» и Гражданской партии, не сумевших решительно воспрепятствовать усилению влияния ДВК в 2001 г. Движение \»Асар\», считают аналитики, может в конечном итоге сделать остальные пропрезидентские партии ненужными. Кроме того, новое движение может ослабить поддержку населением центристской партии \»Ак жол\», в последнее время вставшей на сторону президента. Eurasianet со ссылкой на газету \»Республика\» сообщает о результатах недавнего опроса, показавшего, что примерно две трети членов \»Отан\» готовы перейти в ряды сторонников движения \»Асар\».


Проблема будущего политической системы Казахстана, в том числе взаимоотношений \»Асара\» с \»Отаном\», поднимается и в других публикациях. Мурат Ауэзов, бывший лидер оппозиционной партии \»Азамат\», участвующий в работе движения \»Асар\» вместе с Назарбаевой, сообщил, что, согласно прежним договоренностям, движение не должно было превращаться в политическую партию. В интервью радио \»Свобода\» Ауэзов сказал: \»Если \»Асар\» трансформируется в партию, то как будут строиться отношения между \»Асаром\» и \»Отаном\»? Либо обе партии намерены занять проправительственные позиции, либо они выступят друг против друга? Именно поэтому я думаю, что это станет ошибкой, — сказал Ауэзов. — Иными словами, если массовое движение, объединяющее сторонников различных политических убеждений, превращается в политическую партию, поддерживая только правительство или даже конкретную личность, это может стать ошибочным шагом. Это будет большой ошибкой\».


Лидер ДВК Петр Своик полагает, что \»Асар\» может сменить \»Отан\» в качестве ведущей партии, поддерживающей Назарбаева и членов его семьи. \»Мы понимаем, что это — последняя попытка этой самой семьи, предпринятая с целью создать обновленную версию политической партии — то есть новый \»Отан\», — сказал он. — Это признание того, что \»Отан\» не сработал и что вместо него они делают ставку на \»Асар\»\».


Сама Назарбаева 18 сентября в городе Туркестане заявила: \»Я не ставлю перед новой политической партией цели защитить своего отца, президента Назарбаева, от нападок его противников. Он просто не нуждается в такой помощи\».


Стив Сабол — эксперт по Казахстану из университета Северной Каролины (США) — довольно высоко оценивает возможности успешной политической карьеры Дариги Назарбаевой. Сабол, слова которого приводит радио \»Свобода\», называет преобразование движения в партию \»естественным шагом\»: \»Вы формируете общественную группу, целью которой является, как это нам говорят, помощь бедным. Это получит поддержку. А затем она примет политическую платформу, которая сможет подвести ее к парламентским выборам. После этого останется уже совсем немного сомнений в том, что она сможет получить лидерство в парламенте\».


А вот некоторые оценки из публикации журналиста IWPR. Он разделяет мнение о том, что планируемое преобразование движения \»Асар\» в политическую партию стало ясным признаком выхода Дариги Назарбаевой на политическую арену. Центральноазиатские наблюдатели расценивают появление новой партии как первый шаг на ее пути к парламентским выборам 2004 года и, возможно, к президентству.


Автор приводит мнение ряда экспертов. Так, алматинский политолог Досым Сатпаев сказал, что амбиции Назарбаевой стали заметны уже давно. \»Она хочет стать политическим деятелем, и для этого ей нужна платформа, чтобы достичь эти цели в ходе парламентских выборов и, возможно, в борьбе за пост президента в 2006 году\».


Журналистка Айгуль Омарова, мнение которой также приводится в публикации IWPR, полагает, что президентская дочь создает основу, чтобы однажды последовать за отцом. Возможно, в случае достижения успеха на выборах, она сможет даже получить должность спикера Сената, согласно конституции, это вторая должность в государстве, и тогда получит право сменить президента в случае его досрочного ухода с поста\», — сказала она. Комментируя последний ход Назарбаевой, обозреватели заговорили об утверждении в регионе династического способа передачи власти. Омарова проводит аналогии с нынешней ситуацией в Азербайджане, где сын президента Гейдара Алиева Ильхам был недавно назначен премьер-министром и, таким образом, получил платформу для наследования власти своего больного отца.


В то время как у 63-летнего президента Казахстана нет никаких проблем со здоровьем, все еще сохраняется возможность, полагает автор публикации IWPR, при которой он не сможет оставаться на высшем посту бесконечно. Его текущий срок истекает в 2006 году. Московский журналист Аркадий Дубнов, специализирующийся на проблемах Центральной Азии, сказал, что продолжающееся расследование в Соединенных Штатах по поводу предполагаемых платежей некоторых западных нефтяных компаний в адрес высокопоставленных казахских чиновников делает режим уязвимым. Эта неуверенность в дальнейшем ходе дел может открыть возможность для президентской дочери, чтобы она последовала по стопам своего отца скорее, чем этого ожидают.


