Справка. Основы ислама как религии

Справку подготовил Владимир Васильевич Волков 1966 г. р. Кандидат политических наук. Автор ряда статей, в т. ч.: “Политический радикализм: попытка концептуального анализа” (2002); “Процесс исламского возрождения в современной России: истоки, тенденции, противоречия” (2002); “Как не следует защищать ислам” (2003)


***


Возникновение ислама обычно относят к 622 году — времени хиджры, исхода первых мусульман из Мекки в Йасриб (Медину). Ислам во многом воспринял догматику и мифологию “старых” авраамических религий иудаизма и христианства. Вместе с тем ислам предстает религией с собственными четко разработанными фундаментальными положениями и принципами, опирающимися на Коран и Сунну. Эти принципы обычно излагают в виде “Столпов Веры” и “Столпов Ислама”.


Под обобщающим названием “Столпы Веры” понимаются основные догматические положения ислама:


1. Вера в Аллаха — Бога-Творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является единобожие (таухид). Постулату единобожия соответствует и самый страшный грех в исламе — ширк, многобожие, или “придание Богу соучастников”.


2. Вера в ангелов. В Коране и Сунне чаще всего упоминаются ангелы, особо приближенные к Аллаху. Джибрил (Гавриил) — ангел Откровения, именно через Джибрила Аллах передал Мухаммаду Коран. Исрафил — ангел, зачитывающий божественные решения о судьбах людей и мира другим ангелам для исполнения, его непременный атрибут — рог (сур), в который он затрубит в День воскресения мертвых. Малик — ангел-хранитель Ада. Мункар и Накир — два ангела, которые будут опрашивать каждого человека после смерти. Харут и Марут — ангелы, посланные к людям Вавилона ради испытания их веры. Израил — ангел смерти, хранитель Рая. Упоминается также и “падший ангел” Иблис — дьявол ислама. Иблис — ангел, ослушавшийся Аллаха, низвергнутый за это с небес и с тех пор пытающийся отвратить верующих от Аллаха.


3. Вера в Священные Писания, ниспосланные Аллахом. Под этим понимаются все Божественные откровения, которые ниспосылались людям. Народы, получавшие божественные заветы через пророков, — иудеи и христиане, не считаются невежественными (джахилюн) и именуются ахль аль-китаб (люди писания)[1].


4. Вера в пророков (посланников) Божьих. Коран и Сунна предписывают принимать всех посланников Аллаха. Всего насчитывают 124 000 посланников, хотя поименно в Коране упоминаются только 28. Девять пророков считаются “стойкими”: Нух (Ной), предупрежденный Аллахом о грядущей каре — потопе — и построивший ковчег (на котором, кстати, спасся дьявол — Иблис, пробравшись туда под видом осла); Ибрахим (Авраам) — родоначальник арабов и евреев, получивший от Аллаха свитки Писания и построивший со своим сыном Исмаилом земную Каабу; Дауд (Давид), получивший от Аллаха Забур (Псалмы); Йакуб (Иаков); Йусуф (Иосиф); Аййуб (Иов); Муса (Моисей), получивший Тауру (Тору). Иса (Иисус) сын Марйам (Марии) — восьмой стойкий пророк, получивший от Аллаха Инджиль (Евангелие). Завершает череду пророков Мухаммад — последний пророк, “печать пророков”, — которому Аллах ниспослал Коран.


5. Вера в Судный день. Она включает в себя веру в грядущую вселенскую катастрофу, грядущее воскресение, Божий суд и существование ада и рая.


6. Вера в предопределение. Мусульманин должен верить, что все происходящее в этом мире происходит по воле и определению Аллаха.


Основы вероисповедальной практики называются “Столпами ислама”.


