Н. Буш: «Учиться, учиться, учиться»

Источник: газета "Мегаполис"

Господин Буш появился в холле гостиницы “Анкара” в окружении двух-трех человек, сопровождающих его в ходе визита. Договорились на 17.40. Появился в 17.38. Никаких кордонов, не видно хмурых ребят в штатском, да и не было накануне “бюрократических согласований”. Словом, обошлись без формальностей, что, конечно же, приятно удивило: доступен, прост, улыбчив.


— Здравствуйте, г-н Буш. Я Ермек Турсунов. Или просто Ермек.


— Я Буш. Нейл Буш. Очень приятно.


— Поговорим?


— Конечно.


— Вообще-то я ожидал, что у господина Буша будет серьезная охрана, как у международного политического деятеля, или, на худой конец, как у Майкла Джексона.


— А он что, разве приезжает? После 11 сентября к нам приставили огромную охрану, правда, ненадолго.


— В ожидании встречи я порылся в Интернете, полистал западную прессу и наткнулся на массу разнообразной информации. Почему-то на Западе вас не особо жалуют.


— Да, я понимаю. Пишут часто. Наверное, в том числе и о моем недавнем разводе? Во-первых, следует помнить, что нельзя полностью верить тому, что пишут газеты. К примеру, я прожил со своей женой не 23 года, а только 22. Недавно в связи с моим разводом муссировали информацию о том, что меня вызывали в суд, что я давал показания о своем бизнесе, о моих отношениях с женой. Некоторые люди, которые хотят досадить моему брату — президенту, педалируют этим. Мне лично наплевать, как обо мне пишут, но мне не нравится, что они используют меня, чтобы бросить тень на брата. Быть братом президента для меня не доставляет особых хлопот: меня никто и никогда не просил об одолжении, чтобы я там замолвил за кого-то словечко: я с самого начала всем объясняю, что никакого отношения не имею к политическим играм, вообще к политической деятельности. И у людей сразу все вопросы отпадают, и я спокойно работаю. И потом показательно то, что все эти негативные истории появляются накануне выборов. Наверное, потому, что я самая удобная мишень. Так, например, когда мой брат Джеб баллотировался в губернаторы, именно в прессе Флориды появились разные грязные байки.


— Г-н Буш, из всей семьи вы самый загадочный. Если можно так выразиться, вы самый неизвестный из всех известных. С чем это связано?


— Мне очень приятно находиться в Казахстане, и я здесь, поскольку Посольство Казахстана в США пару лет назад приглашало меня приехать. Кроме того, представители деловых кругов проявили интерес ко мне, и вот я здесь. Мне очень понравились теплота и гостеприимство казахского народа, постоянное активное движение и серьезные перемены в вашей стране. Впрочем, как я уже сказал, мой визит не имеет никакого отношения к политике. Политикой занимаются мой старший брат — президент США, и брат, который губернатор Флориды. Я же здесь постольку, поскольку я бизнесмен, и меня заботит состояние системы образования во всем мире. Поэтому, если кто-то приглашает меня приехать и обсудить эти вопросы, почему бы не приехать.


— Вы основатель корпорации “Игнайт”. Чем занимается эта корпорация? И почему вы прибыли с этим проектом именно в Казахстан?


— Компания “Игнайт” занимается выпуском компьютерных обучающих программ для учеников средних классов, и сейчас она распространяет свою продукцию в США. Наши клиенты — ученики школ 10-,12-,13-,14-летнего возраста. То есть мы являемся своего рода конкурентами создателей обычных школьных учебников. Мы в компании считаем, что обычные учебники слишком скучны для современных детей. И поэтому мы наняли экспертов, которые выяснили, каким образом думает ребенок, как он обучается. Они помогли нам разработать такую программу курса обучения, в которой используется мультипликация, музыка, различные герои и известные персонажи, но в то же время это не просто развлекательные, но и обучающие программы. В нашем курсе дети конструктивно подходят к обучению — они не просто зубрят, они обучаются посредством каких-то действий. Однако мой интерес к Казахстану выходит за рамки “Игнайт”. В Казахстане я пока пытаюсь объяснить саму философию, новую философию обучения детей, поскольку мы считаем, что ребенок на самом деле учится, когда он вовлечен в процесс обучения, когда ему интересно, когда он что-то делает.


