Тамара Калеева: Министерство информации будет стоять насмерть

Тамара Калеева – президент международного фонда “Адил Соз”.


***


— Тамара Миасхадовна, 25 сентября в Астане Вы участвовали в круглом столе, посвященном обсуждению законопроекта о СМИ. Какое впечатление оставила у Вас встреча?


— Мы ничего нового не услышали, и это подтвердило существующий расклад сил: журналистские общественные организации этот проект не приемлют, а у большинства депутатов до него руки не доходят. Среди депутатов, в области СМИ профи, конечно, Татьяна Квятковская. А вот о руководителе рабочей группы Абдижалеле Бакире я, к сожалению, сказать такое не могу. Если судить по круглому столу, то это человек, который реагирует только на один пункт, касающийся деятельности журналистов, – баланс языков. Но этого пункта в законопроекте нет. Мы обсуждаем права журналистов, роль журналистов, статус журналистов, а он, как будто не слышит нас, говорит только о необходимости соблюдения прав государственного языка, хотя этого никто не оспаривает.


— Г-н Бакир предложил журналистам представить свои предложения рабочей группе. Но ранее организации, в том числе и “Адил соз”, делали это публично. Разве недостаточно?


— Это один из моментов, который можно отнести то ли к особым методам, то ли особой политике, но никак не к здравому смыслу. До этого мы делали заявления, писали открытые письма, сейчас наши юристы готовят постатейные комментарии, и только что мы отправили письмо председателю исполкома Конгресса журналистов Казахстана Дариге Назарбаевой. Мы считали и считаем, что существующий вариант вообще не должен рассматриваться. Но альтернативный проект партии “Ак жол” парламент отклонил, а наш, который мы официально отправляли и в парламент, и в министерство информации, и министерство юстиции, просто не замечают. Во внимание берут только правительственный проект, который является реакционным по сути. Поэтому любое его улучшение будет только косметической правкой. Нам нужен новый законопроект.


— А министерство информации пойдет на это?


— Ну что вы! Они два года великих мук, осыпаемые со всех сторон критикой, рожали то, что, в конце концов, родили. Естественно, они будут стоять насмерть за свой проект.


— Может ли повлиять на ситуацию смена министра информации?


— Я уверена, что не повлияет.


— В программе “Пресса” представитель сената сказал, что в преддверии парламентских выборов у СМИ благоприятная почва лоббировать свои интересы. Вы согласны с этим мнением?


— Я слышала этого сенатора и считаю, что такая точка зрения — смесь невежества и нежелания понимать положение СМИ. При чем здесь конъюнктура? Сегодня выборы в мажилис, завтра еще какая-нибудь кампания – это жизнь. А СМИ как важнейший фактор общественной жизни, посредник между обществом и властью не должны деформироваться под те или иные конъюнктурные соображения. Закон должен быть независим от любых политических перспектив.