Все лучше, и лучше, и лучше… От перемены излагающих суть дела не меняется

Временами складывается впечатление, что Гульжана Карагусова и ее подчиненные говорят о какой-то другой стране или даже планете – настолько все это не похоже на казахстанские реалии…

Жить стало настолько лучше, что даже как-то уже и невесело. Государственные ведомства словно вышли на тропу войны с НПО, независимыми исследователями и всеми теми, кто дает хоть сколько-нибудь негативную информацию о стране в целом. На один негативный отзыв о реалиях – две хороших новости! Чем не контратака позитивно мыслящих чиновников?


Министерство труда – главный оптимист года. Новости и отчеты о проделанной работе из этого ведомства ну настолько хороши, что даже неприлично становится – видимо, оттого Гульжана Карагусова, которой никак не могут простить триумфального перерасчета пенсий, поделилась правом озвучить очередные перемены к лучшему со своими коллегами. Понятно, что несмотря на смену основного спикера от Минтруда, характер речей ничуть не изменился.


Вице-министр труда и социальной защиты населения Гульшара Абдыкаликова продолжила дело своего непосредственного начальника и 16 октября и рассказала об очередных изменениях к лучшему в жизни Казахстана. Подводя предварительные итоги программы по снижению бедности в республике на 2003-2005 годы, она отметила, что «первый год результаты показывает неплохие». Мол, в текущем году сократилось число получателей адресной социальной помощи, которая выплачивается лицам, имеющим доходы ниже прожиточного минимума, с 1 млн. 500 человек до 800 тысяч.


Отличная новость — для бюджета экономия, и для страны польза. Но только вот что, если подсчет велся примерно по тем же спискам, по которым проводилось и недавнее голосование, – с обилием мертвых душ и устаревшими данными о населении за 1999 год? Или считали только в Алматы и Астане, где в первую очередь ощущаются позитивные экономические изменения, в отличие от, скажем, сельской глубинки в Кзылординской области? Последнее – вполне реальный вариант, тем более, что даже президент в июле отмечал, что на самом деле там работа по решению вопросов бедности и безработицы не отличается целенаправленностью и низкие показатели отмечаются во всех регионах, кроме Астаны. Более того, по данным ПРООН, картинка бедности в Казахстане совершенно иная – это четверть населения республики, которая имеет доходы ниже прожиточного минимума. Четверть – это почти 4 миллиона наших соотечественников, из которых Минтруда видит лишь незначительную часть. Розовые очки – непременный атрибут настоящего чиновника?


Далее, по словам Абдыкаликовой, реальным залогом этих позитивных изменений стали прочие программы Минтруда, а именно меры по улучшению жизни инвалидов и пенсионеров. Речь, конечно же, о недавно проведенной пенсионной реформе – без комментариев.


Другое заявление вице-министра — наряду с этим за счет планируемого повышения уровня благосостояния населения республики предполагается увеличить продолжительность жизни в республике к 2005 году до 67 лет против 65 с половиной (по данным государственной статистики 2001 года). Между тем в отчете ПРООН по человеческому развитию в 2001 году в республике средняя продолжительность женщин составляла 71,7 года, мужчин — 60,2. Последняя цифра примечательна еще и тем, что пенсионный возраст у мужчин — 63 года, и на этом фоне намерения Абдыкаликовой увеличить его до 67 лет — прямо антигосударственное преступление, способное разорить бюджет на лишних пенсионерах.


И еще одна цифра из выступления Абдыкаликовой – к 2005 году планируется обеспечить рост объемов ВВП на душу населения с нынешних $1631 до $2028 в год. Между тем сама Гульжана Карагусова, которая парой недель ранее, 3 октября, расписывала ту же тему в чуть более мажорных тонах, называла иные цифры – ВВП у нас будет аж $2500. Похоже, что там, где два чиновника – три мнения, одно другого краше. Сходятся и первая, и вторая лишь в том, что основой для таких выводов стал «позитивный дальнейший экономический рост страны». Позвольте, как это дальнейший рост может быть позитивным, если его пока нет? Можно вести речь о прогнозах, но уверенно делать расчеты…


Видимо, это опять же стиль работы. Официальные цифры поразительно отличаются от прочих – естественно, в лучшую сторону. Временами складывается впечатление, что Гульжана Карагусова и ее подчиненные говорят о какой-то другой стране или даже планете – настолько все это не похоже на казахстанские реалии. Возможно, сказываются результаты традиционных для чиновников зарубежных командировок – когда перед глазами мелькает множество разных стран, совсем не трудно запутаться и нарисовать себе образ процветающей родины, а затем лишь, не выходя из кабинета, подобрать нужные цифры и составить радужный отчет. Только вот радоваться этому нужно тихо, не выходя из кабинета, – слишком уж нелогичные и неприличные выводы получаются.