Дарига Назарбаева всегда в полной мере пользовалась своим привилегированным положением, пишет далее IWPR. Она в 1994 г. стала директором агентства \»Хабар\», которое вскоре превратилось в медиа-империю и оплот официальной идеологии. Четырьмя годами позже \»Хабар\» был частично приватизирован, но обозреватели полагают, что его контролирует Назарбаева. После того, как президент в конце 2001 г. отправил Рахата Алиева в Вену, Дарига Назарбаева вышла из тени собственного мужа, чтобы утвердиться в качестве влиятельной политической фигуры.


Однако ее усилия с целью обозначить себя как лидера в защите демократии и свободы печати натолкнулись на подозрительное отношение со стороны независимых СМИ, оппозиции и НПО. Проведенные в 2002 и 2003 гг. заседания международного Евразийского медиа-форума были объявлены проправительственными средствами информации доказательством того, что в Казахстане существует свободная пресса и устойчивая многопартийная политическая система. Назарбаева также поддержала создание Конгресса журналистов. Но критики увидели в этих шагах лишь поддержанные правительством пиар-акции, которые не смогут решить никаких реальных проблем.


По мнению Дубнова, Назарбаева пытается позиционироваться как политик умеренного толка: \»Она уже давно пытается вести свою собственную игру, чтобы апеллировать к оппонентам президента\». Примером этого можно назвать ее призыв к властям не подвергать преследованию бывшего премьер-министра Акежана Кажегельдина.


А вот фрагмент корреспонденции, опубликованной сайтом радиостанции \»Голос Америки\». Некоторые политологи считают, что Назарбаева создает политическую платформу, с которой она потом отправится на президентские выборы, запланированные на 2006 год. Сейчас, по мнению Назарбаевой, никакой альтернативы ее отцу, правящему страной с 91 года, не существует: \»Ближайшие десять лет политические соперники Назарбаева могут \»отдыхать\», — цитирует корреспондент \»Голоса Америки\» Куляш Базарбаева слова Дариги Назарбаевой. Еще десять лет — это значит до 2013 года. А выборы должны состояться в 2006 году.


Из слов дочери президента можно предположить, что, либо на этих выборах победит Назарбаев, либо президентский срок вновь будет продлен, либо у руля встанет кто-то из президентского клана, который и продолжит политический курс Назарбаева. И почему бы Дариге Назарбаевой не пойти по стопам Хиллари Клинтон? Сначала парламент, а потом, того и гляди — президентский кабинет. Куляш Базарбаева предположила, что прекрасная половина Казахстана будет готова поддержать Назарбаеву, пусть даже только из соображений гендерной солидарности.


Что такое \»реальная политика\»?


Изменит ли продолжающееся расследование о коррупции, в которой могут быть замешаны высокопоставленные азербайджанские чиновники, политику администрации Буша в отношении Баку? Судя по всему, можно говорить о стратегии Белого дома в отношении ряда стран, руководство которых подозревается в неблаговидных поступках. Этой проблеме посвятил две публикации американский политолог Ариэль Коэн. Первая статья вышла на сайте Eurasianet 12 сентября, ее идеи конкретизируются в газете Washington Times от 24 сентября.


Американская политика в отношении ряда стран (включая Турцию, Пакистан, Перу и Индонезию), в которых имеет место коррупция на самом высоком уровне, всегда была подчинена национальным интересам США, полагает Ариэль Коэн.


Расследование по поводу взяток высокопоставленных чиновников в Баку в очередной раз ставит вопрос о кратко- и долгосрочных интересах Вашингтона в Каспийском регионе. В случае с Азербайджаном американские стратеги сосредоточились на краткосрочных задачах \»реальной политики\». Эти приоритеты Коэн в Washington Times формулирует так: геополитика, безопасность и экономика. В отношении Азербайджана они трансформируются в следующие задачи: преемственность власти, предотвращение вмешательства России и Ирана, строительство трубопровода Баку-Джейхан, стабильность условий для американских и международных инвестиций в энергетический сектор.


В то же время американские лидеры и стратеги Всемирного Банка и МВФ в качестве долгосрочных приоритетов называют проведение реформ, законность, прозрачность в управлении государством и экономикой. Соединенные Штаты объявили эти приоритеты не только потому, что американцы верят в эти принципы, не из благих и бескорыстных намерений. Это сделано и потому, что осуществление этих приоритетов сделает Азербайджан более привлекательным для иностранных инвесторов и, следовательно, более стабильным.


Америка вынуждена балансировать между долгосрочными приоритетами и насущными потребностями дня — \»реальной политикой\». И чтобы обозначить этот компромисс, Коэн вводит в политический лексикон новый термин. Администрация Буша, пишет аналитик, уже приняла первый шаг в том, что может называться \»назарбаевизация\» американо-азербайджанских отношений. \»Назарбаевизация\» означает, что Соединенные Штаты сохранят отношения с лидером, который может быть вовлечен в коррупцию, но эти отношения никогда не будут такими же близкими, как с демократически избранными и \»чистыми\» лидерами.