— У нас в Центральноазиатском регионе как-то так повелось, что образовательными вопросами занимаются в основном первые леди.


— Я с огромным удовольствием встретился бы с Сарой Алпысовной, мне было бы очень приятно. Между тем во многих странах Запада имя первой леди часто связано с образованием в стране. Моя мама в свое время выступала сторонницей всеобщего начального образования, и жена моего брата Лора Буш тоже очень активно участвует в этих проектах.


— Мы знаем, что одно время вы активно занимались бизнесом, работали в различных странах, но вот уже больше года вы ездите по миру с презентацией образовательной программы. Почему вы сосредоточились именно на этом? Вы плохо учились в школе или у вас в свое время были проблемы с образованием?


— Дело в том, что компания “Игнайт” основана в январе 1999 года. Причина, почему я этим занимаюсь: да, действительно, в детстве, когда я учился в школе, я был рассеянным, и у меня были проблемы с тем, чтобы сосредоточиться, прочитать, выучить уроки. В классе я отставал по нескольким предметам. Это так неприятно, когда ты отстаешь от всего класса. Но подлинным импульсом, для того чтобы всерьез заняться этим проектом, послужили мои собственные дети и мои наблюдения над тем, как они учатся в средней школе, уже когда им было по 10-13 лет. В этом возрасте происходит основная нагрузка на детей. В этом возрасте они должны сидеть в классе, читать книжки, записывать, выполнять домашние задания — это самые трудные годы, с точки зрения обучения. Наши дочери хорошо учились, они усердно занимались, получали достойные оценки в школе. Но наш сын, который сам по себе очень умный мальчик, даже выступал в нескольких телевизионных шоу в Америке, и как раз в тот период у него появились проблемы. Учителя нам сказали, а потом и врачи подтвердили, что наш парень не усидчив, чересчур активен и ему надо даже принимать успокоительные таблетки, чтобы сосредоточиться. Сын отказался принимать транквилизаторы. После этого уже в другом месте мы провели ряд анализов, и ему поставили уже противоположный диагноз: выяснилось, что он очень одарен, просто требуется другой подход, и для того чтобы он лучше учился, надо просто создать соответствующие условия. Эксперты посоветовали мне определенную литературу, я начал читать и пришел к ряду очень точных заключений. Первое: все дети могут и должны учиться, они учатся каждый по-своему. И второе: обучение лучше проходит, когда ребенок что-то делает в процессе обучения, увлекается. Поэтому я создал “Игнайт”, мы начали эту кампанию, и мне реально нравится то, чем мы занимаемся.


— Г-н Буш, вы убедили меня в том, что занимаетесь этим проектом очень искренне, — когда вы об этом рассказывали, у вас даже выражение лица поменялось. И все-таки, говорят, что из всей вашей большой дружной семьи вы осознанно дистанцируетесь от политики, однако от нее ведь не уйдешь. Особенно в вашем случае. Так или иначе — это ваш крест, как и всей вашей семьи. Как вы в будущем станете себя позиционировать? И дальше будете держаться несколько в стороне?


— Вы знаете, мой отец явил яркий и положительный пример всем своим детям, как надо служить народу. Служба обществу — вот что главное: то есть ты возвращаешь то, что оно тебе дало, через работу. Каждый делает это по-своему. Я считаю, что я тоже служу обществу, только делаю это по-своему. И если я познаю успех, то буду считать, что со своей миссией справился неплохо.


— Г-н Буш, я думаю, что многим в Казахстане будет интересно узнать обычные мирские веши. Например, как вы росли. Вы самый младший в семье, может быть, вам приходилось донашивать вещи своих старших братьев?


