Вспомнить все…

Источник: газета "Мегаполис"

Пожалуй, громче уходящего года в политическом плане был только 1998-й. Когда парламентские выборы, заявления, Закон “О земле”, политические дебаты и скандалы сыпались как из рога изобилия. 2003-й до планки не дотянул в основном благодаря оппозиционному лагерю, хотя Астана и подначивала на многое — взять хотя бы тот же ПДС. Нет, подачу не приняли, попытались играть по-своему. В результате почти что самый последний Интернет-медиа-бастион демократии многоликого ДВК переживает нынче не лучшие времена. Что-то там происходит: то ли он тормозит, то ли его тормозят — короче, непонятно. Я, честно говоря, особых проблем с доступом и прочтением не испытываю. Может, у меня компьютер не той системы? Ну и ладно, доберемся еще до них. В смысле — дальше по тексту.


Предупреждаю, что “итоги года”, о которых речь пойдет дальше, — чисто мое субъективное восприятие окружающей действительности. Как, впрочем, и любой другой материал подобного плана, храбро именуемый “аналитическим”. Поэтому, даже если вы и найдете здесь что-то, что, по вашему просвещенному мнению, на значимое событие никак не тянет (или наоборот — не найдете чего-то, что кажется вам значимым), не обессудьте. Каждый человек видит мир со своей высокой колокольни и судит о нем соответственно.


На площадке замена!


Как это обычно бывает, все самое интересное началось по весне. Флюиды и гормоны сделали свое черное дело. Премьер-министр Имангали Тасмагамбетов довольно неумно начал давить на парламентариев нижней палаты авторитетом и нелицеприятным во всех смыслах законопроектом о земле. В результате началась словесная драка, которая плавно переросла в вотум недоверия. Правительство в основном поддержали господа сенаторы, имеющие для этого оправдание из разряда “не придерешься”, они законопроект в глаза не видели, а потому не доверять Имангали Тасмагамбетову причин не имели. Против премьера выступили практически все мажилисмены, за исключением самых робких, самых землевладетельных и тех, кто историческое событие прогулял. Нужное количество голосов парламент не набрал, однако Имангали Нургалиевич поступил как человек и джентльмен: взял да и подал заявление о собственной отставке. Президент подписал бумагу, и вскоре депутаты знакомились с новым премьером — Даниалом Ахметовым, который до той поры руководил Павлодарской областью. Ошалевшие от собственной храбрости и опьяненные собственной неприкосновенной значимостью Депутаты, к сожалению, не заметили того обстоятельства, что правительство, которое набрал Даниал Кенжетаевич, изменилось совсем чуть-чуть. Вот какой сложился пасьянс:


Даниал Ахметов — премьер-министр,


Александр Павлов — первый вице-премьер,


Ахметжан Есимов — министр сельского хозяйства — вице-премьер,


Сауат Мынбаев — вице-премьер,


Алтай Тлеубердин — руководитель Канцелярии премьер-министра РК,


Каирбек Сулейменов — министр внутренних дел РК,


Жаксылык Доскалиев — министр здравоохранения РК,


Адильбек Джаксыбеков — министр индустрии и торговли РК,


Мухтар Кул-Мухаммед — министр культуры, информации и общественного согласия,


Жаксыбек Кулекеев — министр образования и науки РК,


Мухтар Алтынбаев — министр обороны РК,


Айткуль Самакова — министр охраны окружающей среды РК,


Кажмурат Нагманов — министр транспорта и коммуникаций РК,


Гульжана Карагусова — министр труда и социальной защиты населения РК,


Ерболат Досаев — министр финансов РК,


Владимир Школьник — министр энергетики и минеральных ресурсов РК,


Кайрат Келимбетов — министр экономики и бюджетного планирования РК,


Оналсын Жумабеков — министр юстиции РК,


Сарыбай Калмурзаев — управляющий делами Президента РК,


Булат Утемуратов — секретарь Совета безопасности РК,


Ораз Жандосов — председатель Агентства РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.


Те умные люди, обладающие навыком сочинения текстов, которые склонны свою аналитику строить под собственную теорию “Грядут Большие Перемены”, отметили, что позиции Одного Очень Хорошего Человека ослаблены, зато усилились позиции Второго Хорошего Человека, из чего следует, что Второй Хороший Человек должен всенепременно стать Самым-Самым Лучшим Человеком. Подобное мы слышим на протяжении лет эдак пяти, но пока что ничего не изменилось. Так что всерьез все это воспринимать не стоит.


