К “полному хаджу” Н.Назарбаев пока не готов

Экология стала хуже, зато сервис улучшился


“Казахстанская правда” публикует интервью президента Казахстана с журналистом российского издания. Говорили о недавно прошедшем съезде мировых религий, религии вообще и отношении к религии Н.Назарбаева. Ну, и естественно, о политике.


“Экспресс К” сообщает об избиении своего корреспондента Андрея Доронина. Редакция связывает инцидент с профессиональной деятельностью журналиста, который “с мая этого года” расследовал факты “…обнаружения в Казахстане больших партий фальсифицированной водки различных марок”. “Получив доказательство того, что они (нападавшие) не ошиблись, нападавшие задали несколько вопросов, прямо касающихся того, о чем журналист писал в последнее время, – водочной темы. Говорить после побоев Андрей почти не мог, только хрипел в ответ, но и этого им было достаточно, чтобы напоследок предупредить: будешь строчить про водку, …отрежем”. По нападению на журналиста ведется расследование.


“Комсомольская правда — Казахстан” охватывает два события (вообще-то их было три – еще День Учителя), которые могли отметить алматинцы в минувшее воскресенье: День города и 85-летие уголовного розыска. В день 149-летия Алматы газета публикует мнения горожан. Один отметил, что за последние годы город изменился “и в лучшую, и в худшую сторону”. Хуже стала экология, лучше – сервис.


При подготовке материала о сыскниках “Комсомолка” узнала, что “…воспетая Вайнерами банда “Черная кошка” была не только в Москве: в середине 40-х на месте нескольких жестоких преступлений в Алма-Ате тоже находили изображение этого животного”.


“Но надо же исполнить первые четыре!”


“Казахстанская правда” перепечатала интервью с Н.Назарбаевым в российской “Родной газете”. Тема беседы – так сказать, “по следам” съезда мировых религий. Когда журналист поинтересовался, изменилось ли у президента Казахстана отношение к религии, тот ответил: “Если честно ответить на вопрос, стал ли я в душе более религиозным, чем раньше, то, наверное, нет, не стал. Хотя сейчас я гораздо больше интересуюсь духовными вопросами, много читаю на эту тему, разговариваю со знающими людьми. /…/ А еще я увидел любопытную взаимосвязь религиозных учений с физической стороной человеческой жизни. Взять хотя бы так называемую карму. Пока человек молод и полон сил, он, к сожалению, грешит, то есть создает себе отрицательную карму. Ближе к старости все то, что не давало покоя прежде, – власть, богатство, страсти, тяга к удовольствию, тщеславие и так далее, как бы отходит на второй план. То есть сам возраст готовит человека к покою, к неизбежной смерти. Но при этом умереть должно только его физическое тело, а душа переходит в другое тело – человека или животного, в зависимости от того, как умерший прожил свою прежнюю жизнь”. В общем, “хорошую религию придумали индусы: что мы, отдав концы, не умираем насовсем”. Интересно, кем, по индусской религии и собственному предположению, может стать президент после смерти?


Возможно, Н.Назарбаев совершит “полный хадж”, но не сейчас: “Как казах я, естественно, отношу себя к исламской культуре. Поэтому меня зовут совершить хадж. /…/ Я считаю, что пока к этому не готов. Возможно, я отношусь к этому очень серьезно. Чтобы совершить хадж, человек должен изменить свою жизнь, осознанно и бесповоротно следовать всем предписанным канонам. Для истинного мусульманина совершение хаджа – это исполнение пятой и последней заповеди Корана. Но надо же сначала исполнить первые четыре! Надо отказаться от многих жизненных удовольствий и даже мыслей на этот счет, пересмотреть образ жизни, принципы питания, обязательно молиться в определенное время суток, не пить, не курить, творить только добро, говорить правду”. При этом Н.Назарбаев добавил: “как обычный человек, я к этому в принципе готов и ничего против такой жизни не имею. Но как политик, как руководитель государства, которому ежедневно, ежечасно приходится решать самые разные проблемы, встречаться с разными людьми, вести переговоры по самым разным вопросам, одним словом – жить очень напряженной и нервной жизнью, — нет. Точнее, я не хочу себя обманывать. Когда я решу, что готов вступить на этот путь, готов посвятить оставшуюся часть жизни религии – не знаю, правда, когда это произойдет, — тогда я и совершу настоящий хадж”.