Адвокат, близко знакомый с ходом судебного расследования, говорит, что президент Буш и вице-президент Чейни не встретились с Ильхамом Алиевым во время его последнего визита в Вашингтон в августе, поскольку знали о подготовке обвинительного акта в Нью-Йорке. Американские чиновники понимают, что обвинения, не говоря уже о шумных судебных преследованиях коррупции, могут раздражать иностранных лидеров и оттолкнуть их от Соединенных Штатов. В данном конкретном случае это может подтолкнуть Баку в объятья Москвы. Россия, по мнению Коэна, сквозь пальцы смотрит на коррупцию, царящую на постсоветском пространстве. Свидетельство этому — газовый контракт, подписанный в апреле 2003 года с туркменским диктатором. Кроме того, Кремль умело использует компромат для проталкивания собственных интересов в коррумпированных столицах. Перед Вашингтоном, учитывающем это, стоит серьезная дилемма. Предстоит осуществить выбор, который, по Коэну, выглядит так: либо прозрачность и хорошее управление, либо \»реальная политика\».


Таким образом, \»реальная политика\» — это опора на свои стратегические интересы, главными из которых являются национальная безопасность, контроль над ключевыми регионами и мировыми энергетическими ресурсами. Ради этого на второй план можно отодвинуть такие декларируемые приоритеты, как демократия, транспарентность, свободные выборы, борьба с коррупцией. И такой подход, судя по всему, становится универсальным в политике США на постсоветском пространстве и не только.


США подписали соглашения с Казахстаном и Экваториальной Гвинеей


Поездка министра иностранных дел Касымжомарта Токаева в Нью-Йорк для участия в сессии Генеральной Ассамблеи ООН ознаменовала очередной виток внешнеполитической активности нашего государства. На ленты агентств, в частности, попали такие события, как подписание договора с США по ограничению юрисдикции международного уголовного суда и выступление министра по проблеме СПИДа.


Соединенные Штаты заключили с Казахстаном соглашение, дающее гражданам США защиту на территории Казахстана от преследований со стороны международного уголовного трибунала, сообщает агентство France Press со ссылкой на американский Госдепартамент. Государственный секретарь Колин Пауэлл и его казахстанский коллега Касымжомарт Токаев подписали соглашение в Нью-Йорке в ходе встречи на 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН.


Казахстан стал 63-им государством, с которым Соединенные Штаты подписали аналогичные документы, сообщил представитель госдепартамента Ричард Баучер. \»Еще несколько стран, как ожидается, подпишут соглашения в ближайшие недели\», — сообщил он. Вашингтон резко выступает против Международного уголовного трибунала, первого постоянного судебного органа, расследующего военные преступления и преступления против человечества, поскольку опасается, что он может стать орудием для преследования граждан США. С 2002 года, когда был создан трибунал, согласно принятому американцами закону, Белый дом должен приостанавливать военную помощь государствам, которые не подписали подобного соглашения.


Среди 63 стран, подписавших соглашение с Америкой, можно назвать Азербайджан, Грузию, Узбекистан и Таджикистан. А 64-ой страной, подписавшей соглашение вслед за Казахстаном, стала Экваториальная Гвинея. Как сообщает Reuters, договор был подписан также в Нью-Йорке президентом этой страны и госсекретарем США.


Касымжомарт Токаев выступил по проблеме СПИДа


На минувшей неделе в рамках ежегодных общих дебатов на Генеральной Ассамблее ООН состоялась встреча, посвященная проблеме СПИДа. Об этом говорится в сообщении агентства UPI, опубликованном газетой Washington Times. Среди участников дискуссии были многие авторитетные мировые политики, в том числе генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, президент Франции Жак Ширак, государственный секретарь США Колин Пауэлл, главы государств и министры ряда стран.


В частности, Кофи Аннан отметил, что треть стран мира вообще не осуществляют никаких государственных мер по предотвращению эпидемии, многие правительства не в состоянии помочь больным и даже не принимают профилактических действий. Распространена проблема дискриминации больных и инфицированных ВИЧ. А в Африке есть государства, где вообще трудно говорить о существовании системы медицинской помощи даже на элементарном уровне.


Президент Франции Жак Ширак считает, что \»распространение ВИЧ/СПИД больше не является непреодолимым и неизбежным. У нас теперь есть средства, чтобы поставить его под контроль\». Он предложил Генеральной Ассамблее посвящать этой проблеме ежегодные специальные сессии. Также Ширак призвал сплотить усилия всех фондов и международных организаций в борьбе с эпидемией ради координации национальных и глобальных усилий.


На заседании сессии выступил и министр иностранных дел нашей страны Касымжомарт Токаев. Он сказал, что, несмотря на относительно невысокую распространенность ВИЧ/СПИД в Казахстане, без глубокого вовлечения в международное сотрудничество по предотвращению болезни СПИД может серьезно затронуть внутреннюю стабильность его государства. Это стало причиной того, что Казахстан принял законодательство относительно ВИЧ/СПИД, в котором определены профилактические меры со стороны правительства и гарантированы фундаментальные права людей, пораженных болезнью. \»Это не будет преувеличением, если сказать, что проблема ВИЧ/СПИД требует не меньшего внимания, чем проблемы международной безопасности\», — подчеркнул Токаев.