— Такого не помню. В первую очередь, мы были детьми, которых растили двое любящих родителей, и они никогда не говорили о политике. Мы просто росли и жили как самая обычная семья. Для моих родителей всегда приоритетом номер один являлся их брак. Потом уже дети. Обычная семья. Конечно, иногда братья могут повздорить, ну обычные отношения — кому больше наложат жареной картошки и т.д. В общем, ничего необычного, все было как у всех.


— Может быть, у вас были какие-нибудь свои особенные игры: во что вы играли в детстве?


— У нас очень спортивная семья, и мы играли в различные игры. Мы играли и в баскетбол, и в бейсбол на заднем дворе, в теннис играли. Джордж на 8 лет старше, поэтому он часто не бывал дома, а Джефф на два года старше меня, но он очень крупный, поэтому он у нас самый спортивный. В общем, мы все занимались в основном спортом и каких-то особых игр не было.


Скоро мне будет 49, старею потихоньку. Занимаюсь спортом в зале. Использую утяжелители. Ставлю их на ноги и держу 40 минут. А потом делаю приседания. В общем, реально чувствую, что я в нормальной форме. Моя старшая дочь играет в теннис. Мой сын любит пробежки. Младшая дочь, которой 14, очень спортивная, играет в теннис, все они катаются на лыжах. Я думаю, им бы очень понравилось на Чимбулаке. Я уже пообещал еще раз сюда приехать. Здесь снег очень хороший, легкий.


— А случались ли какие-нибудь драки?


— Конечно, бывали обычные ребячьи драки. К примеру, у моего младшего брата Марвина бывали приступы плохого настроения, и как-то раз мама попросила меня вмешаться. В ответ он двинул мне по носу, и у меня хлынула кровь. А это его рассмешило. То есть обычные глупые ребячьи драки. В основном мы боролись, то есть это было похоже, скорее, на игру, чем на драку.


— Трудно ли жить с такой фамилией?


— Совсем нет. Жить, конечно, непросто, но это отнюдь не из-за фамилии, а оттого, что у меня есть родители, которые носят эту фамилию, которые вырастили меня. Они никогда не давали нам повода думать, что мы какие-то необычные, супердети. Они дали нам независимость, которая мне, к примеру, уже взрослому человеку, предоставила возможность спокойно бороться за свои принципы, преследовать свои цели, добиваться чего-то в жизни. Но, конечно, жить с такой фамилией и тяжело, с другой стороны. Но все равно, я считаю, что я счастливый человек: у меня трое детей, которые радуют меня каждый день, я люблю свою работу. То, что я делаю, доставляет мне удовольствие. В общем, моя жизнь — самая лучшая и другой я не желаю.


— Вы приехали к нам сразу после Нового года и открываете для себя Казахстан. Ваши планы как-то связываются с нашей страной в дальнейшем?


— Я обязательно приеду сюда еще раз. Мне очень нравится здесь: атмосфера позитивная, очень динамичная, и я чувствую, что у вашей страны огромный потенциал, хорошее будущее. И что немаловажно: вы являетесь главными в этом регионе. Казахстан — это перспективная страна в Центральноазиатском регионе в плане развития. Мне это, несомненно, нравится.


Воспользовавшись случаем, я хотел бы обратиться к народу Казахстана и поздравить с Новым годом. Хотя я официально не представляю семью Буш или правительство США, то есть не могу официально поздравлять от их имени. Но хотелось бы сказать, что Казахстан и Америка — это страны с неоспоримым и, хотелось бы верить, большим будущим. Они в чем-то даже схожи, и я хочу пожелать, чтобы 2004 год и для казахстанцев, и для американцев, и для всех людей во всем мире был бы мирным годом, годом любви. Добрых отношений друг к другу и особенно к нашим детям.


Беседовал Ермек ТУРСУНОВ


«Мегаполис», 8.01.04.