Ход Своиком


Этот термин авторский, и придуман в результате наблюдения за поведением самого оппозиционного оппозиционера в Казахстане.


Петр Владимирович проделывает маневр под названием “ход Своиком” на протяжении нескольких лет — и всегда успешно. Хотя в чем соль — не понимаю. Маневр прост: Петр Владимирович берет да и уходит с какого-нибудь мероприятия, при этом стараясь посильнее хлопнуть дверью, чтоб показать степень своего возмущения царящим в Казахстане беспределом властей. Из этого маневра обычно стараются сделать сенсацию, и, как ни странно, это удается. “Верю!” — кричит Станиславский.


В 2003 году “ход Своиком” Петр Владимирович сделал, покинув в самом начале очередное заседание ПДС, как только выяснил, что вопрос о политических заключенных в повестке дня не значится.


Самое забавное, что Петр Владимирович в недавнем заседании Постоянно действующего участие принял. Видать, вопрос о политзаключенных отпал сам собой.


Безумству храбрых…


Это событие произошло далеко за пределами Казахстана, однако поучаствовали в нем граждане нашей республики. Группа депутатов, вдохновляемая оракулом парламента и по совместительству ручейком Ерасылом Абылкасымовым, отправилась в Европарламент, чтоб задать там перцу возомнившим о себе много чего лишнего европарламентарияхг. В “Уставе делегации были многие видные лица из мажилиса и правительства, но особо отмечена была Татьяна Птица-говорун Квятковская.


В свою очередь оппозиция также снарядила в поход свою бригаду, которая должна была проследить, чтоб мажилисмены чего лишнего не ляпнули — вроде того, что у нас все в ажуре. И быть бы битве, но вроде, по слухам, все на словах развели.


Казахстанской общественности же так толком и не объяснили, удалось ли втолковать депутатам Европарламента банальную истину о том, что Казахстан — уникальная страна и потому демократия у нас тоже уникальная, или нет, но, судя по всему, “наши” потерпели сокрушительное поражение. Надо было брать дробовики… То есть Ерасыла Абылкасымова.


“Чистые руки” vs Бизнес


Незаметно подобралось лето, а с ним и предвыборная борьба за места в представительных органах — маслихатах. На территории Алматы появилось политформирование под названием Интернациональная платформа “Алма-Ату -в чистые руки”. Под этим невинным названием вступила в бой организация Демократический выбор Казахстана. Поскольку прочие кандидаты ничем особенным не выделялись, эта ИП привлекла особое внимание наблюдателей, любителей и специалистов. В общем-то, неплохая задумка, выразившаяся в плакатиках “Найди свой округ и своего кандидата” (явно российского происхождения), внимание электората не привлекла. Слишком аморфно было образование, мало работали с электоратом кандидаты, больше внимания уделив направленным против себя “черным” РR-атакам. Информационную войну “чисто-ручки” проиграли на собственном же поле — я думаю, мало кто будет возражать, что СМИ оппозиции есть чистейшей воды “черный” РR, даже упомянутый выше последний медиа-интернет-бастион. И побили их тем же оружием. Требования отыскать “политкиллеров” и замочить в сортире нужного действия не возымели. И никто не задумался поискать этих самых “киллеров” в лагере самих оппозиционеров — точнее, в среде их СМИ. Знаете, журналисты — такой народ… Впрочем, это всего лишь одна из версий.


Сами выборы показали, что в Казахстане появился такой слой общества, который, согласно классическим канонам, именуется средним классом. По крайней мере в Алматы большее число мест в маслихате принадлежит именно представителям этого класса. Пока что это образование аморфно, не имеет собственных политических и общественных организаций, не пытается протаскивать нужные законы методом политического лобби, но места в маслихате — это уже первый шаг. Кстати, недавно слышал высказывание, что средний класс — это электорат “Ак жола”. Как видите, уже имеются попытки присвоить себе новое общественное образование.


Две партии


Осень порадовала. Произошло сразу два громких события, которые затмили собой и выборы, и смену правительства, и вообще все.


Вначале общественное объединение “Асар”, о рождении которого было объявлено в граде Актобе, в ходе поездки зачинательницы движения Дариги Назарбаевой по городам республики трансформировалось в политическую организацию. О намерении создать новую партию было объявлено в не менее славном граде Туркестане. Добравшись до Алматы, партия уже обзавелась солидным исполкомом, который занялся регистрацией “Асара” в соответствующих государственных органах. Органы буквально на прошлой неделе все необходимые манипуляции выполнили, и лидер партии получила свидетельство о рождении.