1. Исповедание веры — шахада (“свидетельство”) — ритуальная формула двух первых догматов ислама: “Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха” (Ля илаха илля л-Лаху ва Мухаммадун расулу л-Ллахи). Первая часть шахады утверждает веру в единого бога (таухид), а вторая — в пророческую миссию Мухаммада (нубувва). Шахада — важнейшее положение исламского символа веры. Иноверец, провозгласивший шахаду в присутствии двух свидетелей, становится мусульманином. Однако шахада считается недействительной, если произносивший ее допустил лицемерие, не принял произнесенное всем сердцем, либо использовал шахаду лишь как грамматический пример.


2. Молитва (арабск. — ас-салат; персидск. — намаз) — осознание Бога и общение с ним. Молитвенный обряд отличается от случайного обращения к богу по каким-либо личным поводам. Прежде чем начать молитву, мусульманин должен совершить омовение (вуду). Молитва включает от двух до четырех ракатов — циклов поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул и коротких сур Корана в строго определенном порядке. Ежедневный молитвенный цикл состоит из пяти обязательных молитв: фаджр (молитва на рассвете, состоящая из двух ракатов), зухр (полуденная, 4 раката), аср (предвечерня, 4 раката), магриб (на закате, 3 раката), иша (с наступлением ночи, 4 раката). Дополнительная ночная молитва (витр) может включать до 13 ракатов. Молитва может совершаться в любом ритуально чистом месте, однако пятничную полуденную молитву рекомендуется совершать в мечети совместно с другими мусульманами (салят-аль-джума). Всем взрослым мужчинам предписано присутствовать на этой молитве.


3. Закят — налог в пользу нуждающихся мусульман. В соответствии с Кораном Аллах требует от правоверного не только исполнения молитвенного обряда, но и оказания материальной помощи тем, кто в ней нуждается. Закят буквально означает “очищение”, так как считается, что милостыня “очищает” богатство, делает его праведным, а уплата закята позволяет добиться справедливого перераспределения жизненных благ и духовно очищает того, кто платит его своевременно.


4. Соблюдение поста (саум) в месяц Рамадан, девятый месяц мусульманского календаря. По преданию, именно в месяц Рамадан Аллах призвал Мухаммада к пророчеству и ниспослал ему первые коранические откровения. Пост требует от мусульманина сознательного приведения духа в состояние молитвы и покоя. В дневные часы правоверный обязан ограничивать себя в физических удовольствиях. В это время он должен отказываться от еды, питья, курения и интимных отношений. Однако все это не запрещено после захода солнца (когда нельзя отличить черную нить от белой) вплоть до следующего утра, но и в эти часы мусульманин должен придерживаться благочестия. Пост длится 30 дней. По истечении Рамадана начинается трехдневный праздник разговения (ид аль-фитр).


5. Хаджж — паломничество в Мекку. Каждый взрослый, материально обеспеченный мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить хаджж.


Хаджж совершается в строго определенное мусульманским календарем время, в месяц Зу-ль-хиджа, четвертый после Рамадана. Мусульманин может совершить паломничество и в любом другом месяце. Но в этом случае паломничество не считается хаджжем, а только малым паломничеством (умра). Ритуал хаджжа в Мекке повторяет прощальное паломничество Мухаммада.


Некоторые мусульманские богословы к пяти общепринятым “столпам ислама” добавляют шестой — джихад (борьба за веру).


Выделяют несколько видов джихада:


— “джихад сердца” — борьба со своими собственными недостатками;


— “джихад языка” — разрешение одобряемого и запрет порицаемого;


— “джихад руки” — наказание преступивших закон и нравственные нормы;


— “джихад меча” — вооруженная борьба с целью защиты ислама, падшие в которой (шахиды) обретают вечное блаженство.


Последний вид джихада называют также газават (мн. ч. от газва — набег) или фатх (завоевание, победа). В такой войне запрещается убивать женщин, детей, стариков и невооруженных священнослужителей любого вероисповедания.


[1] При этом утверждается, что иудеи и христиане исказили полученные божественные заветы. И “вера в Священные Писания, ниспосланные Аллахом”, не означает веры в существующие Тору и Евангелия.


Отечественные записки. 2003. №5 (14).


http://www.strana-oz.ru/?numid=14&article=640