Премьер-трилогия, или Наследие тасмагамбетовского кабинета. Часть II. Парламент требует жертв

Начало см. здесь.


***


Самое интересное в парламентской жизни этой осени — погоня за Карагусовой. Одна Гульжана и десятки парламентариев: Смотрите в парламенте в ближайшие месяцы.


8 октября в Мажилисе обсуждали женщину. Одну, но какую! За Гульжану Карагусову парламентарии взялись сразу же после выхода с каникул на работу, невзирая на президентскую установку не играть в популизм. Октябрьское заседание стало шагом к возможной кульминации в депутатских расследованиях по поводу пенсионной реформы.


Шаймерден Уразалинов, подводя в своем выступлении некоторые итоги работы депутатской группы по рассмотрению нарушений в пересчете пенсий, был однозначен — нашли, что искали. Одни пенсионные пособия стали больше, другие — меньше, но логической увязки с социальной справедливостью не наблюдается: «Напротив, нарушен основной принцип пенсионного законодательства: размер пенсии соответствует трудовому вкладу». А раз так, то надо не только пересчитывать все заново и по иным вариантам, но неплохо было бы выразить недоверие либо к министру труда, либо к правительству в целом.


Лирическое отступление. Что такое погоня за Карагусовой? Есть варианты. Если хотите, это сублимированная месть Тасмагамбетову и его кабинету в целом за игру вокруг Земельного кодекса, если хотите — популизм перед грядущими парламентскими выборами и, может быть, даже вопрос честной воли и принципиальных убеждений. Но факт налицо — Карагусову в парламенте хотят. По меньшей мере, хотят сместить. А может, хотят и большего — сделать ее предлогом к удалению всего кабинета. Во всяком случае, угроза прозвучала — значит, парламентариям понравилось чувствовать собственную силу, и это хорошо.


Конечно, не всегда политическое будущее чиновника в Казахстане определяется только лишь народным возмущением и парламентским негодованием. Политическая воля исполнительной власти в лице высших чиновников играет здесь пока решающую роль, да и формально конституция не дает народным избранникам разойтись так, чтоб юбки трещали. Но все же над Гульжаной Карагусовой собираются тучи. Министр пошла против одной из старейших традиций Востока — взяла и обидела стариков, всегда по-особому уважаемых среди всех азиатских народов, да обидела по-мелочному, обсчетом в пенсиях. Мало того, что как чиновник сплоховала, так еще вразрез с ментальностью пошла. Как вы понимаете, отягчающее обстоятельство.


Ошибка вторая — вместо искренних и чистосердечных извинений, которые, возможно, могли бы спасти ситуацию хотя бы частично, министр начала что-то говорить о больших теориях, которым всегда нужно приносить в жертву маленьких людей. Мультяшный сюжет из голливудского «Шрека»: «Возможно, кто-то из вас не вернется живым, но это жертва, которую я готов принести!» Идея вернулась к ней бумерангом — депутаты полезли пересчитывать пенсии и, найдя ошибки, тоже теперь хотят жертву. Свободы для Карагусовой! Чуть точнее: свободы для Карагусовой от министерского портфеля! Тем паче, что лозунг оправдан с точки зрения логики — министр-то тасмагамбетовский, отчего бы и не сменить его?


Но обвинения депутатов летят все же дальше, чем только образ незадачливого министра в юбке. Мажилисмен Шаймерден Уразалинов заявил, что правительство, приняв постановление о перерасчете, согласно которому использовался новый показатель — «персонифицированный расчетный коэффициент» (ПРК), нарушило закон! Мол, в действующем пенсионном законодательстве нет нормы о ПРК, а правительство не вправе менять или корректировать статьи и положения закона. Тут уже не важно даже то, что Минтруда, по мнению упомянутого мажилисмена, ошибся, утверждая, что ПРК устанавливает зависимость размера пенсий от стажа и зарплаты. Важно кое-что иное:


Дополните это предложение и произнесите вслух: «правительство Тасмагамбетова нарушило закон при перерасчете пенсий»: Как это, должно быть, ласкает слух парламентария! Хотя эта «песня» зацепила бы любого, будь она озвучена в масштабах страны громко и без стеснения. Тут уже детали о том, что произошла формальная уравниловка, были допущены элементарные ошибки, не имеют значения. Потому что вот она, волшебная фраза, завершающая логическую цепь до конца.


Пока Мажилис все же не решился рубить сплеча — решено в ближайшее время дать шанс Гульжане Карагусовой возразить на аргументы обвинителей и выступить в Парламенте. Предполагается, что там же ей и предложат принять депутатский вариант повышения пенсий для ряда категорий пенсионеров. Угадайте с трех раз, примет ли загнанная в угол дама это предложение преследователей? Очевидно, что этот вариант и станет спасительным компромиссом для министра — в противном случае получите максимум конфронтации и показательный акт возмездия. Видимо, именно в расчете на то, что Гульжана Карагусова снова пойдет против традиций Востока и начнет разыгрывать строптивость, превратив полюбовные переговоры в дуэль, в парламент зовут и секундантов. Министр юстиции Оналсын Жумабеков приглашение уже получил (он должен рассказать, как проводилась регистрация и правовая экспертиза спорного постановления о повышении пенсий, подписанное Тасмагамбетовым), и, возможно, таковое получит и первый вице-премьер Александр Павлов. Так что развязка драмы со множеством подтекстов близится — самое время делать ставки.


(Окончание следует)