Пока что об “Асаре” мы знаем из роликов, транслирующихся по ТиВи, и из интервью Владимира Рериха, члена исполкома. Политической платформой “Асара” стала “Стратегия-2030”, главная цель — захват в будущем году половины мест в нижней палате парламента в ходе честных демократических выборов.


В связи с появлением “Асара” — провластной партии — слухи о слиянии его с подобной организацией, которые до сих пор были представлены “Отаном”, ГПК и аграриями, стали уже не просто досужими разговорами, но были возведены в ранг авторитетных прогнозов. Жертвой слияния, судя по этим прогнозам, должна была стать самая старая из партий власти — “Отан”. В конце концов эти прогнозы достигли ушей и.о. лидера “Отана” Амангельды Ермегияева и вынудили того выступить с речью в эфире “31 канала”. И.о. доходчиво объяснил, что ни о каком слиянии не может быть и речи. У “Асара” и “Отана” разные пути-дороги. Ну-ну, подумали прогнозисты, свято уверовавшие в собственные предсказания, но вслух пока что ничего не сказали.


Вторым событием осени стала отставка посла Казахстана в России Алтынбека Сарсенбаева. Отставке предшествовало интервью, в котором политик внятно и доходчиво объяснил, что он думает о правительстве и о новшествах в партстроительстве в целом. Кто, прочитав интервью, поставил десять баксов на то, что после этого откровения Алтынбек Сарсенбаев покинет государственную должность, мог спокойно идти пить пиво на вырученный капитал. Посол перестал быть послом, заделавшись вначале обычным гражданином, а потом сопредседателем партии “Ак жол”. Как раз подвернулся очередной съезд Партии младотюрков (как когда-то называли Б.Абилова, А.Байменова и О.Жандосова), в начале которого Алтынбек Сарсенбаев и группа товарищей подали заявление о своем желании вступить в ряды, а в конце сопредседателей у “Ак жола” стало пять. Кроме Алтынбека Сарсенбаевича в группу руководителей вошла и Людмила Жуланова.


Вы забыли “физическое уничтожение”


Последний медиа-интернет-бастион после всех перечисленных событий периода осень-зима вдруг объявил на всю Сеть, что неизвестные злокозненные личности ставят палки в колёса тачанки мировой демократии. Были разосланы во всевозможные инстанции письма одинакового содержания. Очень грустного, надо сказать. Одна инстанция, к которой обратилось руководство бастиона, дала ответ, в котором объяснила, что никакого касательства к злоключениям сайта не имеет.


Не удовлетворившись, бастион на своих страницах опубликовал воззвание не очень понятного содержания. Нас привлекли следующие строки: “Но вы же забыли последнее и самое радикальное средство — физическое уничтожение. Такого еще не было. Остается вам и это попробовать. Только на этот раз хорошо подумайте!..”


Что это? Оригинальный способ суицида? Или что-то новое в политтехнологнях? Непонятно. Но звучит красиво.


Вступая в ряды Коммунистической партии…


Лидер Коммунистической партии Казахстана Серикболсын Абдильдин перед празднованием Дня независимости сделал своим соратникам подарочек. Он привлек в ряды партии электорат. Электорат зовут Толен Тохтасынов, и он по совместительству что-то вроде лидера ДВК. Калька с политтехнологичного трюка “Ак жола” видна невооруженным взглядом. Серикболсын Абдильдаевич торжественно вводит Толена Тохтасынова в ряды КПК и тут же превращает его в секретаря ЦК КПК. Но если за избрание А. Сарсенбаева сопредседателем голосовали единогласно, то в этом случае радо Тохтасынову было подавляющее меньшинство. Тем не менее электорат секретарское место получил, а вместе с ним и нехилую возможность стать депутатом мажилиса-2004 по партийным спискам Компартии. Для чего, собственно, и затевалась вся эта операция, внесшая разброд в ряды коммунистов.


Таким вот и представился мне уходящий год. Повторяю, в чем-то можно не согласиться, с чем-то поспорить, но это — уже в будущем году. А там, уверен, будут и свои, не менее интересные события.


До следующего года!


«Мегаполис», 25.12.03 г.